Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций

Описание

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции_политология.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Как уже говорилось, в большинстве  стран для участия в голосовании - активное избирательное право - установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для пассивного избирательного права, как правило, требуется повышенный возраст, что связанно с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел. В связи с имеющимися ограничениями в пассивном избирательном праве существуют понятия неизбираемости и несовместимости. Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, судьи, прокуроры и т. п.). Несовместимость означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность. Она не исключает возможности избрания лица, занимающего государственную должность в представительное учреждение, но в случае избрания это лицо должно уйти в отставку.

Большинство названных выше цензов и ограничений, избирательных квалификаций имеют естественный характер и не являются дискриминацией. Открыто дискриминационной мерой был ныне не существующий имущественный ценз (обладание имуществом определенной стоимости). В 90-х годах ликвидирован апартеид в ЮАР - ранее африканцы не имели избирательных прав. Дискриминационный характер носит ценз пола, женщины лишены избирательных прав в некоторых мусульманских государствах.

Равное избирательное право - это  установленные законом равные возможности  для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Избирательное право является равным, если:

 

1) каждый избиратель имеет равное  число голосов; 

 

2) в стране существует единый  избирательный корпус, т. е. все избиратели не разделены на социальные или иные группы с неодинаковым представительством;

 

3) депутат избирается от равного  числа жителей или избирателей; 

 

4) закон предъявляет одинаковые  требования к порядку выдвижения  кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов. Равенство избирательного права предполагает создание равных по численности населения избирательных округов.

 

 

Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы - это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц (президента). Почти всегда прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления. Вместе с тем, многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы имеют два варианта. При первом выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией (Финляндия до 90-х гг.). Косвенными выборами избирается сенат во Франции, где за кандидатов голосуют члены нижней палаты парламента, избранные от данного департамента, члены советов(органов местного самоуправления региона) и специально избранные для такого голосования муниципальными советами их члены..

Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система существует в Китае.

Тайное и открытое голосование. При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнения избирательного бюллетеня. Нарушение тайны голосования карается законом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки.

Назначение выборов. Началом официальной  избирательной кампании является назначение даты выборов. Она может быть установлена конституцией. Дальнейшая избирательная кампания проходит множество стадий. Это создание избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация и т. д.

Избирательные округа и участки. Избирательный  округ - наиболее распространенная разновидность  избирательных единиц. Избирательный  округ объединяет избирателей определенной территории или коллектива для выборов  одного или нескольких депутатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяются законом. Существуют три основных вида территориальных округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные. Последние в зарубежных странах обычно называют национальными. От одномандатного округа избирается один депутат в парламент или местный представительный орган (число выдвинутых кандидатов может быть различным); от многомандатного округа избираются два и более депутата, национальный округ может включать всех депутатов парламента или создаваться для избрания части депутатов.

Избирательный участок - это пункт  голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю, и где  производится первичный подсчет  поданных голосов. Избирательный участок  охватывает обычно небольшое число жителей, несколько тысяч человек. На территории избирательного округа обычно располагается несколько участков.

Избирательные органы - это избирательные  комиссии. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяю результаты выборов. Избирательные комиссии различны в зависимости от охватываемой ими территории. Полномочия общегосударственной комиссии (центральной) распространяются на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии - в избирательных округах; участковые - на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, определяют победителя по итогам голосования. Главные задачи участковой избирательной комиссии - составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчет голосов.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное  выдвижение и последующая регистрация  кандидатов начинаются со дня, указанного в акте о назначении выборов или  в избирательном законе. После регистрации кандидата ему разрешается вести предвыборную агитацию, он получает финансовую поддержку, в том числе в большинстве стран со стороны государства. Кандидатами выдвигаются лица, обладающие пассивным избирательным правом, в соответствии с требованиями, предусмотренными для данной должности или для депутатского мандата.

Кандидат может быть выдвинут различными способами. Во-первых, возможно самовыдвижение кандидата (Франция, Япония), но при  этом обычно требуется, чтобы его  поддержало своими подписями определенное, как правило, очень незначительное число избирателей. Во-вторых, кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями. Иногда допустимо только партийное выдвижение (Австрия, Португалия). Частным случаем партийного выдвижения кандидатов являются американские праймериз (первичные выборы) - выдвижение кандидатов тайным голосованием на партийных собраниях. В-третьих, право выдвижения кандидатов предоставляется различным общественным объединения (Белоруссия,Украина). В-четвертых, выдвижение кандидатов возможно избирателями или группой избирателей.

Перечисленные способы выдвижения кандидатов во многих странах комбинируются. Кандидат может быть выдвинут и партией, и группой избирателей, и объединением граждан и т. д. При выдвижении партиями тем из них, которые признаны национальными даются некоторые преимущества: они, в частности, не должны представлять подписи избирателей в поддержку кандидатов (Швеция, Германия).

Предвыборная агитация. В большинстве  стран после регистрации кандидатов или опубликования их списка им официально разрешается вести предвыборную агитацию. Закон регулирует начало и время окончания (обычно за сутки до выборов) предвыборной агитации и вопросы финансирования избирательной кампании. Лица, зарегистрированные в качестве кандидатов на выборах имеют доступ к государственным средствам массовой информации, пользуясь ими бесплатно и в равной доле.

В целях обеспечения равенства  шансов кандидатов запрещается участие  в предвыборной агитации определенных должностных лиц, органов местного самоуправления. Закон устанавливает предел финансовых затрат на ведение избирательной кампании. Нередко государство выделяет из бюджета определенную сумму кандидатам или выдвигающим их партиям на избирательные расходы. Эта сумма может быть выдана в равном размере всем кандидатам, но чаще она зависит от числа собранных партией голосов и выдается партиям после выборов в качестве возмещения избирательных расходов (Италия, Финляндия, Канада). В ряде стран возмещение получают не все партии, а лишь собравшие определенный процент голосов избирателей.

ГОЛОСОВАНИЕ. Голосование может  быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочную, когда его волю реализуют другие лица - голосование по доверенности.

При системе необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования..Далеко не все избиратели, чьи фамилии содержатся в списках, приходят голосовать. В демократических странах обычно голосует немногим более 50% избирателей. На выборах президента активность более высокая, чем на выборах в парламент, и ниже всего - на выборах органов местного самоуправления. Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентизмом.

Для привлечения избирателей к  голосованию в законодательстве предусматривается несколько мер. Во-первых, это проведение государственными органами разъяснительной работы о необходимости участия граждан в голосовании. Во-вторых, закон устанавливает сравнительно низкий процент участия граждан в голосовании для признания выборов состоявшимися. Однако, на президентских выборах этот процент всегда не менее 50 плюс 1 голос. В-третьих, законы ряда стран устанавливают обязательность голосования, рассматривая участие в выборах не только как моральный долг, но и как юридическую обязанность (Австрия, Бельгия,Дания, Турция). В качестве наказания применяется общественное порицание, лишение на время избирательных прав, штраф. В единичных странах мерой преодоления абсентизма избрано не наказание, а поощрение для явившихся: в Андорре, например, выдается стакан вина или одна песета.

ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ. Избирательные  системы различаются прежде всего  по способам определения результатов  выборов. В зависимости от деталей  различаю множество избирательных  систем, но если исходить из принципиальных различий, то следует констатировать, что имеется две главные системы - мажоритарная и пропорциональная, - а также смешанная, объединяющая обе эти системы, поскольку часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной.

Мажоритарная система во всех ее разновидностях способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства (при парламентарной форме); пропорциональная система учитывает  интересы меньшинства.

Мажоритарная избирательная система и ее разновидности. В основе данной системы лежит принцип большинства: избранным является кандидат (в одномандатном округе) или несколько кандидатов (в многомандатном округе), принадлежащих к одному и тому же списку партии, получившей в округе большинство голосов избирателей по сравнению с другими партиями (партийными списками).

При мажоритарной системе различают  три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное. В соответствии с этим существуют три главные  разновидности мажоритарной избирательной системы. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т. е. больше 50% плюс 1 голос, но может быть и иным. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов.

При мажоритарной системе абсолютного (простого) большинства для избрания необходимо получить не менее 50% всех поданных голосов. Этот процент ниже , чем  при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок, поэтому также бывает второй тур в его двух вариантах: на повторное голосование выносятся либо две кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов, либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов (например, 12,5% на выборах в парламенты Франции и Шри-Ланки). В обоих случаях избранным считается кандидат, который получит относительное большинство голосов.

При мажоритарной системе относительного большинства кандидат (список кандидатов) , чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат. Эта система исключает обременительный второй тур, дает неплохие результаты при двухпартийной системе, когда соперников только два (США). Но когда кандидатов много и голоса избирателей распыляются между ними, эта система коренным образом искажает волю избирательного корпуса.

Пропорциональная избирательная  система может быть применена  только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. В одномандатном округе ее применить нельзя, т. к. одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в пропорциональной системе - не установление большинства голосов, а вычисления избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т. п. Предположим, что в избирательном округе, от которого избираются пять депутатов, подано 100 тыс. голосов. В выборах участвовали четыре партии, каждая из которых выдвигала пять кандидатов, надеясь получить все места в округе. На деле партия А получила 56 тыс. голосов, партия В - 24 тыс., партия С - 15 тыс., партия Д - 5 тыс. При данной системе отнюдь не все депутатские места получит партия А, как это было бы при мажоритарной системе, поскольку эта партия набрала более половины голосов. Напротив, места будут распределены окружной избирательной комиссией пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, нужно сначала вычислить избирательную квоту, что делается по-разному.

Информация о работе Лекции по "Политологии"