Что такое политика. Что – наука о политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:16, лекция

Описание

Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы. История политологии как науки. Учение древнегреческих мыслителей. Учение древнеримских мыслителей. Средне вековые философы о политике. Политическая мысль древней Руси. Позднее Средневековые и Эпоха Возрождения.

Работа состоит из  1 файл

лекция1.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

Важную роль в утверждении либерализма как направления политической мысли сыграли социалисты-утописты Л.Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.Оуэн.

Социалистический идеал всегда являлся существенным и неотъемлемым элементом духовной культуры и деятельности людей. Основу этого идеала составляет утверждение уничтожающего отчуждение общества. Под ним утописты понимали такой общественный порядок, при котором устранены классовые антагонизмы, удовлетворяются все материальные (в одежде, пище, жилье) и духовные (в самовыражении, общении, красоте), потребности, обеспечены мир и безопасность человека, индивид освобожден от всякого принуждения (в том числе и от принуждения к труду), чувствует себя полноправным членом общества.

Л. Сен-Симон разработал свою теорию "социальной физиологии",  в основе которой лежит утопический план построения рационального общественного уклада как "промышленной системы". Он полагал, что путь построения нового общества лежит через расцвет промышленности и сельского хозяйства, через искоренение в обществе всякого паразитизма, через введение для всех обязательного труда по способностям и введение распределения по потребностям. Сен-Симон не противопоставляет интересы пролетариата и буржуазии, утверждает, что буржуазия, сохраняя в своих руках средства производства, должна обеспечить трудящимся их благосостояние. Разработанная им концепция нового христианства должна была дополнить материальные стимулы моральными требованиями новой религии с ее лозунгом "Все люди - братья".

Заслуга Ш. Фурье состоит в том, что он дал глубокую, обстоятельную и остроумную критику капитализма, указывая, что мало иметь политические права, человек должен располагать и социально-экономическими правами.

Р. Оуэн остро воспринимал социальные бедствия английского пролетариата и посвятил свою жизнь сначала попыткам облегчить тяжелую участь рабочих путем филантропии, предложений "гуманного фабричного законодательства", а затем разработке плана коренных общественных преобразований для обеспечения "благосостояния всего человечества" и попытке практически реализовать этот план. После неудачи этой попытки Оуэн активно участвует в создании профессиональных и кооперативных организаций в Англии. План Оуэна предусматривал создание сети коммун, которые со временем распространяются во всем мире, в результате чего возникнет единый порядок управления с единым сводом законов. Это будет коллективистское общество, основанное на общественной собственности и общем труде членов коммуны, равенстве их прав и обязанностей.

Однако не все философы XIX века одинаково относились к идеям Французской революции, либеральным воззрениям. К числу тех, кто решительно не хотел воспринимать их, относится философ Ф. Ницше. Его мировоззрение проникнуто ненавистью к "духу революции", народным массам. В своих работах "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Воля к власти" Ф. Ницше подвергает критике принципы и нормы либерально-буржуазной идеологии, признает ее фактором, расслабляющим волю к борьбе, откровенно проповедует принципы антигуманизма и антидемократизма. Он резко разграничивает идеологию, предназначенную для воспитания духа покорности у трудящихся ("мораль рабов") и идеологию, предназначенную воспитывать касту господ ("мораль господ"), проповедуя для них безудержный индивидуализм "сверхчеловека". Разуму он противопоставляет волю.

Универсальной движущей силой развития он считает "борьбу за существование", которая перерастает  "вволю к власти". Владение властью над людьми - вот главное, к чему должны стремиться все помыслы человека.

В 60-80-е годы в либерализме происходит переоценка ценностей, формирование "нового либерализма", "социального либерализма". В этом виде либерализм в это время распространяется за Пиренеи, в Южную и Центральную Америку. С распадом мировой социалистической системы, разрушением СССР неолиберальные воззрения были взяты на вооружение руководством многих постсоциалистических стран, что, однако, не обеспечило им ожидавшихся радужных результатов, так как значительная часть народа этих стран не была склонна воспринимать их.

Развитие либерализма как направления политической мысли потребовало и нового метода исследования. На место метафизики и рационализма приходит позитивизм, автором которого стал секретарь Сен-Симона Опост Конт (1798-1857). В своих работах "Система позитивной политики или трактат о социологии", "Курс позитивной философии" он дает новую трактовку иерархии всех наук в таком порядке: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Главное требование позитивизма - изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и их связи, а не на философских интерпретациях смысла истории.

 

Генезис политических идей в конце XIX - начале XX века.

Генезис политических идей в XX веке характеризуется следующими воззрениями.

Солидаризм, одним из основных представителей которого является Л.  Дюги, который, критикуя марксизм, резко отрицательно относился к классовой борьбе, революции, опираясь на идеи О. Конта, Э. Дюркгейма, Л. Буржуа, он развивал идею социальной солидарности буржуазии и трудящихся масс.

Одним из главных представителей нормативизма или "чистой" теория права был Г. Кельзен, работа которого так и называется "Чистая теория права". Чистота права, по Кельзену, заключается в исключении из него идеологических и ценностных аспектов (сущность, ценность, справедливость права, по его мнению, являются "метафизическими" вопросами) и предполагает ее ограничение сферой формально-логических построений, изъятие из нее любых социальных аспектов.

Гносеологической основой распространения психологической теории права явилось становление в начале XX века психологии как науки и переход социологии от натурализма и биологизма (Г. Спенсер) к психологизму (Г. Тард, В. Вундт). Противопоставляя волю и интеллект, чувства и разум, психологическая теория ищет основу права в сфере иррационального - чувствах, инстинктах, порывах, эмоциональных, волевых актах и т.д. Эта теория полностью игнорирует различия между правом и правосознанием.

Основателями теории элит были итальянские политологи Г. Моска  и В. Парето. По этой теории политика есть сфера борьбы двух противоположных классов, властвующего меньшинства (элита) и подвластного большинства (народ). Демократию они считали утопией, миражом, так как она прокладывает путь к диктатуре, благодаря манипулированию народными массами. Свободу человечества они связывали не с последовательной демократией, а с компетентной элитой. Судьба элиты, биографии избранных, а не большинства, являются двигателями истории.

Главной идеей теории бюрократии М. Вебера - социально-политической философии - является идея экономической рациональности, нашедшая свое воплощение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т.д. Тенденция рациональности проникает во все сферы межчеловеческих отношений и культуры. В основе общественного развития, по М. Веберу, лежит культурная деятельность, культурные функции культурного взаимодействия.

Теория государства всеобщего благоденствия, основателем которой явился английский экономист Д. Кейнс, гласит, что государственно-монополитистическое регулирование экономики ведет к преодолению "социальных язв", классовых антагонизмов, присущих прежнему этапу капитализма. Создание смешанной экономики, активная регулирующая роль государства, политика социальных услуг - все это ведет к развитию государства "всеобщего благоденствия", которое теряет свой классовый характер, становится орудием преимущественно трудящихся.

В XX веке появилась доктрина технократии благодаря значительному усилению влияния на политику науку и технику и резко возросло участие научно-технических специалистов в государственном управлении.

Возникновение этой доктрины связывают с именем американского профессора Т. Веблена. В 30-е годы технократические идеи отстаивали Г. Скотт, Ф. Тейлор, в 60-80-е гг. - Г. Саймон (научно-управляемое общество), Даниэл Балл (постиндустриальное общество), Б. Беквит (экспертократия),

Бржезинский (технотронное общество), О. Тоффлер (информационное общество).

Теория конвергенции или синтеза двух противоположных систем возникла на рубеже 50-60-х годов, ее авторы Дж. Гэлбрайт, Р. Арон, П. Сорокин. По их мнению, две системы все более будут утрачивать различия и постепенно, заимствуя друг у друга, положительные черты и преодолевая свои отрицательные стороны, станут сближаться и даже сольются в некотором едином постиндустриальном обществе.

Политическая идеология фашизма появляется в условиях экономического кризиса 20-30-х годов. Это - открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических кругов финансового капитала. Составными частями идеологии фашизма являются антикоммунизм и псевдосоциализм (национальный социализм), расизм, шовинизм, национализм, стремление к мировому господству, антидемократизм, правовой нигилизм, элитаризм и вождизм. Фашизм опирается на средние слои (консервативное чиновничество, мещан, мелкую буржуазию), незрелых рабочих, деклассированные элементы.

Таким образом, рассмотрение генезиса политических идей первой половины XX века (далеко не всех) показывает, что развитие политологии в этот период сопряжено с теоретическими запросами общественной жизни, с теми реалиями действительности, которые требовали своего теоретического и идеологического осмысления.

 

Основные течения и новые тенденции в современной политологии.

В послевоенные годы основными политическими течениями были неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократизм и марксизм (неомарксизм). Общественно-политическая мысль Запада, выражающая интересы официальных структур и бизнеса, до 70-х годов развивалась в условиях так называемого либерально-консервативного консенсуса. Идеология либерализма провозглашает принцип свободы, приоритет индивида, приверженность парламентскому строю. Она - за минимум государства, за смягчение или ликвидацию различных форм государственного принуждения.

Милтон Фридман - видный теоретик неолиберализма утверждает, что и в современных условиях остается верной мысль А. Смита о том, что экономическая свобода - превыше всего, что государство - это "ночной сторож", оно вмешивается в экономику только тогда, когда нарушается порядок. Видными современными теоретиками неолиберализма являются также Ф. Хайек, Р. Дарендорф (развивая теорию либерализма, выдвинул принцип "обогащения жизненных шансов").

Развитие неолиберализма шло как течение оппозиционное консерватизму, выступающему за сохранение рациональных элементов из старого и утверждающему, что без такого сохранения не может существовать и новое. В послевоенные годы произошло тесное смыкание неолиберализма и неоконсерватизма, в связи, с чем и появился термин либерально-консервативного консенсуса. Подрыв либерально-консервативного консенсуса произошел на рубеже 70-80-х годов в результате послевоенной модернизации общественных структур.

В этих условиях и набирает силу неоконсерватизм, его альтернативные предложения суть которого - ориентация индивидуализацию трудовых отношений, на усиление конкуренции между наемными работниками за рабочие места. Происходит отказ от доктрины полной занятости, ограничение прав профсоюзов на забастовку. Соответственно значительно возрастает престиж собственности и собственников, их освобождение от "чрезмерной" зависимости от "низов" и "верхов".

Неоконсерваторы резко критикуют проекты участия наемных работников в управлении, однако ратуют за их соучастие в собственности. Их объединяет стремление к возрождению авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь, различных ассоциаций, выполняющих посредническую функцию между индивидом и обществом.

Социал-демократия является в современном мире наиболее массовым политическим движением, имеющим более чем столетний опыт, предлогает свое видение государства и общественного прогресса, так центральной идеей Франкфуртской декларации является свобода.

В Годегсбергской программе (1959 г.) был осуществлен новый теоретический "прорыв", признается необходимость частной собственности, в том числе - и на средства производства, смешанной экономики, в которой равное право на существование имеют общественная собственность, коллективная и индивидуальная. Отношение к рынку определено следующей формулой: "конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо". Социал-демократы, учитывая сдвиги в социальной структуре, зафиксировали в этой программе, что представляют интересы всего народа, а не только рабочего класса.

Новые теоретические положения были включены в программу на Берлинском съезде социал-демократов (1989 г.). В ней зафиксировано, что следует отказаться от безудержного промышленного роста, пересмотреть сам смысл прогресса как такового. Пристальное внимание уделено равному с мужчиной положению женщины в обществе.

В Берлинской программе появилось понятие солидарного общества. Его характеристика наиболее полно дана в правительственной программе французских специалистов. Солидарное общество, разъясняется в их программе, - это разветвленная и надежно функционирующая система социального обеспечения, улучшения системы здравоохранения и системы образования, борьбы с безработицей, защиты окружающей среды, жилищного строительства, расширения сферы услуг, заботы о детях, молодежи, женщинах, развития индивидуальных и коллективных прав и свобод, обеспечения высокого качества жизни.

Ценностными ориентирами социал-демократов обусловливается и их внешняя политика. Они активные сторонники мира, разрядки международной напряженности.

Одним из основных политических течений современности остается и марксизм, потому что самые общие идеи коммунизма остаются притягательными, так или иначе они оказывают воздействие на другие идеологии. Главные черты коммунистической идеи: материалистическая трактовка общественной жизни; классовый подход как принцип анализа, а не разжигание вражды между людьми, революционная ориентация; социальный оптимизм; гуманистические цели; отрицание частной собственности; провозглашение рабочего класса как ведущей силы, обеспечивающей общественный прогресс.

Неомарксизм, всплеск популярности которого пришелся на 60-е годы (движение "новых левых"), (Д. Лукач и К. Корш). Активно развивался теоретиками Франкфуртской школы - Э. Фроммом,  Г. Маркузе, М. Хоркхаймером, Т. Адорно. Во Франции после второй мировой войны к нему примыкают А. Лефевр, Ж.-П. Сатр, Л. Гольдман, в англоязычных странах - Ч.Р. Миллс, А. Тоулднер, Н. Бирнбаум, Т. Боттомор и др.

Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике