Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 02:08, курс лекций

Описание

У каждой науки есть своя история. Не является исключением и политология, которая ведет свое начало от политических учений глубокой древности. Политические учения являются формой самовыражения общества, социальных групп и личностей. Они служат объективными показателями их политической зрелости, выступают важными факторами их политической активности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции_политология.doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Самый простой способ вычисления квоты - определение так называемой естественной квоты , или вычисление квоты по методу англичанина Хэйра. При этом способе  общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округу. В нашем примере мы делим 100 тыс. голосов на 5 депутатских мест и получаем 20 тыс. Следовательно, квота по данному округу равна 20 тыс. голосов и каждая партия получит столько депутатских мест, сколько раз собранное ею число голосов укладывается в число 20 тыс. Партия А, собравшая 56 тыс. голосов будет иметь два места (56 тыс. : 20 тыс. = 2), но у нее в остатке (неиспользованными) окажутся 16 тыс. голосов. Этого числа недостаточно для квоты. Партия В, собравшая 24 тыс. голосов получит одно место (остаток - 4 тыс.), партии С и Д не получат ни одного места, т. к., голосов, собранных ими недостаточно для квоты. Мы распределили только три места, а оставшиеся два будут распределены между партиями уже в соответствии с дополнительными правилами, предусмотренными на этот случай законом данной страны.

Значительная доля вины в том, что  избирательной комиссии не удалось  распределить все места, падает на несовершенство вычислительной квоты. Используется слишком огрубленный подход. Поэтому в некоторых странах эта система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается. Результат, который получается при этом, называется искусственной квотой , а способ вычисления - системой Хагенбаха - Бишоффа. В нашем примере, если мы прибавим единицу к числу мест, то число 100 тыс. голосов нужно делить не на 5, а на 6, и квота составит не 20 тыс., а 16,6 тыс., что дает возможность распределить сразу четыре места (партия А получает 3 и партия В - одно). Если же прибавим к делителю 2, то квота будет составлять 14,3 тыс., что дает возможность распределить все пять мест.

Наряду с вычислением естественной и искусственной квоты используются и другие способы, хотя в общем все сводятся к системе поиска квоты методом делителей.

При пропорциональной избирательной  системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму  туру допускаются только партии, собравшие определенный процент голосов.

При смешанной системе избиратель имеет два голоса. Один он подает за конкретного кандидата по округу, второй - за ту или иную партию по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются и места распределяются по мажоритарной системе, вторые - по пропорциональной.

Распределение мест внутри партийного списка кандидатов. При пропорциональной системе избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии. При  этом он юридически в равной мере голосует за весь список партии, не делая различий между кандидатурами, в него включенными. Избиратель голосует за всех, а кто будет избран, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. При этом список кандидатов, особенно если округ общегосударственный и, следовательно, список может быть очень длинным, не публикует в избирательном бюллетене. Он обычно публикуется заранее в периодической печати, а в бюллетене указывается одна или несколько фамилий лидеров партии, ее эмблема, краткий девиз. Партия обычно выдвигает список кандидатов, превышающий ее возможности получить соответствующее число голосов. Поэтому возникает вопрос: кому же из кандидатов, получивших юридически равное число голосов, отдать депутатские места?

Этот вопрос решается в избирательном  законодательстве по-разному. Во-первых, существует принцип очередности  кандидатов в списке: мандаты вручаются  лицам, стоящим на первых местах в  партийном списке. Естественно, что  на первые места ставят себя лидеры партий, лица, направляющие ее политику.

Во-вторых, в некоторых странах  при применении пропорциональной системы  разрешается преференциальный (предпочтительный вотум). Он позволяет избирателю поддерживать голосованием определенную партию и  вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре из данного партийного списка. Голосуя за список, избиратель может отметить цифрами 1, 2, 3 тех лиц, которых он желал бы видеть избранными в первую очередь. Существуют и другие способы: выбор в партийном списке, панаширование (право голосовать за кандидатов из разных списков), прием соединения списков.

Пропорциональную систему искажает так называемый заградительный барьер, введенный в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламенте крупных партийных фракций и как следствие - для того, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не имело перед собой раздробленный конгломерат мелких партий. Только при условии, что партия получила этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Заградительный пункт неодинаков в разных странах: от 1% в Израиле до 10% в Турции.

Из сказанного видно, что существует множество крупных и мелких разновидностей избирательных систем, которые неоднократно совершенствовались с целью обеспечить соответствие поданных голосов и распределяемых депутатских мандатов. Однако полного соответствия ,видимо, достичь невозможно: при мажоритарной системе меньшинство вообще не получает депутатских мест в округе, при пропорциональной системе всегда есть остатки неучтенных голосов.

Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается  решение государственного или самоуправленческого  характера, имеющее общегосударственное  или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента.

Плебисцит - это тоже голосование  избирателей, на часто плебисцитом  называется голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности. Впрочем, никакой четкости в этой терминологии ни на официальном, ни на неофициальном уровне нет.

Всенародный опрос предполагает выявление  мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум - для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур.

Референдум (и плебисцит) - одно из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. Он дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования.

На референдум, как правило, выносится  вопрос (несколько вопросов), предполагающий положительный (да) или отрицательный (нет) ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений.

Вопрос, выносимый на референдум, или  совокупность предлагаемых вариантов  называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы безотлагательного характера, требующие специальных знаний; вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы.

Референдум не может проводиться  в условиях чрезвычайного, военного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу.

Организация референдума аналогична организации выборов. Референдум, как  правило, признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство  зарегистрированных избирателей, а  решение считается принятым, если большинство из них (50% + 1 голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. На его основе издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта.

 

 

 

Законодательная власть и её органы

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным  представительным органом, а в субъектах  федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия, но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

Термин "парламент" происходит от французского "парле" - говорить.

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем  принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими другими полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры и т. д.

Структура парламента. Под парламентом  обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного  парламента. Палаты парламента имеют  разные названия (нередко - палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней.

Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить  принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето - отказ согласиться  с решением нижней палаты - может быть преодолено последней (UK, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).

Палаты парламента неодинаковы  по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в UK иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член - в палате общин. Тенденция последних десятилетий - установление фиксированной численности палат.

Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты - сенаторами.

Депутаты нижней палаты и однопалатного  парламента избираются обычно на 4-5 лет  либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (Китай). В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин.

Верхняя палата формируется различными способами, путем прямых и косвенных  выборов, назначения, занятия места  по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по 2 от штата), в Бразилии (3), в Италии (не менее 7 от области) и многих других странах. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе составляют члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных органов. В Испании сочетаются прямые и косвенные выборы. Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде. В UK места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона (с 1963 г. - и женщины), а также лица, которым такой титул пожалован королевой по представлению кабинета министров (титул и место в палате не передается ими по наследству), епископы и архиепископы.

Своеобразно избирается верхняя палата в Норвегии, Исландии: ее избирают из своего состава члены нижней палаты (1/4, 1/3 состава). В федерациях верхняя палата либо формируется на паритетной основе, т. е. каждый регион делегирует одинаковое число сенаторов, либо представительство это зависит от числа жителей.

Нижняя палата и однопалатный парламент  переизбираются целиком. К верхней  же палате часто применяется принцип  ротации: палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением  на 1/3 через два года, во Франции  на 9 лет с обновлением на 1/3 через  три года) Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша).

Прекращение полномочий палат и  органы, замещающие парламент. Парламент  прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе. Он может быть распущен досрочно, обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный парламент.

Роспуск парламента ограничен рядом  условий. Парламент (палата) не может  быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения, за несколько месяцев до окончания срока его полномочий и т.п. Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям: при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок или начать пленарные заседания и т.п.

Глава государства может распустить парламент, но не обязан делать этого. Он может, например, уволить в отставку правительство или при неутверждении  бюджета ввести в действие бюджет прошлого года. В дуалистических монархиях и полупрезидентских республиках глава государства, распуская парламент, действует по своей воле, а в конституционных монархиях и парламентских республиках - по указанию правительства.

Если парламент не функционирует (парламентские каникулы, межсессионный период, роспуск), его могут замещать, хотя и не полностью некоторые другие высшие органы государства. В странах тоталитарного социализма ими являются государственные советы, постоянные комитеты, президиумы, избираемые парламентом. В Швейцарии парламент в определенной степени замещает правительство.

Права и привилегии членов парламента. В большинстве стран члены  парламента являются профессиональными  парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны (в Бразилии 150 тыс. $ , в США - 133 тыс., в UK - 31 тыс. ф.с. в год). Размер такого вознаграждения периодически изменяется, но последняя 27 поправка к конституции США запрещает парламентариям увеличивать себе жалование (повышение действует только со следующего состава парламента).

В странах тоталитарного социализма депутат, как правило, не является профессиональным парламентарием, он выполняет свои обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов.

В подавляющем большинстве стран  депутаты и сенаторы имеют так  называемый свободный мандат. Они  рассматриваются как представители  всего народа, а не только своего избирательного округа., и поэтому не обязаны выполнять наказы избирателей округа, не могут быть досрочно отозваны ими. В тоталитарных странах депутат, напротив, имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказы избирателей.

Информация о работе Лекции по "Политологии"