Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
интеграционная - сохранение целостности.
нормативно-ценностная - закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, нормы, ценность которых доказана и подтверждена законами страны.
Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются пять типов субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Основные пути
формирования политической культуры.
Условием формирования политической культуры
людей является их включенность в
политический процесс, взаимодействие
с политической реальностью. С политической
системой взаимодействуют различные
сферы общественной жизни, все они
в той или иной степени участвуют
в формировании политической культуры,
определяют основные направления этого
процесса. Ими являются: целенаправленная
образовательно-
37. ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС. ОСОБЕННОСТИ
Словосочетание «политический процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке слова политический процесс используют, прежде всего, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа, более сложной по содержанию и смыслу.
Политическая
действительность образуется деятельностью
людей, групп или институтов (иными
словами — субъектов или
На политическом пространстве современной России развивается множество
политических процессов. Для нас наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, приведшее к существенным изменениям и в
форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.
Известно, что по форме правления СССР был республикой, то есть
формально источником власти в стране был народ, который избирал на
определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах.
Практически разделения властей не было. Вторая особенность
республиканской формы правления в СССР заключалась в руководящей роли КПСС. Все важнейшие решения в стране принимались ее высшим руководством. Современный политический процесс в россии высокими темпами перевел в новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Начнем с формы правления. Современная Россия, как это
подчеркивается в Конституции страны (статья 1)1, является республикой.
Однако, нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране
наполнил ее единственным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностные характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.
Вместе с тем, российская
ряд черт советской государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров, отсутствует подлинная независимость
судов от государственной власти. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная респубиканская форма
государственного правления, отвечающая всем основным критериям.
Тоже самое можно сказать о состоянии государственного устройства
России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей. Современное федеративное устройство Российского государства – одна из них. В России среди субъектов федерации сейчас есть как национально- государственные образования (в их числе республики, автономные области,
автономные округа),
так и административно-
стране. Возможности субъктов Российской Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации не могут быть одинаковыми. Развитие общего политического процесса в России и смены форм политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.
Таким образом, можно сделать
вывод: развитие политического
процесса в современной России
привело к созданию переходного
типа в государстве, устремленного
к демократии.
38.ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ИДЕОЛОГИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ
Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.
Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.
Идеологии:
Общее у идеологий – проблема свободы (как сделать человека свободным – богатство, равенство и др.).
Либерализм – человек как высшая ценность, всё для него, свободное предпринимательство, свободный рынок, личность, конкуренция, все граждане равны, политический плюрализм. Либерализм исторически эволюционировал, переходя от классического либерализма А. Смита к буржуазно-либеральному реформизму, а затем к современной своей форме - неолиберализму.
Консерватизм – преклонение перед традициями, постепенные реформации, а не революции, (Великобритания), не надо пытаться изменить общество; недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений; решительный отказ от вмешательства государства в экономику, социальную сферу и частную жизнь; идея национального величия, поддержки сильного государства, где власть должна принадлежать аристократической элите.
Социализм – социальное, материальные гарантии, равенство.
Социал-демократия - одно из направлений политической мысли 20 в., в основе лежит концепция «демократического социализма», где главными ценностями провозглашены - свобода, социальная справедливость и солидарность. В обществе должна быть смешанная экономика и осуществляться государственное регулирование рыночными отношениями, исходят из отрицания любой диктатуры как формы политической власти. Всемерно содействовать укреплению политической стабильности в мире.
В отличие от науки, функции идеологии заключаются в следующем:
1) в
овладении массовым
2) в
стимулировании
3) в
интегрировании общества на
39. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ
Международные отношения – сложная система, охватывающая все мировые события и процессы, которые являются результатом взаимодействия между собой различных субъектов международного права.
В ходе
взаимодействия государств и народов
формируются разнообразные
Проблема взаимоотношений между странами и народами своими корнями уходит в глубь истории, к моменту образования первых социально-классовых общностей - государств. Осуществляя экономическое и политическое господство внутри страны, господствующий класс проявлял интерес и к тому, что творится за ее пределами. Но, вторгаясь со своими интересами в сферу деятельности другого государства, он неизбежно сталкивался с противодействием, вызванным несовпадением этих самых интересов.
Поэтому решение спорных вопросов в области международных отношений, начиная с древнейших времен, было возможно двумя путями.
Первый путь - это достижение некоторого баланса интересов, позволяющего в определенной степени учитывать потребности различных государств. Баланс интересов лежал в основе формирования союзов, соглашений о торговле и способствовал развитию политических, дипломатических, экономических и культурных связей, обеспечивающих сближение народов, формирование стабильной системы международных отношений. Вместе с тем баланс интересов, как правило, носил конечные пространственные и временные рамки. Нарушение баланса интересов переводило отношения между государствами в другую плоскость: рушились договоры и на смену звону бокалов приходил звон мечей.
Стремление к
достижению своих интересов в
ущерб соседям толкало страны
на разорительные войны, в ходе которых
каждая сторона стремилась максимально
подорвать военные, экономические
и людские ресурсы своих
40.НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.
Национальная безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности отдельно взятой нации от внешних и внутренних угроз.
По другому
определению — национальная безопасность
— совокупность официально принятых
взглядов на цели и государственную
стратегию в области