Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

Политология ответы на экзамен!!!.docx

— 104.89 Кб (Скачать документ)

Одна  из наиболее известных типологий  акцентирует внимание на трех уровнях  субъектов политики:

социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может  установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др.;

институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Политика представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО;

функциональный: армия (выступая частью государства, нередко  сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия. Бюрократию можно относить и к  социальному уровню. Бюрократия - это  социальная группа, призванная сделать  процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления и предоставленные  ей полномочия в собственных интересах  и способна концентрировать власть в своих руках. Бюрократия выступает  субъектом политики в силу того, что на нее возлагается функция  проведения каких-либо государственных (управленческих) решений в жизнь, поэтому она способна заблокировать  выполнение любого из них, если оно  противоречит ее интересам.

Каждый  из субъектов политики (органы государственной  власти и управления, лидеры, политические партии и движения и т. п.) имеет  свои интересы, реализация которых  составляет смысл его участия  в политической жизни. За каждым из субъектов стоят определенные социальные (социально-демографические, национальные, профессиональные, возрастные и пр.) группы.

Субъект политики, таким образом, — это  конкретно-исторический носитель многообразной  политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов.

В качестве субъектов политики могут выступать  как индивиды, так и социальные общности, самостоятельно вырабатывающие и реализующие программы действия, направленные на достижение посредством  сознательной деятельности определенных политических целей.

Политическая  жизнь общества в связи с этим может рассматриваться как системное  взаимодействие различных субъектов  политики, каждый из которых в определенной политической ситуации может быть не только субъектом, но и объектом. В  самом общем плане каждый социальный субъект, оказывая воздействие на другие социальные группы, общество, сам в  то же время выступает объектом воздействия  со стороны других субъектов. Преображаясь в общественных отношениях, он также  воздействует на себя и свою группу. 

12.ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ  СИСТЕМ.

Политическая  система общества – целостная, упорядоченная

совокупность  политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов  политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим

традициям и  установкам политического режима конкретного  общества.

Политическая  система включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих инстуционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Несмотря на существенные отличия в подходах к анализу политической системы марксистских и немарксистских авторов, по многим параметрам их взгляды совпадают. Например, и с той и с другой стороны в исследовании политической системы преобладает многовариантность ее понимания и толкования. Притом основной упор делается не на регулятивном, коммуникативном или ином аспекте,

а на институциональном, а в основу исследования политической системы берутся не ее функции, а структура и т. п.

Одной из наиболее существенных характеристик любой  политической системы выступает  ее жизнедеятельность, которая проявляется  в процессе выполнения ею определенных функций. В функциях выражается социальная сущность и предназначение политической системы. Функции, которые выполняет  политическая система, выражаются в  действиях, направленных на поддержание  ее жизнеспособности, устойчивого состояния  и дальнейшего развития общества. 

Один из основоположников теории политических систем Т. Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической системы является целеполагание, т.е. определение целей и задач общества, а также обеспечение эффективного коллективного действия на достижение этих целей. 

13.ПРОИСХОЖДЕНИЕ,  СУЩНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ  ГОСУДАРСТВА.

В научной литературе существуют два основных значения этого  термина:

государство трактуется как совокупность государственных  учреждений, т.е. аппарат управления обществом;

как особый вид  политико-правовой организации власти общества.

В политологии  распространено второе определение. Государство  понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население  и располагает для этого специальным  аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних  проблем.

Сущность государства - главное, что обусловливает объективную  необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно  служит. Традиционно исследователи  обращают внимание на две главные  причины - классовую и общесоциальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его. "Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства. 

14.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ И ФОРМЫ ПРАВЛЕЯНИЯ.

Форма государственного устройства – это национально-территориальная  организация государства и взаимоотношения  центральных, региональных органов. Основными  формами государственного устройства являются:

- унитарное государство  (Финляндия, Франция, Япония),

- федерация (Россия, США, Канада),

- конфедерация (ее черты прослеживаются в  Европейском Союзе).

Под формой правления  понимается способ организации верховной  государственной власти, принципы взаимоотношений  ее органов, степень участия населения  в их формировании.

Принято различать 2 основные формы правления –  республику и монархию.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная  власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность  в установленном порядке престолонаследия.

Различают монархию двух видов:

абсолютную (Саудовская Аравия, Катар, Оман) и

конституционную, которая в свою очередь делится  на:

дуалистическую (Иордания, Морокко) – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной,

парламентскую, здесь монарх обладает по существу представительскими функциями (Англия).

Республика представляет собой форму правления, при которой  все высшие органы государственной  власти либо избираются, либо формируются  общенациональными представительными  учреждениями.

Различают три  формы республиканского правления: президентскую, парламентскую и  смешанную (полупрезидентскую).

При президентской  форме правления глава государства  – президент – одновременно является и главой правительства. Президентская  республика отличается внепарламентским методом формирования правительства  и отсутствием у последнего института  парламентской ответственности.

Президентская республика впервые была введена  в США на основе конституции 1787 года.

Парламентская республика характеризуется провозглашением  верховенства парламента, перед которым  правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

Парламент осуществляет по отношению к правительству  ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, утверждает бюджет и тем самым устанавливает  финансовые рамки деятельности правительства  и осуществляет за ним контроль. Парламентская форма правления  осуществляется в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии и др.

Смешанная республика (полупрезидентская) существует в Австрии, Португалии, Франции и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

Таким образом, современные государства имеют  довольно сложную структуру, которая  характеризуется формой государственного устройства и правления. 

15.ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА И ПРИНЦИПЫ ЕГО  ОРГАНИЗАЦИИ.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и  непротиворечивой правовой системе  и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным  взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое  устройство системы власти и политики.

Основные принципы правового государства:

Верховенство  закона, его господство над всеми  сферами жизни.

Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.

Приоритет прав и свобод личности и ее свободное  развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства  недопустимо. Общеизвестна формула: "все, что не запрещено индивиду, ему  дозволено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено".

Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между  ними строятся не только на правовой основе, но и пронизаны морально-этическими обязательствами.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и  судебную ветви, что исключает монополию  какого-либо органа на власть.

Сущности современного демократического государства соответствует  не только его правовая, но и социальная форма. Если сущностным содержанием  правового государства является защита свобод человека от ограничений  со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения  права, которое, вслед за русским  философом В.С. Соловьевым, можно  определить как право на достойное  существование. 
 

16. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ  И ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКИ.

Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским  путем из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов.

Положение главы  государства в парламентской  республике отдаленно напоминает положение  монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства  носят чисто номинальный, формальный характере (вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого  главу государства), большей реальной властью в стране обладает глава правительства -- премьер-министр (в ФРГ -- канцлер).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"