Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:16, лекция
Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы. История политологии как науки. Учение древнегреческих мыслителей. Учение древнеримских мыслителей. Средне вековые философы о политике. Политическая мысль древней Руси. Позднее Средневековые и Эпоха Возрождения.
Структура политики.
В самом общем виде просматриваются три основных момента структуры политической деятельности.
1. Умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития.
2. Выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей.
3. Соответствующий подбор расстановка компетентных кадров.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществления государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук – экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – политология.
Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.
Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.
Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит институты, проблемы разделения властей и т.д.
Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с государством, как полит институтом: формы государства, полит режимы, гражданское общество.
Третий комплекс - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит власти, ее носители.
Четвертый комплекс - полит партии и движения.
Пятый комплекс – современные избирательные системы.
Шестой комплекс - полит процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений.
Седьмой комплекс - полит культура общества, ее формирование и развитие.
Задачи политологии.
Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:
исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит системы общества в целом и составляющего его политических институтов, полит отношений, полит процессов;
создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов;
анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования;
аргументированное объяснение происходящих , полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.
Политическая система и политика. Структура политической системы.
Политика - социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.
Политическая система - одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика - это деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Ее невозможно понять и осмыслить вне полит системы общества. В определенном смысле политика есть функция полит системы, а также средство и механизм ее функционирования. Некоторые специалисты говорят, что политика - это наука, другие утверждают, что это искусство. Правы и те и другие.
В составе политическая системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др..
Регулирующая подсистема, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Субъектами этих отношений являются, полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает, политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы.
Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.
Некоторые функции политической системы.
Главная функция политической системы общества.
1. Управление обществом, функция политического руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации политического курса.
2. Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.
3. Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.
Понятийный аппарат политологии как науки включает в себя некоторые системные понятия, в том числе:
Политическая система - совокупность лиц, институтов, участвующих в политическом процессе, совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействия между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.
Политическая власть - совокупность механизмов и средств воздействия. Политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле.
Политическое поведение - форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.
Политическая жизнь - совокупность политических процессов, политической деятельности, происходящих в конкретном обществе.
Категории, используемые политологией | ||
Категории других социально-гуманитарных наук (общепринятые)
| Категории наук, находящихся на стыке с политологией
| Собственные категории (специфические)
|
Цивилизация | Правовое государство | Политика |
Общество | Частная собственность | Политическая власть |
Население | Гражданское общество | Политическая жизнь |
Народ | Социальные слои и группы | Политическая система |
Свобода | Общественное мнение | Политический режим |
Власть | Военно-промышленный комплекс | Политическая культура |
Право | Политические интересы | |
Культура | Военно-политические конфликты
| Политические ценности |
Прогресс | Политическая деятельность
| |
Образ мышления |
| |
Революция | ||
Эволюция |
Политическая деятельность - политическая активность, направленная на изменение или сохранение существующих политических отношений.
Политический режим – совокупность способов и средств осуществления власти в данном государстве, специфика сложившихся в государстве политических отношений, формы идеологии, типа политической культуры общества.
Политическое сознание - сознание, осмысление общества с позиций политической организации и власти на основе системы ценностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д.
Политическая культура – совокупность элементов сознания, культуры, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества.
Политические интересы - совокупность осознанных потребностей социальных групп людей, детерминированных социальным опытом людей и объективной общественно – политической ситуацией, побуждающих людей к определенным видам политической деятельности и являющихся основой их политической идеологии.
Политические ценности - нормы, стереотипы политического сознания, которые позволяют оценивать политическую ситуацию и ориентироваться в ней.
Общефилософские законы, принципы и категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные методы, которые в зависимости от специфики исследования различных аспектов политики подразделяются на:
дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни;
структурно-функциональный анализ политических институтов;
системный анализ больших и малых политических структур;
комплексный анализ политического руководства и управления обществом;
коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса;
метод сопоставления близких или разных политических систем;
методы политического планирования и прогнозирования.
С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на следующие три группы:
1. приемы, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы, обследования и т.д.
2. приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, генетический, математический анализ и т.п.
3. приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести, прежде всего, социальное экспериментирование и моделирование.
Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался, прежде всего, в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно, обладает и определенными преимуществами.
Во-первых, он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок.
Говоря о практической функции политологии, следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение, прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в чутком реагировании на потребности политической практики.
Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью. Идут усиленные поиски такой модели сотрудничества между политологами-теоретиками и политологами-практиками, которая бы, полностью исключала какие-либо формы административного давления и в максимальной степени учитывала интересы как одних, так и других.
Прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция политологии предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. В-третьих, моделирование политических процессов и отношений.
Познавательная функция политологии, как и всякой другой науки обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов.
Функция рационализации общественной жизни, дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д.
Нормативно-ценностная функция политологии реализуется в рамках гуманистически ориентированной политической системы.
Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике