Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:07, реферат
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века.
Негосударственное
образовательное частное
Уральский институт фондового рынка
Реферат
Политический
режим
Исполнитель:
Широкова
Юлия Андреевна
Группа502
Руководитель:
О.В. Горбачев
Екатеринбург
2011
Режим - управление,
совокупность средств и методов осуществления
экономической и политической власти
господствующего класса.
В современном мире можно говорить о 140-160
режимах, которые незначительно отличаются
друг от друга.
Политический
режим означает совокупность приемов,
методов, форм, способов осуществления
политической государственной власти
в обществе, характеризует степень политической
свободы, правовое положение личности
в обществе и определенный тип политической
системы, существующей в стране.
Термин «политический режим» появился
в западной литературе еще в XIX веке, а
в широкий научный оборот вошел во второй
половине XX века.
Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.
В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.
В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.
Современные подходы
к определению понятия «
В современной науке сложилось две основные традиции осмысления понятия «политический режим», одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.
Институциональный подход
Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие «политический режим» сближается или даже сливается с понятиями «форма правления» или «государственный строй». Таким образом термин «политический режим» оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода скрадывается разница между терминами «политический режим» и «государственный режим».
Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:
Постепенно эта
типология стала
К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами.
Социологический подход
В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению «политического режима» и «политической системы».
Характерными
представителями данного
Сходной точки зрения придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер, определяющие режим как: «совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения».
В рамках социологического
подхода существует значительное многообразие
исследовательских стратегий и
вариантов типологизации политических
режимов, базовым среди которых сегодня
считают выделение демократического,
авторитарного и тоталитарного режимов.
Античный философ Аристотель дает два
критерия, по которым можно провести классификацию:
по тому, в чьих руках
власть;
по тому, как эта власть
используется.
“Правильные “ формы
государства: монархия (власть одного
человека), аристократия (власть в руках
немногих “лучших”), полития (власть большинства
из средних в имущественном отношении
людей ).
“Неправильные” формы государства
- те, при которых стоящие у власти люди
действуют в собственных интересах, не
заботясь о благе общества. К “неправильным”
формам относятся: тирания (власть в руках
тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство)
и демократия
(контроль большинства над властью).
Демократия понималась как форма государства,
в котором власть принадлежит всем или
большинству свободных граждан, подчиняющихся
закону. Такое представление о демократии
сохранялось вплоть до конца 1868 года, а
со времен Великой французской революции
понятие демократии стало применяться
не к формам, а к принципам политического
устройства государства. Выделяют два
основных демократических принципа: свобода
и равенство.
Одна из достаточно простых, широко распространенных,
классификаций политических режимов -
деление их на тоталитарные, авторитарные
и демократические.
Типология
политических режимов:
а) демократический политический режим;
б) либеральный политический режим;
в) авторитарный политический режим;
г) тоталитарный политический режим.
Виды политических режимов
Основные виды режимов:
- Демократический
режим – государственная власть
обеспечивает свободное развитие личности,
ее законных прав и интересов. При политическом
режиме, единственным источником власти
признаётся народ, власть осуществляется
по воле и в интересах народа. Демократические
режимы складываются в правовых государствах.Идеал общественного
устройства: свобода, равенство, уважение
человеческого достоинства, солидарность
и т.д.; Социальное и политическое движение
за народовластие. С момента возникновения
демократия связана с государством, а
значит с принуждением, и в лучшем случае
является властью большинства над меньшинством,
а чаще всего формой правления хорошо
организованного привилегированного
меньшинства, в большей или меньшей степени
подконтрольного народу.
Демократический режим
- характеризуется высокой степенью политической
свободы человека, реальным осуществлением
его прав, позволяющим ему оказывать влияние
на государственное управление обществом.
Политическая элита, как правило, довольно
узка, но она опирается на широкую социальную
базу.
Характерные черты
демократического режима:
Суверенитет народа: именно народ выбирает
своих представителей власти и может периодически
сменять их. Выборы должны быть честными,
соревновательными, регулярно проводимыми.
Под “соревновательными” понимается
наличие различных групп или индивидуумов,
свободных выставлять свою кандидатуру.
Выборы не будут соревновательными, если
одни группы (или индивидуумы) имеют возможность
участвовать, а другие её лишены. Выборы
считаются честными, если нет махинаций,
и есть специальный механизм честной игры.
Выборы бывают нечестными, если бюрократическая
машина принадлежит одной партии, даже
если эта партия относится терпимо к другим
партиям во время выборов. Используя монополию
на средства массовой информации, стоящая
у власти партия может влиять на общественное
мнение до такой степени, что выборы нельзя
уже назвать честными.
Периодическая выборность основных органов
государства. Правительство рождается
из выборов и на определенный, ограниченный
срок. Для развития демократии недостаточно
регулярно проводить выборы, необходимо,
чтобы она опиралась на выборное правительство.
В Латинской Америке, например, выборы
проводятся часто, но многие латиноамериканские
страны находятся вне демократии, т.к.
наиболее распространенный способ смещения
президента - военный переворот, а не выборы.
Поэтому, необходимое условие демократического
государства - лица, осуществляющие верховную
власть, избираются, причем избираются
на определенный, ограниченный срок, смена
правительства должна происходить в результате
выборов, а не по желанию некоего генерала.
Демократия защищает права
отдельных личностей и меньшинства. Мнение
большинства, выраженное демократическим
путем на выборах, это лишь необходимое
условие демократии, однако, отнюдь не
недостаточное. Лишь сочетание правления
большинства и защита прав меньшинства
составляют один из основных принципов
демократического государства. Если же
в отношении меньшинства применяются
дискриминационные меры, режим становится
недемократическим, независимо от частоты
и честности выборов и смены законно избранного
правительства.
Равенство прав граждан
на участие в управлении государством:
свобода создания политических партий
и других объединений для выражения своей
воли, свобода мнений, право на информацию
и на участие в конкурентной борьбе за
занятие руководящих должностей в государстве.
В зависимости от того, как народ участвует
в управлении, кто и как непосредственно
выполняет властные функции, демократия
делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
При прямой демократии все граждане сами
непосредственно участвуют в подготовке,
обсуждении и принятии решений. Такая
система может иметь практический смысл
только при относительно небольшом числе
людей, например, в общинных или племенных
советах или в местных органах профсоюзов,
где все члены могут собраться в одном
помещении для обсуждения вопросов и принятия
решения путем консенсуса или большинством
голосов. Первая демократия в мире в Древних
Афинах осуществляла прямую демократию
с помощью собраний, в которых участвовало
5-6 тысяч человек.
Важным каналом участия граждан в осуществлении
власти является плебисцитарная демократия.
Различие между ней и прямой демократией
состоит в том, что прямая демократия предполагает
участие граждан на всех важнейших стадиях
процесса властвования (в подготовке,
принятии политических решений и в контроле
за их осуществлением), а при плебисцитарной
демократии возможности политического
влияния граждан сравнительно ограничены,
например, референдумы. Гражданам посредством
голосования предоставляется одобрить
или отвергнуть тот или иной проект закона
ил другого решения, который обычно готовится
президентом, правительством, партией
или инициативной группой. Возможности
участия основной массы населения в подготовке
таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в
современном обществе формой политического
участия является представительная демократия.
Её суть - граждане избирают в органы власти
своих представителей, которые призваны
выражать их интересы в принятии политических
решений, в принятии законов и проведении
в жизнь социальных и других программ.
Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными,
но каковы бы они не были, выборные лица
в представительной демократии занимают
свои посты от имени народа и подотчетны
народу во всех своих действиях.
Демократические государства различны,
но все они имеют общие объединяющие черты:
- Народовластие - т.е. признание народа
источником власти, сувереном (от франц.
SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве
);
- Правительство основано на согласии
управляемых;
- Правило большинства; признание подчиненного
меньшинства большинству при уважении
интересов и мнений меньшинства.
- Гарантии основных прав человека;
- Свободные и честные выборы;
- Равенство перед законом;
- Справедливое судопроизводство;
- Конституционное ограничение правительства;
- Социальный, экономический, идеологический
и политический плюрализм;
- Ценности сотрудничества и компромисса.
Разные формы правления демократических
режимов.
Достаточно распространенными формами
республиканского правления являются
президентская республика и парламентская
республика.
Отличительным признаком президентской
республики является то, что президент
в ней одновременно выступает и главой
государства, и главой правительства.
Пожалуй, самый яркий пример президентской
демократии - это США. Исполнительная власть
сконцентрирована в руках одного правителя,
т.е. у президента США, который регулярно
через каждые 4 года избирается всем народом.
Президент назначает членов кабинета
министров, которые подотчетны только
ему, а не парламенту. Вот сущность президентского
правления. Это отнюдь не означает, что
президент- диктатор. Президент не имеет
законодательных полномочий. Вся законодательная
власть принадлежит высшему законодательному
органу США - конгрессу (палате представителей
и сенату). При исполнении своих полномочий
президент США в определенной ограничен
властью конгресса. Конгресс решает вопросы
бюджета, имеет право отменить любые назначения
президента США ( право вето ) и, наконец,
конгресс вправе начать процесс “импичмента”
, т.е. досрочного отстранения президента
от власти ( за измену, за нарушение Конституции
и другие преступления ).
Главной отличительной чертой парламентской
республики является образование правительства
на парламентской основе (обычно парламентским
большинством) и его формальная ответственность
перед парламентом. Парламент осуществляет
по отношению к правительству ряд функций:
формирует и поддерживает его; издает
законы, принимаемые правительством к
исполнению; утверждает государственный
бюджет и тем самым устанавливает финансовые
рамки деятельности правительства; осуществляет
контроль над правительством и в случае
необходимости может выразить ему вотум
недоверия, что влечет за собой либо отставку
правительства, либо роспуск парламента
и проведение досрочных выборов. В современном
мире есть 3 главных типа парламентских
режимов.
Первый может быть описан как однопартийное
большинство в парламенте, т.е. когда одна
политическая партия постоянно настолько
сильна, чтобы образовать правительство.
Иногда такое правление называют “Вестминистерской
моделью”, имея ввиду Британский парламент,
в котором взятой партии достаточно 50
% голосов, чтобы образовать правительство
на весь срок выборов.
Второй тип - это парламентская коалиционная
система, когда кабинет министров формируется
на основе коалиции (соглашения ) различных
партий, из которых ни одна не имеет абсолютного
большинства в парламенте. Коалиции могут
быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными
( Италия ).
Третий тип парламентского режима часто
называют консенсуальным. Он был предложен
одним из современных политологов Лайбхартом.
Он предложил концепцию консенсуального
парламентского режима для того, чтобы
обозначить режимы, существующие за счет
регионального или этнического большинства.
Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют
менее 15 % бельгийского населения и где
при парламентском или президентском
правлении франко-говорящее население
превратилось бы в людей второго сорта,
была изобретена система заранее спланированных
компромиссов, т.е. та ситуация, при которой
защищены права обеих лингвистических
групп. Для разрешения каких-либо спорных
вопросов обе стороны создают комиссию
из равного количества представителей
этих этнических групп и пытаются найти
компромисс.
Современная демократия - это представительство
интересов, а не сословий. Все граждане
в демократическом государстве, как участники
политической жизни равны. Равенство это
двоякого рода - равенство перед законами
и равенство политических прав. Современное
демократическое государство - это государство
правовое, в котором на практике осуществлено
разделение трех властей и созданы реальные
механизмы защиты прав и свобод граждан.
- Антидемократический режим
– характеризуется авторитарностью, тоталитаризмом
и так далее. Он характерен наличием таких
форм как тоталитаризм при которой господствующей
идеологией является идеология правящей
партии или структуры, захватившей власть.
Авторитаризм. Одним из наиболее
распространенных в истории типов политической
системы является авторитаризм. По своим
характерным чертам он занимает как бы
промежуточное положение между тоталитаризмом
и демократией. С тоталитаризмом его роднит
обычно автократический, не ограниченный
законами характер власти, с демократией
- наличие автономных, не регулируемых
государством общественных сфер, особенно
экономики и частной жизни, сохранение
элементов гражданского общества.
Авторитаризм — характеристика особых
типов недемократических режимов, основанных
на неограниченной власти одного лица
или группы лиц при сохранении некоторых
экономических, гражданских, духовных
свобод для граждан. Термин «авторитаризм»
был введён в научное обращение теоретиками
Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный
набор социальных характеристик, присущих
как политической культуре, так и массовому сознанию
в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма
Авторитарной
политической системе присущи следующие
черты:
- Автократизм (самовластие) или небольшое
число носителей власти. Ими могут быть
один человек (монарх, тиран) или группа
лиц (военная хунта, олигархическая группа
и т.д.).
- Неограниченность власти, её не подконтрольность
гражданам, при этом власть может править
с помощью законов, но их она принимает
по своему усмотрению.
- опора (реальная или потенциальная) на
силу. Авторитарный режим может не прибегать
к массовым репрессиям и пользоваться
популярностью среди широких слоев населения.
Однако он обладает достаточной силой,
чтобы в случае необходимости по своему
усмотрению использовать силу и принудить
граждан к повиновению.
- Монополизация власти и политики, недопущение
политической оппозиции и конкуренции.
При авторитаризме возможно существование
ограниченного числа партий, профсоюзов
и других организаций, но лишь при условии
их подконтрольности властям.
- Отказ от тотального контроля над обществом,
невмешательство во вне политические
сферы и прежде всего в экономику. Власть
занимается главным образом вопросами
обеспечения собственной безопасности,
общественного порядка, обороны, внешней
политикой, хотя она может влиять ни на
стратегию экономического развития, проводить
достаточно активную социальную политику,
не разрушая при этом механизмы рыночного
самоуправления.
- Рекрутирование политической элиты путем
введения в состав выборного органа новых
членов без проведения дополнительных
выборов, путем назначения сверху, а не
конкурентной электоральной борьбы .
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм-
политический режим, при котором неограниченная
власть сконцентрирована в руках одного
человека или группы лиц, не допускающих
политическую оппозицию, но сохраняющую
автономию личности и общества во вне
политических сферах. Авторитаризм вполне
совместим с уважением всех других, кроме
политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная
зависимость политики от позиции главы
государства или группы высших руководителей,
отсутствие у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола, ограниченность
политического выражения общественных
интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая
способность обеспечивать политическую
стабильность и общественный порядок,
мобилизовывать общественные ресурсы
на решение определенных задач, преодолевать
сопротивление политических противников.
Авторитарные режимы очень разнообразны.
Это монархии, диктаторские режимы, военные
хунты, популистские системы правления
и др.