Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:24, реферат
История политических учений занимает важное место не только в политологи, но
и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят
свое выражение социально-экономические интересы различных классов и
социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны
политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так
и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.
1.Введение 3
2.Политические воззрения Платона 4
2.1 Формы государства. 4
2.2 Идеальное государство. 5
2.3 Добродетели в государстве. 6
3.Политические воззрения Аристотеля 7
3.1 Цель политики 8
3.2 Метод политики как науки. 8
3.3 Определение государства 9
3.4 Политическое устройство. Законы. 9
3.5 Состав государства. 9
3.6 Гражданин. 10
3.7 Происхождение государства. 10
3.8 Государство. 11
3.9 Многообразие форм политического устройства. 11
3.10 Монархия. 12
3.11 Аристократия. 12
3.12 Полития (республика). 12
3.13 Тирания. 12
3.14 Олигархия. 13
3.15 Демократия 13
3.16 Критика идеального государства Платона. 13
3.17 Главная задача правителей. 14
3.18 Рабство. 14
3.19 Вывод. 14
4. Заключение. 15
Список литературы. 16
производительного труда — составляют гармоничное целое под руководством
наиболее разумного класса.
Одной из характерных
черт научной деятельности Аристотеля
является ее многогранность. Своими трудами
Аристотель обогатил почти все существовавшие
в его время отрасли науки.
Государство и общество не остались
вне поля зрения философа. Главное
место среди его произведений,
посвященных изучению государства
и общества, конечно, занимает "Политика".
Теоретическое
построение идеального полиса - конечная
задача, которую ставит перед
собой Аристотель в "Политике".
Вполне оправданными были бы
поиски нитей, связывающих
Рассмотрение
различных теорий
Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению
философа, самая высокая — воспитательная и состоит в том, чтобы придать
гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе
говоря, “цель политики — благо, притом справедливое, то есть общее благо”
Поэтому политик должен искать наилучшего, т.е. наиболее отвечающего указанной
цели, политического
устройства. Политическое учение Аристотеля
изложено им главным образом в его работе
«Политика», примыкающей к «Этике». Но
в известном смысле «Политика» уже по
своему предмету, чем «Этика». «Политика»
развивает лишь одну тему «Этики» - тему
практического разума, политической практичности
и рассудительности. В этике Аристотель
развил как образец и как цель блаженной
жизни идеал созерцательного постижения
истины. Аристотель признал этот идеал
трудно достижимым, доступным в полной
мере лишь для божества. Поэтому в «Политике»
Аристотель говорит лишь об этических
добродетелях (добродетелях, связанных
с поведением) и о таких дианоэтических
(интеллектуальных добродетелях), которые
связаны лишь с практическим разумом.
В качестве таковых Аристотель выделяет
мужество, благоразумие, справедливость
и рассудительность. Платон в своих рассуждениях
об идеальном государстве опирается прежде
всего на добродетели интеллектуальные,
полагая философов первыми гражданами
и гарантами правильного управления.Изучение
социально-политические идеи Аристотеля
поможет понять причину противоречия
в политических учениях двух философов
и позволит судить - опираясь на опыт современности
о реальности моделей идеального государства,
предложенных величайшими умами античности.
Метод политики как науки — это метод анализа: “Каждое дело должно исследовать в
его основных, самомалейших частях”. В данном случае это разложение государства
на части: “Как во всех других случаях сложное необходимо делить на простые
элементы, так и теперь рассмотрим, — говорит Аристотель, — из каких элементов
состоит государство”. Необходимо также исследование реально существующих форм
политического устройства, особенно тех, которые известны своими хорошими
учреждениями, а также изучение социальных проектов, созданных философами, чтобы
“мы сами казались людьми, желающими только мудрствовать”. Т.е. политик не
должен отрываться от реальности, ему следует интересоваться не только
наилучшими формами государственного устройства, но и лучшими при тех, или
других реальных обстоятельствах, лучшими по возможности.
Государство Аристотель понимает как некий «вид общения». Государство - только одна, высшая форма общения между людьми. В пределах государства существует целая система других социальных отношений со своими особыми целями и особыми путями развития. Каждый частный вид общения возникает в целях какого-либо блага. В экономических отношениях Аристотель видит только социальные формы общения и выделяет из них три вида: 1) общение в границах отдельной семьи, или «дома»; 2) общение в смысле ведения хозяйственных дел; 3) общение для обмена благами.
Аристотель подчеркивает,
что понятие государства
существует много форм государства с различными политическими устройствами.
“Политика” Аристотеля начинается словами: “Всякое государство представляет
собою некоторую форму общежития”. Но общежитие — это род, государство лишь
один, хотя и главный вид общежития; “государство есть форма общежития граждан,
пользующихся известным политическим устройством”.
“Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании
распределения
государственных властей и
так и норму всякого в нем общежития”. Политическое устройство предполагает
власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства.
Аристотель определяет
закон и порядок и “
не причастна”. Более развернутое определение закона таково: “Законы. суть те
основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму
государственного быта против тех, которые ее нарушают”. При этом законы
управляют всем вообще, каждое дело в отдельности обслуживается в соответствии с
законом государственной властью. Аристотель подчеркивает, что следует стремится
к тому, чтобы законы не менялись, ибо “закон не имеет никакой другой силы,
принуждающей к подчинению ему, кроме обычая, а обычай образуется не иначе как в
продолжение известного времени”. Аристотель различает в политическом
устройстве три части: законодательную власть, административную и, наконец,
судебную.
Аристотель подчеркивает, что “государство по природе своей множество”, “нечто
сложное”, “состоит из многих частей”, причем друг другу неподобных. Прежде
всего это люди, ибо из людей одинаковых государство образоваться не может,.
Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо “один человек наилучшим образом
может исполнить только одно дело”. Государство далее состоит из семей, которые
также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве
благодарных и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных,
свободных и рабов. Он подробно описывает элементы, необходимые для
существования государства, различая элементы качества и элементы количества:
под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство
рождения, а под элементами количества — численное превосходство массы.
В начале исследования
видов государственных
Понятие гражданина в каждом политическом устройстве свое. Аристотель определяет гражданина как того, ктоучаствует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Называя этопонятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, чтоистинно для всех форм политического устройства, разница между ними не столько в понятии гражданина , сколько в том, на какие слои населения распространяется
там право участвовать в управлении государством и в суде, так что когда он
говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического
устройства, то это не следует понимать буквально, ибо все дело в том, кого
сочтут за гражданина: “Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто
не считается за гражданина в олигархическом”, ибо “в демократиях. все граждане
безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив”.
Кроме того, граждане несут военную службу и служат богатым. Итак, граждане —
это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и
жреческая. Под “управлением” Аристотель имеет в виду, по-видимому, и
законодательную и исполнительную власть. Гражданин пользуется гражданскими
почестями.
Государство, как отмечалось, не единственная форма общежития. Другие формы —
семья и “селение”. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним
выступает как конечная цель. Первая форма общежития — семья. Несколько семей
образуют селение.
Информация о работе Платон и Аристотель о формах политического правления