Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)

    Сторонники  теории правового государства определяют законность как систему реально  действующего права. Это означает:

  1. в обществе и государстве есть правовое законодательство;
  2. полное осуществление, реализацию Конституции и других законов в действиях должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений;
  3. эффективную защиту действия Конституции и других законов [16].

    Из  всего выше сказанного можно сделать вывод, что законность категория ёмкая, многоаспектная, охватывающая большой диапазон в сфере жизни общества и государства. 

    [15] М. С. Строгович Проблемы общей теории права //Избр. тр. Т. 1. М., 1990. с. 111.

    [16] И.А.Иванников Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-259 с. 

    
    1. Взаимосвязь концепции закона и теории законности.

    Важное  теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения законности и законодательства. Между этими  явлениями существует неразрывная  органическая связь.

    Будучи  основой законности, законодательство во многом определяет ее характер. В  частности, детально разработанная  система римского права, его кодификация  предопределили и высокий уровень  законности в сфере имущественных  отношений в Риме. Однако указанная  роль законодательства предполагает и  специфические требования к нему.

      Прежде всего, законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно «правовым», когда в нем находят отражение правовые идеи добра, гуманизма, справедливости, закреплены права. Основой подлинной законности может быть только эффективное законодательство, отвечающее потребностям общественного развития.

    Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно не только отвечать объективным потребностям, но и быть технически совершенным. При его  формировании нужно использовать современный  юридический инструментарий, оно  должно иметь четкую структурную  организацию, основываться на современных  прогрессивных принципах. Неточные формулировки, пробелы и тем более  противоречия в законодательстве неизбежно  влекут за собой нарушение правовых предписаний, ущемление законности[17].

    Как бы ни была совершенна система законодательства, сама но себе она не может обеспечить законность. Мало разработать хороший  закон, мало его издать. Он живет, действует  только тогда, когда исполняется. А  для этого необходимо создать  эффективный механизм его реализации и охраны, обеспечить соответствующий  уровень политической и правовой культуры граждан и должностных  лиц, реализующих право. Самое же главное — законность должна быть обеспечена надлежащей системой гарантий.  

[17] Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. – 2004. 
 
 

    
    1. Принципы  законности и проблема их реализации.

    Юридической основой законности является право  и правомерное поведение всех участников общественных отношений. Соответственно они и обусловливают содержание законности, выраженной в принципах. В научной литературе принципы законности часто рассматриваются как черты законности.

    Принципы  законности - это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в требованиях к поведению субъектов правовых отношений.Подлинная законность строится на принципах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Выделяют следующие принципы законности:

      1. Верховенство закона. Этот принцип обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов. Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает конституция государства. Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься гораздо более широко – как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.
      2. Единство законности, что означает единообразность понимания и общеобязательность требований действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений. Единство (всеобщность) законности - это единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений.
      3. Всеобщность законности, т.е. действия законности на всех лиц. В обществе не должно быть какой-либо организации или индивида, выведенных из-под влияния законности, на которых бы её требования не распространялись. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободной деятельности.

   Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными  средствами, оно призвано надёжно  охранять законные права и интересы граждан. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и  определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов  всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных  слоёв населения, но не гарантируют  их, - то и здесь не может идти речи о законности.

      1. Целесообразность законности, которая способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве и законе. Законность всегда целесообразна и выступает как возможность выбора в рамках действующего законодательства наиболее оптимального варианта осуществления поведения применительно к фактическим обстоятельствам. Закон не может в силу своих свойств изменяться одновременно с динамикой жизни и в этой связи нередко отстает от потребностей общества, становится своеобразным препятствием в разрешении юридических дел с позиции справедливости. Но даже вновь принятые законы могут быть несовершенными, проблемными. К этому ведут недостаточно глубокое осмысление законодательно-реальной финансово-экономической ситуации в стране, неверное представление о содержании российского правового пространства, о возможностях юридической техники и др.
      2. Принцип равенства перед законом предполагает, что законность – это предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам. Его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальной справедливости, порядка [18].
      3. Принцип гарантированности основных прав и свобод граждан предпологает всеобщую защиту индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. Гарантированность основных прав и свобод граждан, позволяет установить приоритеты во взаимоотношениях гражданин – государство – общество и определить пределы их правового регулирования.
      4. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности, здесь имеется ввиду своевременное раскрытие противоправного деяния и адекватное содеянному наказание виновных.
      5. Взаимосвязь законности и культурности характеризует нравственную природу законности. Общая правовая культура – это социальная основа законности. Без определенного уровня правовой культуры всех субъектов права, населения страны в целом невозможно обеспечить должный уровень законности.

    Важное  значение, для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. Требования – это то, чего «требует» законность, т.е. сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение и исполнение которых делает явление законным.

    Правотворческие органы обязаны вовремя реагировать на расхождение между законодательством и требованиями реальной жизни. Законодатель призван максимально точно, закреплять в нормативных актах созревшие общественные потребности, своевременно вносить изменения в устаревшие нормативно-правовые акты. В противном случае закон становится неэффективным.

    Рассматривая  вопрос о связи принципов и  требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов  может быть развернут в совокупность ее требований, каждое из которых, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста. Это позволяет определить четкий перечень  требований законности и осуществить их нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности. 

     [18] Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-259 с.

    1. Субъекты законности.

    В научной и учебной литературе существуют различные подходы к вопросу о том, к каким субъектам адресуется законность. Согласно одному из них, законность ограничивается сферой деятельности органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата и общественным объединениям, но не относится к гражданам. Другой (традиционный подход) заключается в том, что и граждане подпадают в сферу деятельности законности.

    Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, так и к гражданам и их объединениям. Вместе с тем в литературе отмечается, что рациональное зерно есть и в первой позиции.

    Профессор А.Ф.Черданцев в этой связи отмечает: “Состояние законности, в первую очередь, определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность” [19].

    Законность  как бы перекрещивается с понятием “дисциплина”, определяемое в справочных изданиях как “обязательное для  всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам (воинская дисциплина, трудовая и пр.)” [20]. Соответственно такому подходу уточняется содержание государственной дисциплины, т.е. “точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей” [21].

    Например, проф. Н. В. Витрук полагает, что законность касается исполнения только законов и только должностными лицами. Нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка. Действительно, законность не следует смешивать с общеобязательностью права, и смысл ее существования связан, в первую очередь, именно с законами и с публично-правовой сферой отношений в обществе. Самой законности проф. Н. В. Витрук дает определение как идее, требованию и системе (режиму) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. С позиций такого подхода очень четко выгладит нарушением законности принятие ведомственных актов, противоречащих конституционным положениям, нормам закона[22].

    Проф. В. В. Лазарев считает, что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. И распространяется законность, по его мнению, на все сферы действия права (включая частично-правовую) и на все нормативно-правовые акты. Таким образом, проф. В. В. Лазарев представляет другую точку зрения на законность и сферы ее действия. С позиций такого подхода законность определяется как «правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее праводееспособными участниками» [23].

    Субъектами  законности, в принципе, являются все  правоспособные лица, т.е. все субъекты права. Однако в процессе реализации законности учитывается действие законов  по кругу лиц, учитывается общий  или специальный статус субъекта, общая или специальная правоспособность юридического лица.

    С другой стороны именно должностные  лица, особенно в сфере законотворческого  процесса, исполнительно-распорядительной и право-охранительной деятельности призваны поддерживать реализацию законности, обеспечивать и восстанавливать нарушенные права. Законность в тоже время должна учитывать необходимость защиты этих лиц, в процессе осуществления ими своих функций, наделяя их особыми правами и обязанностями.

Информация о работе Законность и правопорядок