Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:16, лекция
Политика как явление общественной жизни: происхождение, сущность и основные черты. Структура политики. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Политическая система и политика. Структура политической системы. Некоторые функции политической системы. История политологии как науки. Учение древнегреческих мыслителей. Учение древнеримских мыслителей. Средне вековые философы о политике. Политическая мысль древней Руси. Позднее Средневековые и Эпоха Возрождения.
А.Токвилль (1805 — 1859) вошел в историю политической науки, как исследователь реальной демократии. Он обнаружил, что демократия — конкретно — политическое и социокультурное явление. Токвилль разработал тезис об условии национального кризиса. Революция происходит не тогда, когда массам живется очень плохо, а когда изменения, в том числе и улучшение положения, пробуждают в них стремления и надежды. Говоря современным языком, предпосылкой политической революции является революция ожиданий.
В наше время остался неизменным основной принцип позитивизма — поиск законов за пределами непосредственного наблюдения отвергается и оценивается как псевдопроблема.
Принцип сциентизма означает, что в исследовании должно господствовать специальное, профессиональное и математически точное знание, не только отделенное от идеологии, аксиологических подходов, но и свободное от каких — либо политических влияний.
Незыблемый принцип исследования — верификация. Это означает, что научную ценность представляют только эмпирические достоверные факты, которые можно проверить наблюдением, анкетированием и интервьюированием, изучением документов.
В американской политической науке широко распространен математический метод обобщения информации, социальной и политической статистики. Развились количественные методы исследований, которые опираются, прежде всего, на банк машиночитаемых данных (МЧД).
Параллельно с позитивизмом в XX в. сформировался прагматизм. Вначале развился утилитаризм. Наиболее влиятельными представителями этого направления были И. Бентам (1748 - 1832) и Д.Милль (1806 - 1873).
Основой исследования Бентама были не идеалы далекого будущего, а практика, участником которой он был. Он не верил в существование общих законов развития общества. Предлагал устраивать жизнь, исходя из интересов реального человека, действительной меры оценки всех вещей. Человек стремится к меньшим страданиям и большим удовольствиям. Соответственно достижимая цель политики не в постижении высших законов и следовании им, а в обеспечении счастья для большинства. Эта идея легла в основу концепции позитивного закона и активного законодательства. Для государственного закона важна не общая концепция справедливости, а прагматическое обоснование конкретных шагов. Отсюда утилитарный подход к политике.
Д.Милль в духе Бентама развивал этическую систему, введя термин "утилитаризм". Согласно последнему моральная ценность поступка определяется его пользой. Тем самым создавалась идейная предпосылка для преодоления разрыва между моралью и политикой. Макиавелли решал эту проблему, отделяя политические оценки от нравственных, Милль — через модернизацию морали. Он был одним из первых сторонников равноправия женщин, создания идейных предпосылок для торжества в XX в. всеобщего избирательного права.
К началу XX столетия сложился прагматизм как результат своеобразного приземления нормативно — ценностного подхода в виде синтеза утилитаризма и позитивизма, основывающийся на том, что человек переживает не движение от незнания к знанию, а колеблется между сомнением, твердым мнением или устойчивым верованием. Объективных же критериев истины не существует. Значение идей, действий исчерпывается их последствиями. Прагматисты отрицают объективную необходимость, но признают действительность достаточно пластичной, чтобы она поддавалась усилиям воли. Необходимо делать то, что окупается. Главным объявляется не истина и справедливость, а вера, нравственная и политическая оценка поведения определяются успешностью решения конкретного вопроса в данной ситуации.
Антропологический подход исходит из постоянства основных свойств человека как социологического существа, универсальности его родовых качеств, их независимости от внешних обстоятельств.
Ценность антропологического принципа заключается, в частности, в развитии оснований пределов заимствования, влияния одной политической культуры на другую. Игнорирование антропологизма открывает путь неограниченной модернизации, разрушает основы поиска приемлемого и устойчивого для данного народа политического образа жизни.
Антропологический метод ориентируется на видение сложности структуры развития человечества, действия тенденций, организующих или, наоборот, дезинтегрирующих общество.
Психологизация политических отношений — это поиск причины политического поведения субъектов в психологических механизмах, устойчивых реакциях, характерных для данного рода деятельности.
На Западе психологизация политического поведения стала одним из постоянных и главных направлений развития политологии. В его основе лежат фрейдизм и неофрейдизм. До З. Фрейда (1856 —1939) массовая психология трактовалась или с позиции общности интересов, или как результат массового гипноза. Для Фрейда интересы — это лишь рационализация подсознательного. Соответственно психоанализ власти — это проблема генезиса власти как отношений господства и подчинения в связи с особыми установками человеческой психики, преимущественно в ее бессознательных аспектах. Фрейд обратил внимание на феномен толпы. Основоположник политического психоанализа Г.Лассуэл (США) ввел понятие "властная личность". Ее внутренней пружиной является стремление преодолеть чувство собственной неполноценности путем приобретения власти. На основе этих установок создано множество биографий и политике — психологических портретов политических лидеров, вождей, особенно действовавших в первой половине XX в.
Параллельно с политическим психоанализом развилось другое направление исследования, соединяющее успехи психологической науки с позитивистским, сциентистским, прагматическим подходами. В итоге возникло направление, в центре которого стоит изучение политического поведения с учетом знания правил, границ и мотивов, — бихевиоризм. В его основе — отрицание сознания как функции мозга и сведение исследования только к непосредственно наблюдаемому поведению, характеризуемому с помощью терминов "стимул", "реакция" и т.д. Бихевиористское направление сформировалось как альтернатива поиску детерминизма, общим теориям в политике, отрицание действия индивидуальных анонимных общественных сил.
В центре внимания бихевиористов — политическое действие, преобразование информации в волю, опирающуюся на государственные механизмы. Политический процесс видится ими как взаимодействие и соперничество групп, заинтересованных в обладании ресурсами власти. Бихевиористы оперируют набором типов и форм поведения и потому обращаются к данным всех наук, и особенно психологии.
Возникнув в 20 —е годы нашего века, пройдя полосу наибольшей распространенности в 40 — 50 —е годы, бихевиоризм в середине 60 — х стал терять популярность.
В конце 60 —х — начале 70 —х годов монополизм бихевиористов в американской политической науке пошатнулся. Стала обнаруживаться не только сила, но и слабость обращения к "микротеории" и методам, разработанным лишь на основе эмпирического исследования. Такой подход постоянно уводил от социальной реальности как целостного процесса и сферы деятельности. Бихевиористская ориентация отделяет ценностные оценки анализируемых процессов от осмысления политической жизни в целом и не готовит почву для формирования целостной теории политики. Конечные выводы бихевиористов порой сводятся к очевидности, банальным истинам. Д.Истон возвестил в начале 70 – х годов о постбихевиористкой революции было признано, что полное забвение историзма, нормативизма ведет к неспособности теоретически решать политические проблемы.
Суть постбихевиоризма Д.Истон свел к следующим принципам:
Сущность предшествует технике;
Бихевиористский метод содержит в себе идеологию консерватизма;
Привязать себя только к отдельным фактам - значит ограничить их ведение, терять связь с действительностью.
Под влиянием нормативизма, социологизма и развития кибернетики в 50 – 60 е годы ХХ в. сформировался системный подход. Суть его состоит в сосредоточении исследования на взаимосвязи и взаимодействии составных частей.
Современный системный подход обоснован Т Парсоном (1902 - 0979) и Э Шилзом (род.1911). Он подразумевает существование системы действий, которая может анализироваться с точки зрения:
Внутренней интеграцией;
Сохранения структур, которые определяют и контролируют систему;
Приспособления к общим условиям среды;
Целеориентации, связанной со средой.
В рамках политики как самостоятельной системы проявляют себя все функциональные процессы. Функцию производства, поддержки системы выполняет политическая культура.
Для сторонников системного подхода характерен поиск и формулирование универсальных функциональных закономерностей, в которых якобы и скрыты истоки устойчивости тех или иных систем. При системном подходе без внимания остается индивидуальное в политике, конфликты, которыми полна жизнь.
Сторонниками бихевиористского направления была разработана целая серия ситуативных концепций международных отношений: «равновесие страха», « балансирования на грани войны», «массированного воздействия», «сдерживания», «отбрасывания рубежей».
В политике пока не обнаружены закономерности, которые действуют так же универсально и неумолимо, как законы физические. Здесь всегда есть выбор. И в политологии имеется простор для гипотез, проектов, вариантов развития. Согласно К.Попперу вообще не может существовать теория, на основании которой можно было бы предвидеть историческое развитие. Знание законов общественного развития может быть получено, но только в виде ограниченных гипотез.
Подобное разнообразие оценок отдельных политических факторов и акцентов и ситуации в целом характерен не только для новейшего времени.
Политические учения периода развития капитализма.
Французская революция началась под знаком рождения демократии, разделения властей (Локк, Монтескье), перешла к народному суверенитету (Руссо) и закончилась неомонархизмом Наполеона. После Французской и Американской революций в Европе и в Америке находит развитие концепция либерализма, а на смену рационализму как методу исследования (вера во всесилие разума, разумного закона) приходят новые методы исследования - позитивизм и диалектика.
Либерализм - это совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, политических партий или правительств, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.
В мировоззренческом плане основу либерализма составляет принцип индивидуализма, неприятие групповых, классовых, националистических и др. предрассудков, космополитизм, терпимость, демократизм, подчеркивание самоценности личности. Стержнем теории либерализма является идея прирожденных, неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Наиболее полно теория либерализма, берущая начало от воззрений Дж. Локка, Ш.Монтескье, нашла свое выражение в работах И. Канта. Ф. Гегеля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф.Ницше, А. де Токвиля, М. Вебера, Э. Фромма.
Иммануил Кант выдвинул принцип самоценности каждой отдельной личности, которая не должна приноситься в жертву даже ради блага всего общества. Он сформулировал свой этический императив - свобода, справедливость, солидарность (на его основе впоследствии строились все модели социализма). Он заметно углубил представления о гражданском обществе, высказанные Локком и Монтескье. Как идеолог раннего либерализма И.Кант сводит деятельность государства к правовому обеспечению индивидуальной свободы. С этих позиции он выделяет в государстве три главных органа: по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и их охране (суд).
Обсуждая способы перехода к идеальному государству, он категорически отвергает путь насильственной революции. Правового состояния общества, по его мнению, невозможно достичь противоправными средствами. Будущее развитие человечества И.Кант связывал с образованием мировой конфедерации правовых республиканских государств. Учение Канта о государстве и праве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов Великой французской революции. Кант соединил политическую программу либерализма с идеями наиболее радикальных течении того времени
Принципиально новыми положениями обогащает политическую науку Ф.Гегель. В своей философской теории он исходил из того, что в основе действительности лежит "мировой разум", "абсолютная идея". Развиваясь, абсолютная идея проходит 3 основных ступени: развитие идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика): развитие идеи в форме "инобытия" (в виде явлений природы); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). Гегель показал, что источник этого развития лежит во внутренних противоречиях.
Заслуга Гегеля состояла и в том, что он был одним из первых мыслителей, предложивших трактовку гражданского общества как системы материальных потребностей. Отмечая противоречивый характер буржуазного общества, Гегель, тем не менее, пытается найти истоки государственности не на основе анализа материальных, экономических, социальных отношений, а обращаясь к идеальным предпосылкам - народному духу и т.п., провозглашая основанием государства этот народный дух в форме религии. В учении о внешнем государственном праве Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Проводя идею необходимости соблюдения договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера посредством войны. Политические идеалы Гегеля отражали стремление немецкой буржуазии к компромиссу с дворянством и установлению буржуазного политического строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху.
Информация о работе Что такое политика. Что – наука о политике