Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

Политология ответы на экзамен!!!.docx

— 104.89 Кб (Скачать документ)

4.СОВРЕМЕННЫЕ  ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.

Релятивистские  концепции власти (от англ. ге1аЦоп). В соответствии с ними власть рассматривается  как личностное отношение, в котором  один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. В качестве субъекта и объекта могут выступать: как отдельные люди, так и группы, слои населения; ведущая политическая партия и оппозиция, при этом данная партия может оказывать влияние на оппозицию, "нейтрализовать" ее, предложив ей раздел "зон влияния". Реляти- вистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности, В их числе стимулирование активности трудовой деятельности, соблю- дение норм общественного поведения и др.

Бихевиористские концепции власти (от англ. ЫЬауюг), Так же как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения междулюдьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредо- точении внимания на особенностях людей, на мотивах их пове- дения в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властво- ванию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание "политической энергией"). Далее, важную роль играют те блага и привилегии, которые во все времена получают люди, имеющие власть. С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретен- ные недостатки. Кроме того, для многих власть над другими людьми является формой наслаждения. В стремлении к властво- ванию существуют и другие мотивы. Например, возможен сговор или скрытое соглашение между теми, кто заинтересован в под- держке определенной кандидатуры и в финансировании ее борьбы за власть.

Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предло- жение. Возникает своеобразный "рынок власти" со своими менед- жерами, готовящими кандидатов на власть и обеспечивающими их победу на выборах. Поэтому очевидно, что борьба за власть - постоянное явление. Политическая власть рождается, как правило, в противоборстве политических сил и отдельных личностей. Таковы основные положения в понимании власти в бихевиористских концепциях. Системные концепции власти. Власть в соответствии с данными концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосре- дованно. Назначение политической власти - регулировать отно- шения между людьми и обществом в целом, включая госу- дарственно-политические институты. Назначение политической власти - разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. Задача политиче- ской власти — строить свои отношения со всеми элементами поли- тической системы общества таким образом, чтобы это способ- ствовало равновесному, сбалансированному состоянию данной системы. Другими словами, политическая власть должна стреми- ться к достижению в обществе в первую очередь стабильности, как политической, так и экономической. 

5.ТЕОРИЯ  И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО ЛИБЕРАЛИЗМА.

Либерализм  как определенное понятие вошел  в политический словарь Европы в 30 – 40-е годы 19-го века. Понятие это  сложное, имеет, как минимум два  основных смысла. Один из них, более  широкий, означает доминирующий в настоящее  время на Западе тип политической культуры с присущим ему стремлением к обеспечению индивидуальной свободы в рамках законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении либерализм составляет основу всех главн6ых идейно-политических течений и государственных институтов современного Запада; он как бы растворен в крови европейских людей и потому не имеет нужды проявлять себя всегда как самостоятельно оформленное политическое движение.

В более  узком значении либерализм – это  теория и практика (политическое движение) максимального ограничения вмешательства  государства в сферу экономики  и социальных отношений, имеющее  ряд характерных признаков: в  экономике – это сторонник  промышленного капитализма и  экономической свободы; в социальных отношениях – выразитель интересов  среднего класса (буржуазии); в политике – парламентская демократия; в  культурной жизни – свобода мысли  и слова, гласность; в религии – свобода веры; в морали – индивидуализм; в национальном вопросе – национализм. Политико-юредическим выражением либерализма является конституционализм – система правовых условий, необходимых для обеспечения в государстве народного суверенитета, свободы личности, демократии и права.

Основной  принцип либерализма: ни один человек  не может быть выше другого по своим  правам. Возможны разные варианты устройства общества, но есть одно непременное  условие: свобода человека не может  быть ограничена ни традицией, ни властью, ни мнением большинства – ничем, кроме свободы другого человека. Таким образом, личность независима, человек полагается только на самого себя. Побеждает тот, кто при равных стартовых возможностях окажется сильнее и энергичнее – таково понимание справедливости в либерализме

Своеобразие либерализма состоит не только в  отстаиваемой им модели социально-политического  устройства, но и в способах ее воплощения в жизнь. Либерализм – это еще  и этика терпимости, уважения к  традициям, философия консенсуса и  компромисса. В данном смысле либерализм не противоречит консерватизму, а рассматривается  как его иная версия, обращенная к будущему, а не к прошлому. 
 

6.КОНСЕРВАТИЗМ.

Консерватизм - это не просто политическая программа  той или иной партии или политический принцип, а система воззрений  в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который, так  же как либерализм, социал-демократизм, марксизм, не всегда ассоциируется  с конкретными политическими  партиями. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, что в четырехтомной антологии "Мудрость консерватизма" среди приверженцев консервативной традиции перечислены такие разные по своим социально-философским и идейно-политическим позициям мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Г. Болингброк, Э. Берн, А. де Токвиль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Ф. фон Хайек и др. Обращает на себя внимание историческая многовариантность консерватизма.

Консерватизм  как теория и практика наложил  отпечаток и на общественное развитие России. При этом, несмотря на всю  специфику, российский консерватизм питался  теми же источниками, что и консерватизм в остальном мире, и характеризовался аналогичными ценностными установками (17).

Зародившись как более или менее выраженное идейное течение во второй половине ХVIII века, российский консерватизм почти сразу распался на три разновидности: первую, делавшую упор на критику чрезмерного подражания Западу и на восхваление русской национальной традиции, вторую, отражавшую упорную борьбу дворянства против центральной власти за свои сословные привилегии, и третью, представлявшую собой реакцию на проникавшее извне «вольтерьянское безбожие», подрывавшее основы традиционной нравственности и морали. В ряде случае эти разновидности причудливо переплетались во взглядах наиболее именитых защитников консерватизма.

К числу  идейных основоположников российского  консерватизма обычно относят А. Шишкова и С. Глинку. Оба они  с неподдельной страстью защищали основы сложившейся государственности  и ее принципы – самодержавие, сословную  иерархию, крепостничество и православие. Для А. Шишкова главной при  этом была неразрывная связь сложившейся  общественной системы с культурой  русского народа и с национальной стариной. Отсюда экзальтированный языковый пуризм, вызывавший насмешки современников. Для С. Глинки, как ярого противника Французской революции, главным  было доказательство естественности и  органичности сословной системы, которую  он рассматривал как аналог семейных отношений (18).

Среди младших современников основоположников российского консерватизма следует, прежде всего, назвать Ф.В. Растопчина и Н.М. Карамзина. Их представления о сущем и долженствующем по ряду позиций отличались от взглядов Шишкова и Глинки. Россия рассматривалась ими не как образец, не подлежащий трансформации, а как страна, где варварство невежественных масс постоянно ставит под сомнение заслуженные привилегии просвещенного меньшинства и, вообще, общественное спокойствие. Отсюда ставка не на квазисемейные отношения высших классов – «отцов» и народа – «детей», а на укрепление государственных структур, решительное отрицание «поспешных преобразований», даже идущих сверху.

В последующем, на протяжении ряда лет принадлежность к консерватизму в России проявлялась  главным образом в приверженности той форме самодержавного господства, которая практиковалась очередным  сувереном. При этом консервативная мысль в России никогда, во всяком случае до революции 1905-1907 гг., не оттеснялась на научную и политическую обочину. Будучи неотъемлемой составной частью официальной идеологии, она (по крайней мере, внешне) доминировала над своими либеральными и социалистическими конкурентами.

В ХIХ веке консервативные идеи нашли пристанище в популярном в то время идейном течении славянофилов. Отдельные представители этого, в своей основе умеренно-либерального течения (прежде всего, А. Хомяков) обосновывали и развивали идеи, вошедшие впоследствии в арсенал консерватизмат (19). К этому же периоду относятся изыскания такого крупного мыслителя консервативного толка как Л. Тихомиров (20).

Более жесткая форма консерватизма, утвердившаяся  в конце ХIХ – начале ХХ веков, связана с именами К. Победоносцева и К. Леонтьева. Большое влияние на развитие консервативной идеи в России оказала дальнейшая разработка К. Леонтьевым высказанных Хомяковым мыслей относительно российского «византизма», под которым понималось особое воздействие на российскую культуру и образ жизни наследия Византийской империи. Критикуя либерализм с его «омещаниваем быта» и решительно отстаивая церковность, монархизм и сословную иерархию, Леонтьев настойчиво призывал власти к ориентации на Восток, видя в ней наилучшее средство от революционных потрясений (21).

Из более  поздних идеологов консерватизма  следует назвать И.А. Ильина, обосновывавшего  консервативные ценности с позиций  неогегельянства (22).

Сказанное позволяет в должной степени  оценить потенции и перспективы  консерватизма в сегодняшней  России.

К началу ХХI века консервативные установки и ориентации пустили в общественном сознании корни, в ряде случаев – глубокие. Причины этого следует искать не в исторических предпосылках, но, прежде всего, в воздействии политики, проводимой в стране на протяжении 90-х гг. Разрушение единого государства, население которого сократилось чуть ли не в два раза, унизительное обращение с Россией держав, доминировавших в изменившемся мире, разложение пусть не очень совершенных, но, тем не менее, действовавших экономических структур и форм социальной защиты, небывалый всплеск преступности, породили тоску по прошлому. 
 

7.ПОЛИТИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ. 

90-е  гг. стали десятилетием радикального  обновления теоретических доктрин  международной социал-демократии  в целом и европейской в  особенности. Еще в 1989 г. в Стокгольме на ХVШ конгрессе Социнтерна был принят целый пакет новых программных документов, определивших развитие социал-демократического движения на многие годы вперед, а в «Декларации принципов» были закреплены традиционные ценности социал-демократии и определены первостепенные задачи на новое десятилетие – интернационализация экономики, широкий доступ всех стран к информации и новым технологиям, расширение социально-экономического и политического сотрудничества между различными народами, охрана окружающей среды, обеспечение прав человека и социальной справедливости и т.д. 

К началу 90- х гг. социал-демократическое движение в Европе претерпело существенные идейно-политические изменения и попыталось найти достойный ответ на все те проблемы, которые были поставлены все более растущей глобализацией и формированием постиндустриального общества на Западе. Современные социал-демократы пришли к отказу от прежней догматической интерпретации как самого института частной собственности, так и ее обобществления в форме всеохватывающей государственной национализации.  

Под обобществлением  социал-демократы теперь понимают не ликвидацию частной собственности  как таковой, а социализацию отдельных  ее функций посредством установления жесткого государственного контроля за распределением доходов. В результате на рубеже 80-90х гг. произошло заметное обновление теории и практики межуднародной социал-демократии, что выразилось прежде всего в формировании «нового лейборизма» в Англии, политики «новой середины» в Германии, концепции «либерального социализма» в Италии и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"