Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)

    Именно  правопорядок является главной целью  правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются  меры, направленные на обеспечение  законности.

    Правопорядок  представляет собой часть общественного  порядка как устойчивой системы  общественных отношений, сложившейся  в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В. В. Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие» [33].

    Порядок составляет реальную основу современной  цивилизованной жизни общества. Качество, степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности. 

    [28] А.Ф.  Черданцев Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. с.197.

    [29] Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1997. с.457.

    [30] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. – с.286.

    [31] Иванников И.А.Толковый словарь по теории права.–Изд.2-е.Ростов н/Д: Феникс, 2006.-с.71

    [32] Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М,2010. - с.9

    [33] Лазарев В.В. Липень С.В.Теория государства и права: Учебник для вузов. Изд. 3-е испр., доп. М.: Изд-во «Спарк», 2005.- с.327 

    
    1. Признаки  и уровни правопорядка

    Правопорядок  включает в себя принципы, устои  и тенденции, на основе которых функционирует  вся социальная система. Содержание правопорядка есть система правовых и неправовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков. Выделяют следующие признаки правопорядка:

  • Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях.
  • Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
  • Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов.
  • Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
  • Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.
  • Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

    Помимо  разделения на признаки, правопорядок классифицируют по уровням:

      1. по масштабности: правопорядок страны (федерации), субъектов федерации…
      2. по объему значимости: общий, отраслевой, при реализованности правовых институтов, норм права, специальный;
      3. по характеру отношений: конституционный, судебный, административный, финансовый и т.д.;
      4. по сложности: сложный, упрощенный, элементарный;
      5. по степени оформленности: оформленный и не оформленный (действуют правовые обычаи, традиции, мораль и т.д.) [34].
 

     [34] Иванников И.А. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та,2001.-261 с.

    1. Принципы правопорядка

    При исследовании данного вопроса необходимо выделить те исходные и первоначальные реалии, основы, фундамент, на которых  формируется и функционирует  правопорядок в демократическом  обществе, которым объявляет себя Российская Федерация. С одной стороны, они предшествуют, вызывают к жизни, формируют порядок, а с другой - являются основой его существования  и функционирования.

    Характер  и значимость принципов различны. Их можно классифицировать. Оправданным  и обоснованным является выделение  следующих принципов правопорядка:[35].

  1. Конституционность. Правопорядок подчинен Конституции и обеспечивает её реализацию. Конституция РФ закрепляет, что Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права. В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.

    Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные  законы касается всех органов государственной  власти, местного самоуправления, должностных  лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности в правоприменительной деятельности, стабильности и правопорядка в государстве  и обществе. Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием  при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации, различных правовых актов субъектов Федерации (включая  их конституции и уставы). Ст.72 Конституции РФ закрепляет, что обеспечение законности, правопорядка находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов [36].

    Не  случайно обычно говорят о конституционном  государственном порядке. Это и  есть не что иное как олицетворение  в действии данного требования. Конституционные  установки определяют основные параметры  содержания и формы. Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция  общества и основной закон страны сливаются в установленном порядке  жизни.

  1. Законность - необходимое условие возникновения и функционирования правопорядка. Под обеспечением законности, правопорядка имеется в виду создание надлежащих условий для строгого и неуклонного соблюдения всеми Конституции, законов и основанных на них иных нормативных правовых актов. Обязанность соблюдать Конституцию и законы является одной из основ конституционного строя ( ч. 2 ст. 15 Конституции).

    Обеспечение правопорядка взаимосвязано с соблюдением  законности и охватывает широкий  круг общественных отношений, регулируемых нормами права. Правопорядок отражает реальный уровень соблюдения законности, предполагает борьбу с правонарушениями, применение мер принуждения и  т.д. В своей основе правопорядок выступает как воплощение законности в конкретных общественных отношениях и предполагает устойчивость правовых связей и отношений. Установление и  обеспечение правопорядка требуют  согласованной законодательной  базы, единства действий федерации  и ее субъектов, проведения общей стратегии борьбы с преступностью, совершенствования правоохранительной, судебно-прокурорской систем, укрепления правосознания и повышения правовой культуры граждан. Именно поэтому нужны совместные усилия федеральных органов и органов субъектов федерации.

    Законность выступает необходимым условием возникновения и функционирования правопорядка. Она является и определяющей юридической характеристикой, пронизывая все стороны его существования и давая ему вполне определенное качество. Без законности правопорядок невозможен. Это и те критерии, по которым он отличается от правового произвола и беззакония.

    Обеспечение законности требует совместных усилий, взаимодействия, согласования действий различных ветвей власти на всех уровнях  государственной организации. Это - основная функция судебной власти, прерогатива прокурорского надзора, милиции и других правоохранительных структур.

  1. Целостность и структурность, без которых нельзя свести воедино сложную динамическую категорию, какой является социальная жизнь.

    Правопорядок  как сложная динамическая система  выступает в единстве целостности  и структурности. Это целостный  и сложный механизм с точным целенаправленным взаимодействием многочисленных структурных  элементов. Целостность и структурность  выступают теми жизненно необходимыми свойствами, которые позволяют тысячи и миллионы разрозненных правовых актов  самых разнообразных субъектов  свести в одно целостное образование - механизм функционирования государственной  власти и общества. Без требования целостности и структурности  нельзя свести воедино такую сложную  динамическую категорию, какой является социальная жизнь. В этом сила и действенность  правопорядка, его сущностное требование.

  1. Субординация и соподчиненность, что обеспечивает упорядоченность связей. Структура правопорядка означает не только наличие оформленных элементов, самостоятельных образований, но и их строгое соподчинение и иерархическую субординацию. Реальные жизненные потребности и содержание правовых норм обусловливают корреляционное взаимодействие участников по функциям, компетенции, правам и обязанностям. Это имеет место по вертикали как иерархическая субординация и по горизонтали как соподчинение равных.

    Данные  требования обусловлены целым рядом  фактических и юридических обстоятельств. В одном случае речь идет о соподчинении реальных жизненных процессов и  ситуаций, как проявление закона причинных  связей. В другом - их устанавливает  законодатель, что отражено в законе: здесь всеобщая подчиненность участников правопорядка закону и равенство  перед ним. А предоставительно-обязывающее  содержание правовых норм, регулирующих правовые отношения путем взаимосвязанных  прав и обязанностей, обусловливают  корреляционные взаимодействия участников.

    Ставя участников правопорядка в отношения  субординации и соподчинения, данный принцип обеспечивает упорядоченность  их связей. Это проявляется:

- в субординации  органов государства, должностных  лиц, организаций, в соподчинении  всех участников. По социальному  назначению, функциям, положению и  пр. они находятся в иерархической  системе. Это проявляется и  в правах-обязанностях субъектов,  оформляющих корреляционность связей;

- в соподчинении  нормативных актов, при верховенстве  Конституции, по юридической силе;

- в соподчинении  актов реализации права, особенно  при применении его норм;

- в соподчинении правовых свойств, отношений и связей.

5) Упорядоченность и нормативность. Упорядоченность как одно из свойств развития материи приобретает особую значимость в общественной жизни. В ее основе социальная нормативность. В правовой сфере они находят своеобразные формы проявления. Объективные требования нормативности и упорядоченности должны получать полное отражение в правовой нормативности и в упорядочивающей деятельности субъектов. Законодатель на требования объективной реальности призван упорядочить: перечень субъектов, их правовые отношения и состояния, связи между ними, образцы правового поведения, методы регулирования, пространственно-временные параметры. Достигается это при помощи правовых норм. Поэтому правовая нормативность выступает основой и средством упорядочения. Без этого требования правопорядок невозможен, как и нельзя достичь устойчивости, стабильности, равновесия в обществе.

6) Справедливость и нравственность. Людям нужен не всякий порядок, а только такой, который пронизан требованиями справедливости и основан на высоких нравственных устоях. Это обеспечивается путем демократии и гуманизма. Если в правовой сфере процветает социальная несправедливость и безнравственность, если отвергаются демократические и гуманистические начала, то это первое свидетельство беззакония и произвола. Правопорядок не может быть аморальным и несправедливым. Данное требование общесоциальное, но оно настолько значимо и определяюще, что выступает основой формирования и функционирования правопорядка. Выступает его сущностной качественной характеристикой.

Информация о работе Законность и правопорядок