Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:33, лекция
Родоплеменная организация и ее эволюция. Становление военно-иерархических систем. Союзы племен и суперсоюзы как формы политогенеза. Институт вождества.
Система управления первоначально сложилась как десятичная или численная:
— тысяцкие (первоначально командовали крупным гарнизоном-тысячей, позже превратились в воевод);
— сотские (первоначально командиры дружин, позже стали городскими судебно-административными должностными лицами);
— десятские.
С
дальнейшим развитием феодальных отношений
стала складываться дворцово-вотчинная
система управления, т.е. такая система
управления, при которой княжеские
слуги со временем превратились в
государственных должностных
В XII в. к наиболее важным должностным лицам относились:
— дворский — ведал всем княжеским хозяйством;
—
воевода — командующий
—
тиун конюший — осуществлял
— стольник — ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием.
Более мелкими должностными лицами, находившимися в подчинении у высших, были тиуны и старосты.
Вооруженные силы состояли из трех частей:
— великокняжеской дружины, дружин местных князей и бояр;
— народного ополчения;
— наемных отрядов (сначала формировались из варягов, позже из степных кочевников).
Основой вооруженных сил являлась княжеская дружина, которая состояла из двух частей:
— старшая дружина (бояре — наиболее богатые и близкие к князю дружинники);
— младшая дружина («гридни», «отроки», «детские»).
Княжеские доходы складывались из следующих источников:
— прямой налог — дань, которую уплачивало все население. Сбор дани проходил или в форме повоза (подвластные племена сами привозили в Киев дань), или в форме полюдья (административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам). После убийства князя Игоря в 945 г. княгиня Ольга упорядочила сбор дани, определив ее размер и учредив специальные пункты сбора дани — погосты;
— пошлины — сбор, взимавшийся органами государственной власти за какие-либо услуги (судебные, торговые, брачные пошлины).
Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы. В начале XI в. князем Владимиром установлена «десятина», т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения.
Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).
Первоначально Киевский князь управлял непосредственно лишь Киевской землей. На местах управляли местные князья, часто сыновья великого князя, которые находились в вассальных отношениях к Киевскому князю. Они обладали иммунитетными правами, т.е. правами управлять, судить и собирать дань на своей территории. Для осуществления этих функций при дворах местных князей возникла система управления, подобная той, что сложилась при дворе Великого князя.
Кроме местных князей при дворах управляли назначенные из Киева посадники. Функциями посадников были: поддержание порядка, суд над местным населением, сбор дани и пошлин. С середины XII в. вместо посадников была введена должность наместников (окончательно установилась к XIV в.). В сельскую местность назначались волостели.
В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:
— тиуны,
— мытники (взимали торговую пошлину — «мыть»),
— вирники (взимали виру — штраф за убийство),
— данщики (сборщики дани),
— пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей — «пятно») и др.
Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.
В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).
Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).
Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили: земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.
Социальная структура общества ва в IX веке выражена слабо. Процесс становления социальных групп растянулся на период IX - XII вв.
Общество делится на следующие группы населения:
- свободные (феод. знать
- князья; бояре; духовенство: высшие
иерархи, приходское
- феодально зависимое (смерды, закупы).
В Русской правде содержится
ряд норм, определяющих правовое положение
отдельных групп населения. По её
тексту сложно разграничить правовой
статус правящего слоя и остального
населения. Есть лишь два юридических
критерия: нормы о повышенной (2-ой)
уголовной ответственности за убийство
представителя
Структура феодально-господсвующего класса древнерусского государства:
1. Князья - бывшие князья союзов племён либо отдельных племён (вскоре этот титул принадлежал только рюриковичам). Доходы у князей - полюдье. В этот период возник великокняжеский домен. Р.П. упоминает о людях князя, которые живут при князе:
а) огнищане (управляющие)
б) тиуны
в) конюхи
г) смерды
д) холопы
Все они принадлежали суду князя
2. Бояре - потомки великих князей. Их предки - старейшины племени. Богатство связано с землёй. Они управляли городами, волостями, входили в дружину князя (княжьи мужи). До XI в жили при дворе. В XI-XII вв - оседание дружины на землю (князь жалует земли). Дружина делилась на старшую и младшую. Штраф за убийство княжеского мужа - 80 гривен. В XI в огнищане также получают землю и чин.
Боярское землевладение возникает вследствие захвата земель и пожалований князя.
3. Духовенство - в 988 г.
а) высшее (чёрное, монашество) - проживало в монастырях.
б) приходское духовенство
С XI в монастыри превращаются в крупные хоз. земли. Вступление при внесении вкладов.
4. Городское (посадское) население: - 40 гривен за убийство гор. граждан. Купечество делилось на гостей (иностранные или иногородние) и местных. Были также ремесленники и поденщики.
5. Смерды-общинники - юридически и экономически независимы, выполнили повинности и уплачивали налоги только в пользу гос-ва. Они обладали определённым имуществом и могли завещать его детям (землю - только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершённые поступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нёс личную и имущественную ответственность. Выступал полноправным участником в судебном процессе. Были, кроме того, и несвободные смерды.
Функции общины:
1. Экономическая - все общинники на праве владения и пользования держали землю.
2. Административно-юридическая организация.
3. Полицейско-судебная организация.
Если на территории общины совершалось убийство, община сама расследовала его. Виновный и его семья пускались на поток и разграбление (конф. имущ-ва). Изгои обращались к князьям, по их решению они передавались в монастыри.
6. Закупы - в Краткой ред. Р.П. не упоминается, в П.П. - человек, работающий в хоз-ве феодала за «купу», т.е.заём. Этот долг нужно было отработать, притом установленных эквивалентов и нормативов не существовало. Объём работы определяется кредитором. Впервые отношения закупа с кредитором были урегулированы в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Закон охранял личность и имущество закупа. Закуп отвечал за сохранность орудия труда, сопровождал господина в походах. Закуп не подлежит наказанию, если он уходит на заработки в город. Закуп мог обращаться в суд с жалобой на своего господина и в редких случаях выступать свидетелем. Если закуп убегал или совершал кражу, он превращался в холопа.
В Р.П. «ролейный» (пахотный, сельский) закуп, работавший на чужой земле, по своему правовому статусу не отличался от закупа «неролейного». Они получали плату за работу впрок.
7. Холопы («робы») - наиболее бесправные субъекты права. Источник рабства - рождение от холопа, самопродажа в кабалу, женитьба на холопе без заключения договора с господином, поступление в ключники без договора с господином, совершение преступление («поток и разграбление»), бегство закупа от господина, злостное банкротство. Наиболее распространённый источник холопства - плен (он не упомянут в Р.П.).
Всё, чем обладал холоп, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп с ведома господина, также ложились на господина. Личность холопа не защищалась законом (за его убийство - штраф; холоп = имуществу). Холопа, совершившего преступление, нужно было выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа нёс господин. В суде холоп не мог быть истцом, ответчиком или свидетелем. Ссылаясь на показания холопа в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».
Внутри холопов не существовало равенства (привилегированные и непривилегированные холопы).
«Русская правда» как памятник права.
Возникновение Древнерусского
государства естественно
Следующим главным писаным источником права стала Русская Правда. Он дошел до нас не в чистом виде, а в др. списанных источниках (списках). Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110)списков XIII–XVIII вв. Все тексты Правды находятся в составе каких-либо сборников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут быть разделены на три основных памятника:
Списки первой, или краткой, редакции немногочисленны, известно только два древних списка, относящихся к половине XV в. Краткая Русская Правда находится в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды (Академический и Археографический) по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, по-видимому, произошли от общего источника или протографа. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в XVIII в., которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати В.Н.Татищевым в 1738 г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П , написанной красной киноварью. Списки Пространной Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в четыре или пять раз по тексту длиннее кратких и заключают большое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Впрочем, заголовки не покрывают содержания всех статей, следующих за ними. По своему тексту списки Пространной Правды могут быть разделены на три вида. Первый, наиболее многочисленный вид входит в состав 17 юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. В настоящее время Кормчая хранится в Историческом музеев Москве в составе Синодального или Патриаршего собрания рукописей и в науке известна под названием Синодальной или Новгородской. Синодальный список Русской Правды отличается от всех других списков Пространной Правды расположением статей во второй его части. Можно думать, что эта особенность расположения статей зависит от того, что в одном из предшествующих списков, которые послужили источником для Синодального, листы были перепутаны. Текст Синодального списка имеет близкое сходство с другим древним списком – Троицким, находящимся в составе Мерила Праведного второй половины XIV в. Синодальный и Троицкий списки восходят к общему протографу, возникшему уже ранее последней четверти XIII в. Синодальный список имеет яркие черты новгородского говора. Некоторые новгородские особенности заметны и в тексте Троицкого списка. Поэтому можно думать, что их общий протограф возник в Новгороде.