Политогенез у славян Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:33, лекция

Описание

Родоплеменная организация и ее эволюция. Становление военно-иерархических систем. Союзы племен и суперсоюзы как формы политогенеза. Институт вождества.

Работа состоит из  1 файл

Древнерусское государство.docx

— 96.48 Кб (Скачать документ)

Политогенез у  славян Восточной Европы.

1. Родоплеменная организация  и ее эволюция.

2. Становление военно-иерархических  систем.

3. Союзы племен  и суперсоюзы как формы политогенеза.

4. Институт вождества.

 

Политогенез на Руси прошел три этапа : 1) VIII в. – появление первых государственных образований, 2) IX в. (до 882 г.) – этап концентрации племенных союзов, 3) 882–992 гг. – образование Древнерусского государства.

Предки  восточных славян по мнению различных  историков могли входить в  союзные племенные организации, упомянутые авторами второй половины I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия.

- Венеты (энеты, венеды) — гипотетическое объединение древнеевропейцев (предков славян, германцев и других народов) в I тыс. до. н. э. — начале I тыс. в Центральной Европе (р. Висла, южное побережье Балтийского моря), из которого выделились германские племена (в частности, вандалы) и славяне (венеты, венеды).

- Сколоты («скифы-пахари») — союз четырёх скифских племен VII—IV вв. до н. э., в который по мнениюБ. А. Рыбакова, входили предки восточных славян. Сколоты, в свою очередь, входили в более сложную племенную организацию, подчинявшуюся вместе с другими восточноевропейскими племенами скифам-кочевникам. 

- Держава Германариха» — объединение восточноевропейских племен под властью готов в III—IV вв. в Северном Причерноморье, в которое входила и часть предков восточных славян (венеты — возможно, предки антов). Иордан пишет: «Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов . Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха». Археологически сопоставляется с черняховской культурой. В «Слове о полку Игореве» (XII в.) упоминаются песни причерноморских готов, в которых говорится о «времени Бусовом», возможно, речь идет о столкновении готов и антов в 375 году, в результате которого погиб антский князь Бож. Отмечается возможно славянская основа имен готских вождей Ведуко (III в.) и Витимира (IV в.). Историки считают, что название племени дулебов имеет германское происхождение.

-  «Гуннская империя» Аттилы — объединение племен Центральной и Восточной Европы IV—V вв. под властьюгуннов, в которое входили и предки славян: анты и дунайские славяне. Славянское население «империи» Аттилы представляло собой оседлое земледельческое население и воинов. Распад империи стимулировал миграцию славян и образование союзов склавинов, венедов и антов. «Повесть временных лет» передает легенду о борьбеполянского князя Кия с населением берегов Дуная. Очень популярна точка зрения о тюркском (гуннском) происхождение имени Кия и города Киева. Предполагается, что в «Слове о полку Игореве» имя гуннов передается этнонимом «хинове».

В к. V—VII вв. славяне делились на склавенов, венедов и антов, в которых можно видеть союзы племен. Территориально восточным объединением были анты, занимавшие земли между Днепром и Бугом. Восточные славяне являются потомками не только антов, но и венедов и склавенов, так как в эпоху великого переселения народов население Европы было очень подвижным.

«Повесть временных лет» связывает происхождение славянских племён с дунайскими славянами, то есть со склавинами (склавенами, склавами): «Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю».Склавины отождествляются с носителями пражско-корчакской культуры. Иордан (VI в.): «Склавены живут от города Новиетуна и озера именуемого Мурсианским, до Днестра, а на север — до Вислы». По летописной легенде ильменские словене переселились с Дуная на о. Ильмень и «назывались своим именем» (в термине sclaveni «к» считается вставной, то есть название народа звучало как «славены», «словене»).

Ключевский отмечает, что  в период расселения славянских племен господствующей формой быта у восточных славян был род. По крайней мере Повесть временных лет только эту форму изображает с некоторой отчётливостью: "...живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим". Это значит, что родственники жили особыми посёлками, не вперемежку с чужеродцами. Но это едва ли были первобытные цельные родовые союзы: ход расселения должен был разбивать такое общежитие. Родовой союз держится крепко, пока родичи живут вместе плотными кучами; но колонизация и свойства края, куда она направлялась, разрушали совместную жизнь родичей. Расселяясь по равнине, восточные славяне заняли преимущественно лесную её полосу. К ней относится замечание Иорнанда, который, описывая пространство к востоку от Днестра, по Днепру и Дону, говорит, что это весьма обширная страна, покрытая лесами и непроходимыми болотами (terra vastissima, silvis consita, paludibus dubia). Самый Киев возник на южной опушке этого громадного леса. В этом пустынном лесистом краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными сплошными полосами: среди лесов и болот надобно было отыскивать более открытые и сухие места и расчищать их для пашни или делать в лесу известные приспособления для звероловства и пчеловодства. Такие места являлись удаленными один от другого островками среди моря лесов и болот. На этих островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестности поля для пашни, приспособляя в лесу борти и ловища. В пределах древней Киевской Руси до сих пор уцелели остатки старинных укрепленных селений, так называемые городища. Это обыкновенно округлые, реже угловатые пространства, очерченные иногда чуть заметным валом. Такие городища рассеяны всюду по Приднепровью на расстоянии 4 - 8 вёрст друг от друга. Их происхождение ещё в языческую пору доказывается соседством курганов, древних могильных насыпей. Раскопка этих насыпей показала, что лежащих в них покойников хоронили ещё по-язычески. Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящали и скрепляли обе эти опоры. Но власть старшины не могла с одинаковой силой простираться на все родственные дворы, разбросанные на обширном пространстве среди лесов и болот. Место родовладыки в каждом дворе должен был заступить домовладыка, хозяин двора, глава семейства. В то же время характер лесного и земледельческого хозяйства, завязавшегося в Поднепровье, разрушал мысль о нераздельности родового имущества. Лес приспособлялся к промыслам усилиями отдельных дворов, поле расчищалось трудом отдельных семейств; такие лесные и полевые участки рано должны были получить значение частного семейного имущества. Родичи могли помнить своё кровное родство, могли чтить общего родового деда, хранить родовые обычаи и предания; но в области права, в практических житейских отношениях обязательная юридическая связь между родичами расстраивалась всё более. Это наблюдение или эту догадку мы припомним, когда в древнейших памятниках русского гражданского права будем искать и не найдём явственных следов родового порядка наследования. В строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделёнными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии. Так происходило разрушение родового союза.

В исторической литературе существует несколько точек зрения на характер летописных племен восточных  славян:

1. Это были исключительно  территориальные объединения (С. М. Середонин, В. О. Ключевский, М. К. Любавский).

2. Племена — это этнографические  группы (А. А. Спицын, А. В. Арциховский и Б. А. Рыбаков), это же мнение разделяют филологи А. А. Шахматов, А. И. Соболевский, Е. Ф. Карский, Д. Н. Ушаков, Н. Н. Дурново.

3. Племена были политическими  образованиями (Н. П. Барсов). По представлениям В. В. Мавродина и Б. А. Рыбакова летописные поляне, древляне, радимичи и другие были союзами племен, объединившими несколько отдельных славянских племен.

Словами «род» и «племя»  русская летопись обозначает кровнородственную  группу. Слово «язык» означало также  племена, говорящие на особых языках.

Современники различали  восточнославянские племена по ряду признаков: название, место обитания, обычаи и «законы отцов», которые  касались брачно-семейных отношений  и погребальных обрядов, а также  предания. При этом в языковом отношении  по мнению современников племена  не различались, хотя на самом деле имелись серьёзные диалектные отличия, а русь была двуязычна и использовала скандинавский язык. Археологи различают  племена по характерным украшениям (височным кольцам) и типу захоронений. Этнографы полагают, что восточнославянские племена различались религиозными предпочтениями того или иного бога (Перун — «бог наш» у руси).

У каждого племени были свои «грады» (тиверцы, уличи, древляне, русь) и один главный «град»: Киев (поляне), Новгород (словене), Смоленск (кривичи), Полотск (кривичи-полочане), Искоростень (древляне). Археологи предполагают у некоторых племен (смоленских кривичей) «гнездовую» структуру поселений: рядом с одним укрепленным  «градом» располагалось гнездо или  два гнезда неукрепленных селищ. «Град» был местом сбора веча, религиозного поклонения (болотные городища смоленских кривичей) и выполнял оборонительные функции.

Летописец обозначает политическую оргнаизацию племен словом «княжение», перечисляя отдельные княжения: у  полян, у древлян, у дреговичей, у  словен «в Новгороде» и «на реке Полоте, где полочане». Под «княжением»  в узком смылсе понималось наличие  института наследственной княжеской  власти. Территориальным обозначением племени было слово «земля» (Деревская  земля, Русская земля). Власть в племени  принадлежала князю и вечу. Летописец  рассказывает о принятии решения  на вече в городе Искоростене в 945 году словами «сдумавши с князем своим Малом». Мал назван «князем  деревским». Также упоминаются «лучшие  мужи», которые «держат Деревскую  землю». Эти мужи были отправлены в  посольство «Деревской землёй» и  говорили о своих «добрых князьях», которые «пасут» Деревскую землю. Также упомянуты «старейшины  града». Схожая политическая организация  выявляется и у других восточнославянских племен IX—XII вв., а также у антов и полян в VI—VIII вв.

Константин Багрянородный  употребляет по отношению к восточнославняским племенам термин «Славинии», который  впервые употреблен в VII в. у Феофилакта Симокатты в отношении поселившихся на Балканах славян. Означал как район расселения славянского племени или племенного союза, так и особую догосударственную социально-политическую организацию славян, позволявшую им регулировать внутренние отношения, отстаивать независимость от внешних сил и организовывать военные предприятия. Во главе каждой Славинии стоял вождь («архонт» или «рикс»), окруженный родоплеменной знатью.

Ибн Русте (н. X в.) описывает более развитую систему власти у славян (смешаны сведения о разных группах племен): «Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют „главой глав“ (ра’ис ар-руаса), называется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей… Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живёт, называется Джарваб… Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из её платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений»

Если «княжения» и «Славинии» обозначают племенные образования периода «военной демократии», то в описании Ибн Русте историки видят признаки формирующегося государства: институализация надплеменной власти, опора на силу, существование налогов и общеобязательного права.

Иерархия племен

Для племенного устройства восточнославянского общества периода  «военной демократии» характерно стремление одного племени к возвышению над  другими, соседними, племенами.

В VI веке антский посланник  Мезамир, которого самого называли «пустословом и хвастуном», по прибытии к аварам «закидал их надменными и даже дерзкими речами». Сохранились слова подобной речи славянского вождя Даврита: «Родился ли на свет и согревается  ли лучом солнца тот человек, который  бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашей землей, а мы чужой привыкли обладать».

Исконными славянами в  легендах называли себя поляне, волыняне и, упомянутые Географом Баварским, заряне, «у которых одних есть королевство  и от которых все племена славян…  происходят и ведут свой род». Для  других племен придумывались разного  рода обидные названия: «толковины» (тиверцы), «плотники» (жители Новгорода), «пищанцы» (радимичи), «находники», «дромиты», «кочевники» (русь), «пактиоты» (славяне  у Константина Багрянородного, X век), «германцы» (древляне у Льва Диакона, X в.), «спасающиеся бегством рабы» (жители Киева у Титмара Мерзебургского, н. XI в.) и т. д.

Для обозначения места  в иерархии племен использовались ассоциации с обувью: «в сапогах» — господствующее племя, «лапотники» — данники, описан обычай выхода из города босого старейшины, означавший подчинение завоевателю (Смоленск, Владимир Волынский). Также важную роль играло занятие племени («мужи крови» — русь), цвет шатров, материал и размер одежд, парусов и т. д.

В «Повести временных лет» рассказывается, что поляне «имеют обычай отцов своих кроткий и  тихий», а древляне, радимичи, вятичи, северяне и кривичи «жили звериным обычаем, жили по-скотски», «в лесу, как  и все звери»: «убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у  них не бывало, и срамословили при  отцах и при снохах».

Под 907 год рассказывается о русах и словенах: «И подняла  русь паруса из паволок, а славяне  копринные, и разодрал их ветер; и  сказали славяне: „Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок“».

 

 

           Союзы племен и суперсоюзы как формы политогенеза.

Первичной формой государственности следует  считать устойчивый союз племён (“составное вождество)”, поскольку здесь мы обнаруживаем и слой профессиональных управленцев (князья, старейшины, дружинники, жрецы), и органы принуждения (княжеские дружины, которые выполняли, помимо военной и административной, также полицейские, судебные и фискальные функции), и разветвлённую систему фиска-казны  (дань с покорённого населения за пределами племенного союза; дань в пользу главного племени с остальных племён, входящих в союз; внутриплеменное обложение для жертвоприношений богам, содержания знати и покрытия чрезвычайных общественных нужд), и социально-психологическую отчуждённость представителей главного племени (“победителей” и “чужаков”) от остальных членов союза.   Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно - общинные традиции ещё долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества. 
Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших  общественных проблем; особая роль народного  собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это — равенство всех членов общества.

Информация о работе Политогенез у славян Восточной Европы