Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

Политология ответы на экзамен!!!.docx

— 104.89 Кб (Скачать документ)

Современные социал-демократы, как, впрочем, и некоторые  традиционалисты, проводят довольно существенные различия между «рыночным обществом» и «рыночной экономикой». Первое, то есть капитализм, они по-прежнему отвергают, неизменно ссылаясь на традиционные принципы социальной демократии, а  второе используют в качестве важнейшего средства решения множества социальных задач, непосредственным образом вытекающих из той же самой социальной демократии. При этом они не без оснований  считают, что если в экономике  господствует рынок, а между производителями  сохранятеся высокий уровень конкурентности, то социальное пространство развивается преимущественно не ради денежных, а ради человеческих ценностей. Таким образом, они включают в понятие «социальное пространство» не только некоммерческие структуры образования, здравоохранения и благотворительной помощи, но и такие важные сферы, как транспорт, муниципальное жилье, энергетику, телекоммуникации и т.д. 
 

8.ПОНЯТИЕ  ПОЛИТИКИ И ЕЁ СОВРЕМЕННОЙ  ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Политика  – это искусство жить вместе (Платон). При анализе политике следует  исходить из учета 2 феноменов: власти и государства.

Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями, государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью завоевания власти или ее упрочения.

Политика  изучает структуру и функционирование политических систем.

    Наука государственного управления.

    Концентрированное отражение экономики.

    Все виды деятельности по руководству (школьная, политика государства и т.д.).

    Деятельность  с целью упрочнения политической власти или завоевания её.

Функции политики:

    1. управление, регулирование;
    2. обеспечение целостности и стабильности общества;
    3. политическая социализация;
    4. мобилизация, эффективность деятельности (реализуется через государственную власть).

Реализация  политических целей осуществляется специфическими политическими методами. Политические методы - средство убеждения, аргументированного доказательства, учета общественного мнения, интересов различных классов социальных, национальных, социально-демографических групп населения, демократический стиль поведения политических лидеров.

Все участники  политических отношений в зависимости  от конкретной ситуации могут выступать  в качестве объекта (политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (он сам служит носителем  политического действия).

Ресурсы политики - элементы материальной и  духовной среды, которые, будучи вовлечены  в политику, используются субъектами для воздействия на объекты политики с целью их изменения:

1) материально-технические  - технические и информационные  средства, энергетические материалы;

2) человеческие - масса людей, принимающая участие  в политическом действии, уровень  их активности;

3) духовные - эмоциональный настрой участников  политического действия, степень  понимания и поддержки ими  основных программных целей. 

9.ПОЛИТИКА  И МОРАЛЬ.

Мораль  и политика - одно. из основных и наиболее сложных отношений политики к действующим в обществе нормам нравственности, близкое к этическим оценкам политики.

И мораль и политика представляют собой организационные, регулятивные, контрольные сферы  общества, но их существование и  функционирование в нём существенно  различаются.

В отличие  от др.организационно-контрольных сфер, мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, лишена центров управления и средств связи и объективируется лишь в языке и речи, но пр.всего - в отражении, в признаках и свойствах др.общественных явлений. Вместе с тем, она всеприсутствует, охватывает управляющие обществом сущности, все феномены политики.

Эта специфика  морали существенно отличает её от этики (политической). Если мораль может  так или иначе характеризовать  политическое действие, но сама стоит  вне его и лишь вступает с ним  в те или иные отношения, то этика  присутствует в политике, она неотделима от неё как одно из её направляющих начал. Поэтому любая политическая философия и нормативная теория, касающиеся политической сферы, так  или иначе связаны с поисками ответа на вопросы, поставленные политической этикой и учениями о морали.

Мораль  как совокупность норм, правил поведения  и отношений людей друг к

другу, закрепленных в обычаях и традициях, имеет первенство по отношению

к политике. Она старше политики, более глубока  по содержанию, более

человечна. Мораль имеет первенство функциональное, ибо отсутствие

надлежащего этического гуманистического обоснования, прочных

нравственных  предпосылок ведет к деформации политики и ее результатов.

Устойчивый  авторитет веками выработанной человеческой нравственности

выше  престижа любой политики. Но и для  политики не могут быть

безразличны существующие в обществе моральные  ценности. Не случайно в

стабильных  высокоразвитых странах требование к политике и политикам

предъявляются строгие нравственные требования. Достаточно вспомнить

импичменты  президентов США Никсона и  Клинтона, отставки многих

министров, запятнавших себя с точки зрения нравственных правил

поведения.

В современных  условиях особое значение приобретают  проблемы

совместимости моральных представлений:

о добре  и зле и политической целесообразности;

применимости  моральных оценок к политическим действиям;

вопросы соотношения целей и средств в политике;

пределов  допустимого насилия по отношению  к личности, социальной группе,

нации и государству; и т.п.

Особое  неприятие вызывают попытки некоторых  политиков и политических

лидеров использовать нравственность для обоснования (оправдания )

неблаговидных действий.

Мораль  в отличии от политики не имеет вещественных воплощений в

аппаратах власти, но она как бы присутствует во всех проявлениях

политики. И, к сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается

соответствующим прогрессом в политике. В политике действуют жестокие

законы  и правила, борьба различных сил. Но и в этой борьбе есть граница

переступать которую никому не позволено. Ведь в борьбе за власть

действуют люди, несущие в себе приобретенные  за тысячелетия законы и

нравственные  правила. 

10.ПОЛИТИКА  И ЭКОНОМИКА: МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Политическая  и экономическая сферы общества неразрывно связаны между собой. Практически это — взаимодействие государства, гражданского общества и  личности, то есть основополагающих определителей  любого общественного устройства. Преодолев абсолютизацию формационного подхода в изучении взаимодействия экономики и политики историки и экономисты отошли от изучения данной проблемы; философы, политологи заинтересовались теоретическими и правовыми аспектами темы. Формационный подход к этим сферам не позволил советской историографии дать научное определение условий взаимодействия экономики и политики.

Тезис о том, что экономика влияет на политику, а политика является концентрированным  выражением экономики, был декларативным, не позволял определить сложные взаимосвязи  указанных сфер общества.

Можно выделить важнейшие направления  политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: во-первых, организация законодательной, конституционной  деятельности, система исполнительной власти, реализующей законы и создающей  условия для функционирования экономических  институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая  организация судебной власти, способной  защитить установленный порядок. Во-вторых, установившаяся система местной  власти, позволяющая сочетать и учитывать  региональные и общероссийские интересы. В-третьих, система отношений с  мировым сообществом, позволяющая  соотносить интересы страны с глобальными  интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных  групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов  далеко не гармоничен.

1) Не  все общественные группы признают  рыночные отношения, частную собственность,  как основные средства стимулирования  производства, потребления, распределения.  Известно, что эта система порождает  безработицу, которая, в свою  очередь, ведет к социальной  напряженности и потрясениям.  Отрицание рыночных отношений  лишает систему мощного экономического  стимула, порождает застой, потерю  интереса производителей к результатам  своего труда, отставание от  уровня развитой мировой экономики. 

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким  образом политическая власть его  защищает — важнейшая сфера взаимоотношений  экономики и политики, важнейший  вопрос любых экономических реформ и преобразований.

Центральная проблема в формировании соответствующих  условий — процесс создания правового  государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной  улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В  широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это  вопрос о соотношении государственной  власти, общественной организации и  личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной  власти.

2) Поиски  оптимального сочетания общероссийских  и региональных интересов —  процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических  связей усиливает центробежные  тенденции. Процессу формирования  и упрочения общероссийской государственности  противостоит процесс ее распада,  регионализации. Они связаны между  собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта  их решения — важнейшая задача  политической власти.

Реальными инструментами процесса оптимизации  этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой  политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

3) Столь  же не прост процесс выработки  концепции оптимального соотношения  интересов страны и интересов  мирового сообщества.

На решение  этих задач влияют две тенденции, реализация которых связана с  внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С  одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих  использовать с большей выгодой  преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу. 

11.СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНСТИТУЦИОННЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"