Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа
В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.
Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.
Общественные гарантии – это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для её поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации и т.д.). Общие гарантии законности составляют материальную базу, основу её реализации. Но сами по себе они не действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к которым относят юридические гарантии.
Вопрос
о понятии и о составе
Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условии и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности. К ним можно отнести: полноту и эффективность юридических норм; высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности; эффективность мер юридической ответственности; качественная работа компетентных органов; развитое правовое сознание и высокую правовую культуру личности.
К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивости правопорядка.
Юридические гарантии законности – это закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, непосредственно направленные на обеспечение законности. Среди них можно выделить:
а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение.
б) адвокатура занимает промежуточное положение между общественными и специально- юридическими гарантиями законности. Формально её назначение заключается в том, чтобы способствовать защите прав и законных интересов граждан, добиваться восстановления нарушенных прав в целях охраны и обеспечения режима законности. Согласно ст. 48 п. 1 конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи - бесплатно [45]. Однако реализовать это право могут далеко не все, в силу своего нищенского существования. Адвокатура – это общественная организация, которая отличается от других тем, что привлекается к участию в осуществлении государственных функций (предварительного расследования, правосудия и др.), а поэтому выполняет правоохранительную функцию. Однако в условиях политического, духовного и правового кризисов среди адвокатов появилось много мошенников, которые наживаются на доверии людей. Действуя в строгом соответствии с этикой и законом, адвокаты способствовали бы укреплению законности, защищая права, честь и достоинство граждан [46].
Система
обеспечения законности в деятельности
государственных органов
С управленческих позиций организация системы защиты и обеспечения законности означает, во-первых, определение состояния законности в том или ином звене государственного аппарата, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику нарушений законности, защиту законности и ее упрочение. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и контроле за их выполнением.
Обеспечение
законности не происходит стихийно. Оно
требует целенаправленного
Задача
обеспечения законности, как комплексная
проблема, требует знания и учет
всего многообразия факторов, воздействующих
на поведение людей: как положительных,
т.е. способствующих правомерному поведению,
так и отрицательных, толкающих
людей на совершение противоправных
проступков, а также экономических,
политических, социокультурных, правовых,
психологических и многих других.
Из выше перечисленного набора наиболее
существенное влияние на состояние
законности и правопорядка оказывают
следующие субъективные и объективные
факторы: правовое сознание индивида и
глубина отражения им правовой деятельности;
нравственное сознание личности, которое
формирует отношение к
Наиболее существенное влияние на состояние законности оказывает уровень правового сознания (правовые знания, отношение к правовым ценностям, стереотипы правового поведения, правовые навыки и умение). При этом важно не знание права вообще (всех правовых норм не знает никто), а знание правовых принципов и норм, с которыми данное лицо сталкивается постоянно в жизни и работе. Наиболее желательным видом отношения к правовым нормам является не просто уважение к ним, а солидарность с ними, внутреннее согласие, принятие «рабочих» норм как своих. Правовые привычки, навыки и умения также должны носить направленный характер.
Заметную роль играет деятельность государственных органов по созданию законов и других нормативных актов, а также их организаторская деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка в стране, в каждой области, в каждом городе или районе. Особую роль в этом плане играет работа правоохранительных органов: суда, прокуратуры, внутренних дел, юстиции и др., в частности направленная на предупреждение и пресечение преступлений, других правонарушений, привлечение виновных к законной ответственности. Важнейшее значение имеет качество законодательства (законов, нормативных актов): их соответствие реальным условиям жизни; правильность определения потребности в правовом регулировании; законность нормативных актов (по содержанию, форме, процедуре принятия), их соответствие нормам общественной морали (ясность, четкость, доступность правовых норм, их систематизированность)
Организация системы обеспечения законности и правопорядка включает также: анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике нарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; включение в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в служебной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей.
Для достижения указанных
Демократический порядок служит, в свою очередь, необходимым условием укрепления и развития законности (общественные формирования, возрождаемые в отдельных регионах страны для обеспечения правопорядка, демократическая подконтрольность исполнительного аппарата гражданам и др.). Важную роль в этом плане играет контроль представительных органов за деятельностью исполнительных органов, судебных органов за деятельностью тех и других.
Профилактика
нарушений законности означает выявление
причин и условий нарушений
Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев оценки состояния законности, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности государственного аппарата и его отдельных звеньев, органов, подразделений и служб.
Всякая
отраслевая система управления, как
известно, работает на свое упрочение.
Поэтому, если быть реалистичным, то надо
признать, что система в целом,
как и составляющие ее органы и
подразделения, не всегда заинтересованы
в раскрытии объективной
В
то же время объективная
Необходимыми предпосылками правопорядка являются стабилизация и рост экономики, обеспечение социальной справедливости, рост материальной обеспеченности людей, их моральное воспитание. Должны быть устранены объективные и субъективные факторы, отрицательно влияющие на состояние правопорядка: несвоевременная выплата зарплаты, пенсий, факты национального сепаратизма и исключительности, казнокрадство и коррупция и т.д.