Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:33, лекция
Родоплеменная организация и ее эволюция. Становление военно-иерархических систем. Союзы племен и суперсоюзы как формы политогенеза. Институт вождества.
Территория Новгородского государства делилась на пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости, волости — на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород. Концы города делились на улицы, во главе улицы стоял староста
Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр в 1348 году, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова во многом была схожа с организацией Новгорода.
Новгородская Судная грамота и Псковская Судная грамота.
Источниками (формами) права
в период феодальной раздробленности
были Русская правда, уставы и грамоты
русских князей (уставная грамота
волынского князя Мстислава Даниловича,
устав новгородского князя
Следует подчеркнуть, что
если Русская правда главным образом
памятник уголовного и процессуального
права, то более половины всех статей
Псковской судной грамоты (63 из 120) посвящено
нормам гражданского права. И это
было не случайно: данный факт объяснялся
более высоким уровнем развития
товарно-денежных отношений в Северно-Западной
Руси. Центральное место в
В Псковской судной грамоте можно найти много статей (см. ст.42-44), которые регулировали отношения между землевладельцами и феодально-зависимым населением - изорниками, огородниками и кочетниками (рыболовами). Изорники (от слова «орать» - пахать), получая от собственника земельный участок, брали от него «покруту» (подмогу) серебром или натурой. Изорники работали «исполу», т.е. половину урожая отдавали землевладельцу. Псковская судная грамота знает как наследование по закону, так и по завещанию. В ст. 15 перечислены возможные наследники: отец, мать, сын, брат, сестра и другие близкие родственники. Были расширены наследственные права супругов: переживший супруг получал право на кормлю. При вступлении в новый брак он лишался права пользования ею (см. ст.88,89). Завещание в Пскове и Новгороде оформлялось письменно, почему и называлось «рукописанием». Оно должно было утверждаться путем положения его в ларь (архив) Святой Софии (в Новгороде) или Святой Троицы (в Пскове). Псковская судная грамота зафиксировала определенные изменения в наследственном праве. Под преступлением теперь понималось не только нанесение материального или морального ущерба отдельным лицам, но и причинение вреда государству. В Пскове, кроме денежных штрафов, применяли и смертную казнь.
Развитие феодальных отношений, рост классовых противоречий, усиление охраны собственности феодалов и купцов обусловили более развитую систему имущественных преступлений, чем в Русской Правде. Татьба (кража) стала подразделяться на простую и квалифицированную (кража церковного имущества, конокрадство, кража в третий раз). Квалифицированная татьба наказывалась смертной казнью. Появляются государственные преступления (перевет), преступления против суда (тайный посул судье, насильственное вторжение посторонних лиц в помещение суда, нанесение побоев подвернику).
Судебное право. Формы судопроизводства.
В судопроизводстве в Новгороде
и Пскове продолжал доминировать
состязательный процесс. Как и в
Киевской Руси, в феодальных республиках
существовал институт досудебной подготовки
дела - свод. Подробно в ПСГ свод не
регламентировался, поскольку и
в этом случае действовали нормы
Русской правды. На процессе допускалось
представительство сторон. Женщины,
дети, старики, монахини, глухие могли
иметь пособников, которые должны
были представлять в суде их интересы.
Важным этапом был вызов ответчика
в суд, осуществляемый публично, на
церковной площади в
1) замена публичного процесса (на княжьем дворе) процессом канцелярским, закрытым для публики;
2) замена устного делопроизводства письменным, преобладание письменных доказательств;
3) учреждение апелляционной судебной инстанции под именем суда докладчиков, состоявшего из выборных бояр и житьих людей.
Процесс носил обвинительный характер.
Новгородская судная грамота требовала
обязательного письменного
4. Вождество. "Повесть временных лет" и более ранний византийские источники рисуют нам восточных славян как различные этнические группы, входившие в состав потестарных союзов (социально-политические объединения догосударственного характера).
Основополагающими, в связи с социогенезом восточных славян остаются вопросы военно-политической власти и собственности. Первоначально властные полномочия концентрировались в руках представителей традиционных институтов (главы патриархальных семей, кланов, родо-племенных образований, совет старейшин, собрание полноправных членов). Их власть складывалась на основе регулирования производственных процессов, решении внутренних имущественных, семейных других бытовых споров в соответствии с традиционным правом. Такие функции давали возможность получения прибавочного продукта через использование лучших участков земли, получения "подарков" за судебные разбирательства. Однако устойчивого воспроизводства собственности в VII - VIII вв. еще не сложилось.
Параллельно с существующими институтами
родо-племенного управления возникает
и развивается власть военных, надклановых
лидеров (вождей). Появление вождей
связано с многочисленными
Собственность вождя и его окружения
складывалась из имущества захваченного
в набегах и благодаря праву
редистрибуции - вознаграждения получаемое
вождем за выполнение общественно полезных
функций (организация обороны, внешних
походов, управления крупными коллективами
и т.д.). Первоначально редистрибуция
носила добровольный характер, но затем
стала превращаться в обязательную
традицию, предоставляя вождю возможность
перераспределять общественный продукт
в пользу своего окружения. В отношении
подчиненных этнических групп право
редистрибуции реализовывалось
как взимание дани, что формировало
значительный избыток княжеской
доли. При этом перераспределение
общественного продукта между членами
коллектива, который возглавлял князь
носило уравнительный характер. Кроме
того, для поддержания авторитета
вождя устраивались общественные пиры
(с которыми связан генезис великокняжеских
пиров в Киеве, но для более
узкой социальной категории). Зачастую
вождь начинал играть заметную роль
в отправлении обрядовых