Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)

    Общественные  гарантии – это меры, применяемые  общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для  её поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации и т.д.). Общие гарантии законности составляют материальную базу, основу её реализации. Но сами по себе они не действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к которым относят юридические гарантии.

    Вопрос  о понятии и о составе юридических  гарантий законности решается в юридической  литературе неоднозначно. По мнению одних  авторов, к таким гарантиям принадлежат  лишь определенные разновидности юридических  норм (нормативно-правовые средства обеспечения  законности) [42]. Другие юристы включают сюда также и деятельность государственных органов (а в ряде случаев и общественных организаций), протекающую в соответствии с этими нормами. Согласно третьей точке зрения, к рассматриваемым гарантиям относится именно деятельность государственных и общественных организаций (основывающаяся, разумеется, на юридических нормах) [43]. Наконец, высказана и такая мысль, что под юридическими гарантиями следует понимать систему нормативных и индивидуальных правовых предписаний и соответствующую им юридическую деятельность, специально предназначенные для обеспечения законности [44].

    Юридические гарантии законности – это обусловленная  особенностями экономического и  общественного строя система  условии и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности. К ним  можно отнести: полноту и эффективность  юридических норм; высокий уровень  контроля и надзора за реализацией  законности; эффективность мер юридической  ответственности; качественная работа компетентных органов; развитое правовое сознание и высокую правовую культуру личности.

    К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивости правопорядка.

    Юридические гарантии законности – это закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, непосредственно  направленные на обеспечение законности. Среди них можно выделить:

  1. Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство должно отвечать требованиям времени.
  2. Внутриведомственный и межведомственный контроль над законностью. Внутриведомственный контроль заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, т.е. этот контроль осуществляется по вертикали. Возможен и межведомственный контроль. Например, контроль органов прокуратуры за деятельностью милиции. В современном демократическом государстве должен быть судебный контроль над всеми органами государственной власти и должностными лицами.
  3. Осуществление с совершенствование деятельности специальных государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности (судебных, прокурорского надзора, МВД, ФСБ, органов налоговой полиции, таможенной службы (направленной на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ)), органов юстиции (обеспечивают необходимые условия при регистрации общественных и религиозных организаций).
  4. Иные специальные гарантии:

    а) жалобы и заявления граждан, их своевременное  и правильное рассмотрение.

    б) адвокатура занимает промежуточное  положение между общественными  и специально- юридическими гарантиями законности. Формально её назначение заключается в том, чтобы способствовать защите прав и законных интересов  граждан, добиваться восстановления нарушенных прав в целях охраны и обеспечения  режима законности. Согласно ст. 48 п. 1 конституции  Российской Федерации, каждому гарантируется  право на получение  квалифицированной  юридической помощи - бесплатно [45]. Однако реализовать это право могут далеко не все, в силу своего нищенского существования. Адвокатура – это общественная организация, которая отличается от других тем, что привлекается к участию в осуществлении государственных функций (предварительного расследования, правосудия и др.), а поэтому выполняет правоохранительную функцию. Однако в условиях политического, духовного и правового кризисов среди адвокатов появилось много мошенников, которые наживаются на доверии людей. Действуя в строгом соответствии с этикой и законом, адвокаты способствовали бы укреплению законности, защищая права, честь и достоинство граждан [46].

    Система обеспечения законности в деятельности государственных органов представляет собой структуру мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности, т. е. состоит  из двух блоков: а) профилактики нарушений  законности; б) упрочения законности. Такое деление обусловлено двойственным характером системы влияющих на функционирование должностного лица условий и факторов социальной среды, которые могут  быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания - материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые и  др.).

    С управленческих позиций организация  системы защиты и обеспечения  законности означает, во-первых, определение  состояния законности в том или  ином звене государственного аппарата, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику нарушений законности, защиту законности и ее упрочение. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений  и контроле за их выполнением.

    Обеспечение законности не происходит стихийно. Оно  требует целенаправленного воздействия  на поведение (деятельность) субъектов  общественных отношений, т.е. является управленческим процессом.

    Задача  обеспечения законности, как комплексная  проблема, требует знания и учет всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей: как положительных, т.е. способствующих правомерному поведению, так и отрицательных, толкающих  людей на совершение противоправных проступков, а также экономических, политических, социокультурных, правовых, психологических и многих других. Из выше перечисленного набора наиболее существенное влияние на состояние  законности и правопорядка оказывают  следующие субъективные и объективные  факторы: правовое сознание индивида и  глубина отражения им правовой деятельности;  нравственное сознание личности, которое  формирует отношение к социально  значимым ценностям общества; уровень  общей культуры гражданина, который  формирует отношения к правовым ценностям общества; внешняя среда (и прежде всего экономика, которая определяет и социально-политическую обстановку, и уровень законодательства, и состояние организации и деятельности государственных, в том числе правоохранительных, органов и всех остальных элементов, определяющих состояние законности); правотворческая и правоприменительная деятельность государственных органов, направленная на обеспечение законности и правопорядка в стране, качество законодательства, правильность определения потребности в правовом регулировании, законность нормативных актов, их систематизированность; повышение правовой, нравственной, политической и общей культуры населения, которые выступают важнейшей социальной основой законности.

    Наиболее  существенное влияние на состояние  законности оказывает уровень правового сознания (правовые знания, отношение к правовым ценностям, стереотипы правового поведения, правовые навыки и умение). При этом важно не знание права вообще (всех правовых норм не знает никто), а знание правовых принципов и норм, с которыми данное лицо сталкивается постоянно в жизни и работе. Наиболее желательным видом отношения к правовым нормам является не просто уважение к ним, а солидарность с ними, внутреннее согласие, принятие «рабочих» норм как своих. Правовые привычки, навыки и умения также должны носить направленный характер.

    Заметную  роль играет деятельность государственных  органов по созданию законов и  других нормативных актов, а также  их организаторская деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка в стране, в каждой области, в каждом городе или районе. Особую роль в  этом плане играет работа правоохранительных органов: суда, прокуратуры, внутренних дел, юстиции и др., в частности  направленная на предупреждение и пресечение преступлений, других правонарушений, привлечение виновных к законной ответственности. Важнейшее значение имеет качество законодательства (законов, нормативных актов): их соответствие реальным условиям жизни; правильность определения потребности в правовом регулировании; законность нормативных актов (по содержанию, форме, процедуре принятия), их соответствие нормам общественной морали (ясность, четкость, доступность правовых норм, их систематизированность)

    Организация системы обеспечения законности и правопорядка включает также: анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике нарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; включение в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в служебной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей.

      Для достижения указанных требований  необходима надлежащая организация  нормотворческого процесса, который обеспечивал бы обоснованность, законность, целесообразность и справедливость всех правоприменительных актов. Поскольку формирование индивидуального сознания (правового, нравственного и пр.) происходит под влиянием группового и общественного сознания, вполне естественна необходимость всемерного повышения уровня правовой, нравственной, политической, общей культуры населения.

    Демократический порядок служит, в свою очередь, необходимым условием укрепления и развития законности (общественные формирования, возрождаемые в отдельных регионах страны для обеспечения правопорядка, демократическая подконтрольность исполнительного аппарата гражданам и др.). Важную роль в этом плане играет контроль представительных органов за деятельностью исполнительных органов, судебных органов за деятельностью тех и других.

    Профилактика  нарушений законности означает выявление  причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов - экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация профессионального правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью и т. д.

    Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев  оценки состояния законности, а также  системы показателей для ее определения  применительно к деятельности государственного аппарата и его отдельных звеньев, органов, подразделений и служб.

    Всякая  отраслевая система управления, как  известно, работает на свое упрочение. Поэтому, если быть реалистичным, то надо признать, что система в целом, как и составляющие ее органы и  подразделения, не всегда заинтересованы в раскрытии объективной картины  состояния законности, тем более - в выявлении ее нарушений. Поэтому, важное значение имеет внешний надзор и контроль, осуществляемый органами государственной власти, прокуратуры, суда и др.

    В то же время объективная необходимость  упрочения отраслевой системы требует, чтобы с нарушениями законности внутри нее велась борьба собственными силами и средствами. Особую роль в  этой связи имеют вышестоящие  органы, а также внутриведомственный  контроль.

    Необходимыми  предпосылками правопорядка являются стабилизация и рост экономики, обеспечение социальной справедливости, рост материальной обеспеченности людей, их моральное воспитание. Должны быть устранены объективные и субъективные факторы, отрицательно влияющие на состояние правопорядка: несвоевременная выплата зарплаты, пенсий, факты национального сепаратизма и исключительности, казнокрадство и коррупция и т.д. 

Информация о работе Законность и правопорядок