Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории политических и правовых учений".
Увеличение размеров
и вещественной власти государства
привело к уничтожению
Крепостное состояние, по мнению Хомякова, введено Петром. Фактическое рабство крестьян существовало до этого в обычае и не было признано в законе. Только в правление Петра «закон согласился принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже обычаем». Таким образом, закон «освятил и укоренил давно вкрадывавшееся злоупотребление аристократии».
Заслугой Хомякова явилось новое историческое истолкование традиционной темы о взаимоотношении государства и церкви и дополнение ее историческим обзором статуса крестьянской общины. Так расчищалась почва для обсуждения темы о соотношении общества и государства в русской и зарубежной истории.
Киреевским отмечено основное различие между Россией и Западом – в особенных видах христианства, в особенном направлении просвещения, в особенностях частного и народного быта. Для подходов Киреевского стало характерным сравнение не только результатов развития отдельных элементов, но и восхождение историческое к началу складывания элементов, в частности просвещения и образованности.
В основание европейской образованности легли три элемента:
1. Римское христианство;
2. Мир необразованных варваров;
3. Классический мир древнего язычества.
Основные отличия России от Запада:
1. Составление общества из маленьких так называемых миров (общин).
2. Принадлежность человека миру (и мира ему).
3. Принадлежность поземельной
собственности (источника
В отличие от Запада сила неизменяемого обычая делало всякое самовластное законодательство невозможным, и даже разбор и княжеский суд (до подчинения удельных княжеств Московскому) не смог совершаться без согласованности с всеобъемлющими обычаями. Заслугу в выработке общинных обычаев, которые заменяли законы, Киреевский всецело относил к церквям и монастырям. Последние он именует также «святыми зародышами несбывшихся университетов». Именно из церквей, монастырей и жилищ уединенных отшельников распространились повсюду одинаковые понятия об отношениях общественных и частных. Позднее Хомяков дополнил перечень ценных свойств общины как перспективного (в отличие от государственных) учреждения такими характеристиками: «сохранение исконного обычая, право всех на собственность поземельную и право каждого на владение, нравственная связь между людьми и нравственное воспитание людей в смысле общественном посредством постоянного упражнения в суде и администрации мирской».
К западникам относятся: П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др.
Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.
Чаадаев в вопросе о сближении России и Запада видел не механическое заимствование западноевропейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновления православия. Это обновление Чаадаев видел не в подчинении православия католицизму, а именно в обновлении, освобождении от застывших догм и придании религиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способствовать обновлению всех сторон и форм жизни. Эта идея Чаадаева позже была глубоко разработана виднейшим представителем славянофильства А. Хомяковым.
Цивилизационный процесс развития народов заключается именно в постепенном отрешении от случайности и ограниченности национального, для вступления в область существенности и всеобщности – общечеловеческого.
Западник-радикал В. Г. Белинский (1811–1848 гг.) – его персонализм был неразрывно связан с его увлечением социалистическими идеалами. Идеал общественного строя, основанного «на правде и доблести», должен быть воплощен в реальность, прежде всего во имя суверенных прав личности, ее свободы от любых форм социального и политического гнета. Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к столь увлекавшему его в молодые годы философскому идеализму. Религиозные же убеждения молодости уступали настроениям явно атеистического толка. Исключительный по своему напряжению пафос революционного утопизма пронизывает все творчество Бакунина. «Радость разрушения есть в то же время творческая радость», – утверждал он. И это одно из многих его утверждений подобного рода. «Светлое будущее», ради которого Бакунин-революционер был готов жертвовать своей и чужой жизнью, предстает в его описании в виде некой грандиозной утопии, не лишенной религиозных черт: «Мы накануне великого всемирного исторического переворота... он будет носить не политический, а принципиальный, религиозный характер...».
Александр Иванович Герцен
(1812–1870 гг.), как и большинство
российских западников-радикалов, прошел
в своем духовном развитии через
период глубокого увлечения
В цикле статей «Дилетантизм в науке» (1842–1843 гг.) Герцен обосновывал и интерпретировал гегелевскую диалектику как инструмент познания и революционного преобразования мира («алгебра революции»). Будущее развитие человечества, по убеждению автора, должно привести к революционному «снятию» антагонистических противоречий в обществе. На смену оторванным от реальной жизни научным и философским теориям придет научно-философское знание, неразрывно связанное с действительностью.
«Новым заветом» противников западничества стала книга Н. Данилевского«Россия и Европа».
Западничество влечет за собой:
1) искажение народного
быта и замена формы его
формами чужими, иностранными,... которые,
начавшись с внешности, не
2) заимствование разных
иностранных учреждений и
3) взгляд как на
внутренние, так и на внешние
отношения и вопросы русской
жизни с иностранной
Взгляды поздних славянофилов отмечены в целом патриотическим культурнационализмом и возросшей мерой недоверия к европейскому политическому опыту с его представительным правлением, идеей равенства и почтительным отношением и правам и свободам человека и гражданина.
Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1871) развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но в отличие от других неославянофилов высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом.
По мнению Тихомирова,
в государстве с разной степенью
власти сосуществуют три формы государственности:
монархия, олигархия и демократия.
Ни одна из них не может возобладать,
и создается идеальное
Период политической реакции, начавшийся в 1881 г., многие русские революционеры пережидали за границей, где в это время начал распространяться марксизм. Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов; к нему примкнули и другие члены «Черного передела» — Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. В1883 г. они создали группу «Освобождение труда». Бесспорным руководителем группы стал Плеханов. В первой марксистской работе «Социализм и политическая борьба» он сформулировал свои взгляды: борьба за социализм включает и борьбу за политические свободы и конституцию, ведущей силой становятся промышленные рабочие, между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть длительный исторический промежуток. Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии, призывал к союзу с либералами и рассчитывал на помощь крестьянства. Здесь же прозвучал тезис о «диктатуре пролетариата», однако в проекте программы группы «Освобождение труда» его не было. В работе «Наши разногласия», ставшей значительным событием в развитии русской экономической мысли и в общественном движении, Плеханов доказывал, что Россия вступила на путь капиталистического развития, и предостерегал от попыток форсирования социалистической революции. Плеханов жестко раскритиковал народнический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогресса. Даже К. Маркс относился к русской общине более осторожно. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Группа «Освобождение труда» пропагандировала марксизм в России, способствовала становлению его как идейного течения, потеснившего народничество. Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: крестьянство было пассивно, в то время как рабочие выступления были очень частыми. Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих: в 1883 г. — кружок Д. Благоева, в 1889 г. — кружок М. И. Бруснева; в 1888 г. марксистский кружок возник в Казани, его организовал Н. Е. Федосеев. Осенью того же года здесь впервые появился бывший студент В. И. Ульянов.
Осенью 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декабре был исключен за участие в студенческой сходке. Многие участники сходки впоследствии восстановились в университете, однако В. И. Ульянову власти неизменно отказывали. Разрешения продолжить образование за границей он тоже не получил. Именно в этот период Ульянов пришел в кружок Федосеева и увлекся марксизмом. В 1891 г. он получил разрешение сдавать экзамены экстерном на юридический факультет Петербургского университета и успешно их выдержал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной традиции, он с презрением относился к «буржуазному» праву и «буржуазной» конституции. Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов перевелся в Петербург. Здесь он занимался организацией марксистского движения, вел пропаганду среди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаимствовал многие его черты, особенно заговорщического направления, связанного с именем П. Н. Ткачева. Его мечтой было создание организованной партии, ведущей за собой пролетариат и крестьянство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объединении в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Руководящему центру «Союза» — в руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были подчинены районные центры, им — рабочие кружки; поддерживалась связь с 70 заводами и фабриками, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. 57 членов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета было арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борьбы». В условиях промышленного подъема стачечное движение рабочих шло на убыль: для социал-демократов настали нелегкие времена.
В. И. Ульянов в ссылке написал ряд трудов по экономическим вопросам, в частности «Развитие капитализма в России». В 1901 г. он впервые подписался псевдонимом Ленин, под которым и вошел в мировую историю.
Одними из направлений политико-правовой идеологии России начала ХХ века были социологические концепции права и государства в России (представители С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский), которое методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.
В своей теории Муромцев придавал главное значение правовым отношениям. В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется, отмечал ученый, с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно. "Мы соблюдаем их не думая, просто потому, что привыкли их соблюдать, что считаем это должным, без всякой связи с какой-либо санкцией", — отмечал Муромцев.
Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого, утверждал Муромцев, не нуждается в юридической санкции.
Значение юридической защиты необходимо придавать только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства.
По учению Муромцева правовой порядок — это существующий порядок отношений в обществе. На него воздействует ряд факторов: юридические нормы действующего законодательства государства, идеи справедливости, надежды на правовой порядок будущего времени, научные предположения и ориентиры и др. Однако, утверждал Муромцев, все они только атрибуты правопорядка — факторы, воздействующие на процесс его образования. Правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок.
Учение о праве С. А. Муромцева оказало значительное влияние на социологическое направление правоведения. В России аналогичные идеи развивали М. М. Ковалевский, Ю. С. Гамбаров, Н. А. Гредескул и другие правоведы.
Заметное место в развитии социологического направления права в России занимает историк и правовед, ученый и политический-деятель, член I Государственной думы и Государственного совета Максим Максимович Ковалевский (1851—1916). Учение Ковалевского о государстве и праве органически связано с его социологической концепцией. Известную формулу О. Конта "порядок и прогресс" он заменил более общим понятием "организация и эволюция".
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"