Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа
В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.
Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.
Именно
правопорядок является главной целью
правового регулирования
Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В. В. Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие» [33].
Порядок
составляет реальную основу современной
цивилизованной жизни общества. Качество,
степень правопорядочности общественной
жизни во многом определяет общие "здоровье"
всего общественного организма и его индивидов.
В условиях стабильного правопорядка
эффективно функционирует экономика,
достигается гармония в действиях законодательной,
исполнительной и судебной власти, активно
осуществляется деятельность различных
общественных и частных организаций, реально
гарантируется свободное развитие человека,
максимально удовлетворяется его материальные
и духовные потребности.
[28] А.Ф. Черданцев Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. с.197.
[29] Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1997. с.457.
[30] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. – с.286.
[31] Иванников И.А.Толковый словарь по теории права.–Изд.2-е.Ростов н/Д: Феникс, 2006.-с.71
[32] Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М,2010. - с.9
[33] Лазарев В.В. Липень
С.В.Теория
государства и права: Учебник для вузов.
Изд. 3-е испр., доп.
М.: Изд-во «Спарк», 2005.- с.327
Правопорядок включает в себя принципы, устои и тенденции, на основе которых функционирует вся социальная система. Содержание правопорядка есть система правовых и неправовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков. Выделяют следующие признаки правопорядка:
Помимо разделения на признаки, правопорядок классифицируют по уровням:
[34] Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-261 с.
При исследовании данного вопроса необходимо выделить те исходные и первоначальные реалии, основы, фундамент, на которых формируется и функционирует правопорядок в демократическом обществе, которым объявляет себя Российская Федерация. С одной стороны, они предшествуют, вызывают к жизни, формируют порядок, а с другой - являются основой его существования и функционирования.
Характер и значимость принципов различны. Их можно классифицировать. Оправданным и обоснованным является выделение следующих принципов правопорядка:[35].
Обязанность
соблюдать Конституцию и
Не
случайно обычно говорят о конституционном
государственном порядке. Это и
есть не что иное как олицетворение
в действии данного требования. Конституционные
установки определяют основные параметры
содержания и формы. Высшее проявление
данного требования происходит тогда,
когда фактическая конституция
общества и основной закон страны
сливаются в установленном
Обеспечение правопорядка взаимосвязано с соблюдением законности и охватывает широкий круг общественных отношений, регулируемых нормами права. Правопорядок отражает реальный уровень соблюдения законности, предполагает борьбу с правонарушениями, применение мер принуждения и т.д. В своей основе правопорядок выступает как воплощение законности в конкретных общественных отношениях и предполагает устойчивость правовых связей и отношений. Установление и обеспечение правопорядка требуют согласованной законодательной базы, единства действий федерации и ее субъектов, проведения общей стратегии борьбы с преступностью, совершенствования правоохранительной, судебно-прокурорской систем, укрепления правосознания и повышения правовой культуры граждан. Именно поэтому нужны совместные усилия федеральных органов и органов субъектов федерации.
Законность выступает необходимым условием возникновения и функционирования правопорядка. Она является и определяющей юридической характеристикой, пронизывая все стороны его существования и давая ему вполне определенное качество. Без законности правопорядок невозможен. Это и те критерии, по которым он отличается от правового произвола и беззакония.
Обеспечение
законности требует совместных усилий,
взаимодействия, согласования действий
различных ветвей власти на всех уровнях
государственной организации. Это -
основная функция судебной власти,
прерогатива прокурорского
Правопорядок как сложная динамическая система выступает в единстве целостности и структурности. Это целостный и сложный механизм с точным целенаправленным взаимодействием многочисленных структурных элементов. Целостность и структурность выступают теми жизненно необходимыми свойствами, которые позволяют тысячи и миллионы разрозненных правовых актов самых разнообразных субъектов свести в одно целостное образование - механизм функционирования государственной власти и общества. Без требования целостности и структурности нельзя свести воедино такую сложную динамическую категорию, какой является социальная жизнь. В этом сила и действенность правопорядка, его сущностное требование.
Данные
требования обусловлены целым рядом
фактических и юридических
Ставя участников правопорядка в отношения субординации и соподчинения, данный принцип обеспечивает упорядоченность их связей. Это проявляется:
- в субординации
органов государства,
- в соподчинении
нормативных актов, при
- в соподчинении
актов реализации права,
- в соподчинении правовых свойств, отношений и связей.
5) Упорядоченность и нормативность. Упорядоченность как одно из свойств развития материи приобретает особую значимость в общественной жизни. В ее основе социальная нормативность. В правовой сфере они находят своеобразные формы проявления. Объективные требования нормативности и упорядоченности должны получать полное отражение в правовой нормативности и в упорядочивающей деятельности субъектов. Законодатель на требования объективной реальности призван упорядочить: перечень субъектов, их правовые отношения и состояния, связи между ними, образцы правового поведения, методы регулирования, пространственно-временные параметры. Достигается это при помощи правовых норм. Поэтому правовая нормативность выступает основой и средством упорядочения. Без этого требования правопорядок невозможен, как и нельзя достичь устойчивости, стабильности, равновесия в обществе.
6) Справедливость и нравственность. Людям нужен не всякий порядок, а только такой, который пронизан требованиями справедливости и основан на высоких нравственных устоях. Это обеспечивается путем демократии и гуманизма. Если в правовой сфере процветает социальная несправедливость и безнравственность, если отвергаются демократические и гуманистические начала, то это первое свидетельство беззакония и произвола. Правопорядок не может быть аморальным и несправедливым. Данное требование общесоциальное, но оно настолько значимо и определяюще, что выступает основой формирования и функционирования правопорядка. Выступает его сущностной качественной характеристикой.