Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
4.СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.
Релятивистские концепции власти (от англ. ге1аЦоп). В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, "нейтрализовать" ее, предложив ей раздел "зон влияния". Реляти- вистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности, В их числе стимулирование активности трудовой деятельности, соблю- дение норм общественного поведения и др.
Бихевиористские концепции власти (от англ. ЫЬауюг), Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения междулюдьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредо- точении внимания на особенностях людей, на мотивах их пове- дения в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властво- ванию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание "политической энергией"). Далее, важную роль играют те блага и привилегии, которые во все времена получают люди, имеющие власть. С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретен- ные недостатки. Кроме того, для многих власть над другими людьми является формой наслаждения. В стремлении к властво- ванию существуют и другие мотивы. Например, возможен сговор или скрытое соглашение между теми, кто заинтересован в под- держке определенной кандидатуры и в финансировании ее борьбы за власть.
Представители
бихевиористской школы исходят из того,
что в условиях рыночной экономики власть
также становится товаром. На этот товар,
как и на любой другой, существует спрос
и предло- жение. Возникает своеобразный
"рынок власти" со своими менед- жерами,
готовящими кандидатов на власть и обеспечивающими
их победу на выборах. Поэтому очевидно,
что борьба за власть - постоянное явление.
Политическая власть рождается, как правило,
в противоборстве политических сил и отдельных
личностей. Таковы основные положения
в понимании власти в бихевиористских
концепциях. Системные концепции власти.
Власть в соответствии с данными концепциями
рассматривается как системообразующее
отношение в политической системе общества.
Все остальные элементы системы связаны
с ней непосредственно или опосре- дованно.
Назначение политической власти - регулировать
отно- шения между людьми и обществом в
целом, включая госу- дарственно-политические
институты. Назначение политической власти
- разрешать постоянно возникающее противоречие
между необходимостью порядка в обществе
и многообразием интересов членов общества,
сопряженных с конфликтами. Задача политиче-
ской власти — строить свои отношения
со всеми элементами поли- тической системы
общества таким образом, чтобы это способ-
ствовало равновесному, сбалансированному
состоянию данной системы. Другими словами,
политическая власть должна стреми- ться
к достижению в обществе в первую очередь
стабильности, как политической, так и
экономической.
5.ТЕОРИЯ
И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО
Либерализм как определенное понятие вошел в политический словарь Европы в 30 – 40-е годы 19-го века. Понятие это сложное, имеет, как минимум два основных смысла. Один из них, более широкий, означает доминирующий в настоящее время на Западе тип политической культуры с присущим ему стремлением к обеспечению индивидуальной свободы в рамках законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении либерализм составляет основу всех главн6ых идейно-политических течений и государственных институтов современного Запада; он как бы растворен в крови европейских людей и потому не имеет нужды проявлять себя всегда как самостоятельно оформленное политическое движение.
В более
узком значении либерализм – это
теория и практика (политическое движение)
максимального ограничения
Основной принцип либерализма: ни один человек не может быть выше другого по своим правам. Возможны разные варианты устройства общества, но есть одно непременное условие: свобода человека не может быть ограничена ни традицией, ни властью, ни мнением большинства – ничем, кроме свободы другого человека. Таким образом, личность независима, человек полагается только на самого себя. Побеждает тот, кто при равных стартовых возможностях окажется сильнее и энергичнее – таково понимание справедливости в либерализме
Своеобразие
либерализма состоит не только в
отстаиваемой им модели социально-политического
устройства, но и в способах ее воплощения
в жизнь. Либерализм – это еще
и этика терпимости, уважения к
традициям, философия консенсуса и
компромисса. В данном смысле либерализм
не противоречит консерватизму, а рассматривается
как его иная версия, обращенная
к будущему, а не к прошлому.
6.КОНСЕРВАТИЗМ.
Консерватизм - это не просто политическая программа той или иной партии или политический принцип, а система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который, так же как либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, что в четырехтомной антологии "Мудрость консерватизма" среди приверженцев консервативной традиции перечислены такие разные по своим социально-философским и идейно-политическим позициям мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Г. Болингброк, Э. Берн, А. де Токвиль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Ф. фон Хайек и др. Обращает на себя внимание историческая многовариантность консерватизма.
Консерватизм как теория и практика наложил отпечаток и на общественное развитие России. При этом, несмотря на всю специфику, российский консерватизм питался теми же источниками, что и консерватизм в остальном мире, и характеризовался аналогичными ценностными установками (17).
Зародившись как более или менее выраженное идейное течение во второй половине ХVIII века, российский консерватизм почти сразу распался на три разновидности: первую, делавшую упор на критику чрезмерного подражания Западу и на восхваление русской национальной традиции, вторую, отражавшую упорную борьбу дворянства против центральной власти за свои сословные привилегии, и третью, представлявшую собой реакцию на проникавшее извне «вольтерьянское безбожие», подрывавшее основы традиционной нравственности и морали. В ряде случае эти разновидности причудливо переплетались во взглядах наиболее именитых защитников консерватизма.
К числу идейных основоположников российского консерватизма обычно относят А. Шишкова и С. Глинку. Оба они с неподдельной страстью защищали основы сложившейся государственности и ее принципы – самодержавие, сословную иерархию, крепостничество и православие. Для А. Шишкова главной при этом была неразрывная связь сложившейся общественной системы с культурой русского народа и с национальной стариной. Отсюда экзальтированный языковый пуризм, вызывавший насмешки современников. Для С. Глинки, как ярого противника Французской революции, главным было доказательство естественности и органичности сословной системы, которую он рассматривал как аналог семейных отношений (18).
Среди
младших современников
В последующем,
на протяжении ряда лет принадлежность
к консерватизму в России проявлялась
главным образом в
В ХIХ веке консервативные идеи нашли пристанище в популярном в то время идейном течении славянофилов. Отдельные представители этого, в своей основе умеренно-либерального течения (прежде всего, А. Хомяков) обосновывали и развивали идеи, вошедшие впоследствии в арсенал консерватизмат (19). К этому же периоду относятся изыскания такого крупного мыслителя консервативного толка как Л. Тихомиров (20).
Более жесткая форма консерватизма, утвердившаяся в конце ХIХ – начале ХХ веков, связана с именами К. Победоносцева и К. Леонтьева. Большое влияние на развитие консервативной идеи в России оказала дальнейшая разработка К. Леонтьевым высказанных Хомяковым мыслей относительно российского «византизма», под которым понималось особое воздействие на российскую культуру и образ жизни наследия Византийской империи. Критикуя либерализм с его «омещаниваем быта» и решительно отстаивая церковность, монархизм и сословную иерархию, Леонтьев настойчиво призывал власти к ориентации на Восток, видя в ней наилучшее средство от революционных потрясений (21).
Из более
поздних идеологов
Сказанное позволяет в должной степени оценить потенции и перспективы консерватизма в сегодняшней России.
К началу
ХХI века консервативные установки и ориентации
пустили в общественном сознании корни,
в ряде случаев – глубокие. Причины этого
следует искать не в исторических предпосылках,
но, прежде всего, в воздействии политики,
проводимой в стране на протяжении 90-х
гг. Разрушение единого государства, население
которого сократилось чуть ли не в два
раза, унизительное обращение с Россией
держав, доминировавших в изменившемся
мире, разложение пусть не очень совершенных,
но, тем не менее, действовавших экономических
структур и форм социальной защиты, небывалый
всплеск преступности, породили тоску
по прошлому.
7.ПОЛИТИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛ-
90-е
гг. стали десятилетием
К началу
90- х гг. социал-демократическое движение
в Европе претерпело существенные идейно-политические
изменения и попыталось найти достойный
ответ на все те проблемы, которые были
поставлены все более растущей глобализацией
и формированием постиндустриального
общества на Западе. Современные социал-демократы
пришли к отказу от прежней догматической
интерпретации как самого института частной
собственности, так и ее обобществления
в форме всеохватывающей государственной
национализации.
Под обобществлением
социал-демократы теперь понимают не
ликвидацию частной собственности
как таковой, а социализацию отдельных
ее функций посредством