Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

Политология ответы на экзамен!!!.docx

— 104.89 Кб (Скачать документ)

Глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства  в современных парламентарных республиках  неодинакова. В Италии, например, президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями  членов федерации. Так, в Германии глава  государства избирается федеральным  собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства  в парламентарной (парламентской) республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что  характерно для Австрии, где президент  избирается сроком на шесть лет.

Глава государства  в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим  вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как  правило, главой государства. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Главный признак  парламентарной республики, как и  парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства  перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода  в отставку правительство может  потребовать от главы государства  распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также возможны два государственных  режима - парламентарный или министериальный.

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства.

Наиболее характерные  черты президентской республики :

* внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства;

* ответственность  правительства перед президентом,  а не перед парламентом;

* более широкие,  чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства -- президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность  установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск  или ограничение полномочий коллегиальных  представительных органов государственной  власти, приостановление деятельности политической партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы  избежать этого существует сложная  система взаимоотношения между  ветвями власти, которая строятся на базе принципа так называемых сдержек  и противовесов. Правительства как  коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены  президенту. Судьи, как высшие должностные  лица исполнительной власти, назначаются  президентом с согласия верхней  палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров  и других назначенных им должностных  лиц исполнительной власти президент  может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и  не желает.

Главный признак  данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать  ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они  не нуждаются в политическом доверии  парламента. Поэтому в президентских  республиках мы нередко наблюдаем  ситуацию, характеризующуюся тем, что  президент принадлежит к одной  партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

17. ПОЛИТИЧЕСКИИ  ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ.

    Политическая  партия - это организованная группа  граждан, выражающая интересы  тех или иных социальных слоев  и стремящаяся к реализации  своих целей путем борьбы за  государственную власть и ее  использование.

Отличие партий от других общественно-политических организаций:

  1. Организационная  оформленность: устойчивые внутрипартийные отношения и наличие разветвленной структуры на общенациональном, региональном и местном уровнях (выборные центральные органы и сеть региональных отделений).

     2. Открытая нацеленность на власть. Этот признак отличает партии  не только от общественных  движений, но и от групп давления. Последние порой обладают реальной  властью, но не афишируют этого,  предпочитая озвучивать свои  интересы через партийных лидеров.

     3. Поиск массовой опоры - непосредственно  активных членов и избирателей.  Это требует от партии проведения  агитационной работы, пропаганды  своих доктрин.

     4. Идеологичность партийных доктрин. Правда, в современной практике широко распространен феномен электоральных партий, в которых идеология отступает на задний план, а главными функциями становятся выдвижение кандидатов и мобилизация избирателей в поддержку кандидата. По мнению известного французского политолога М. Дюверже, таковыми являются демократическая и республиканская партии США - своего рода команды специалистов по завоеванию голосов и административных постов1. Но в любом случае партия предлагает своим последователям определенную систему ориентаций в отношении стратегии развития общества.

     5. Наличие программной цели - определенного  проекта развития общества. Программа  отражает интересы отдельной  социальной группы либо претендует  на выражение интересов более  широких масс.

     Эти  черты отличают реальную партию  не только от общественных  движений, но и от карликовых  партий, "партий-однодневок", столь  характерных для стран, осуществляющих  переход к демократии.

Партии призваны выражать и защищать специфические  интересы определенных групп и слоев  общества.

Партии могут  возникнуть:

из электоральных  структур: ассоциаций по регистрации  избирателей (Либеральная и Консервативная партии Великобритании), комитетов  в поддержку конкретных кандидатов (Республиканская и Демократическая  партии США); избирательных блоков ("Яблоко", СПС, "Единство");

из парламентских  фракций (например, фракция Государственной  Думы "Народный депутат" была преобразована  в Народную партию Российской Федерации);

по инициативе общественных организаций: профсоюзов, экологических, молодежных движений и  др. Типична в этом плане история  британской лейбористской партии, созданная  по инициативе Конгресса тред-юнионов (профсоюзов) в 1899 г. В создании собственных  партий бывают заинтересованы и другие организованные корпоративные группы интересов - союзы предпринимателей, аграрные объединения, религиозные, этнические общины. 

18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ЭЛИТА, КОНТР ЭЛИТА.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ЭЛИТА - внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая  субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений  в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным  потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых  ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа  и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит эффективно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье. Важнейшей характеристикой П.э. является способ легитимации власти, обуславливающий механизмы выработки и принятия политических решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения.

Существует три  основных подхода к процедуре  выделения политической элиты в  общей элитарной структуре общества: позиционный, заключающийся в определении  степени политического влияния  того или иного лица на основе занимаемой им позиции в системе власти; репутационный, основанный на выявлении рейтинга политика на базе сведений, представляемых о нем другими заведомо властвующими лицами; основанный на участии в принятии стратегически важных политических решений. Отличие последнего, согласно которому политическая элита включает лиц, принимающих стратегически важные решения, в том, что в его основе не изучение феномена политического лидерства (исходящих из понимания власти как способности влиять на лица, определять их действия), а использование представлений о природе политической власти в обществе как способности влиять на принятие решений.

Другой важнейшей  категорией элитологии является контрэлита. Это понятие включает лиц, по статусу не входящих во властные структуры, но оказывающих существенное влияние на принятие стратегических политических решений. В качестве контрэлиты традиционно выступает высший эшелон политической оппозиции. 

19.ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.

  Античные  историки Геродот, Плутарх и  другие в своих описаниях уделяли  политическим лидерам главное  внимание, видя в героях, монархах  и полководцах подлинных творцов  истории. 

    Значительный  вклад в исследование политического  лидерства внес Николло Макиавелли (1469 - 1527). В его трактовке политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства (отсюда термин - "макиавеллизм" для определения политики, пренебрегающей нормами морали).

    В  своем труде "Государь" Макиавелли  разработал практические советы  для правителей, представляющие  искусное сочетание хитрости  и силы. Эти советы высоко ценили  Кромвель и Наполеон, ими пользовались  Сталин и Брежнев, Гитлер и  Черчилль и др.

    Концепцию  лидерства, оказывающую заметное  влияние на последующую политическую  мысль и практику, разработал  Фридрих Ницше (1844 - 1900). В своих  трудах "Так говорил Заратустра" (1884) и "Воля и власти" (1889) он пытался обосновать необходимость  создания высшего биологического  типа - человека - лидера, сверхчеловека.  Он писал: "Цель человечества  лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно  работать, чтобы рождать великих  людей, - в этом и ни в чем  ином состоит его задача".

Политическое  лидерство

     - это постоянное приоритетное  влияние со стороны определенного  лица на все общество, организацию  или группу. Для этого определения  характерны следующие особенности 

влияние должно быть постоянным;

руководящее воздействие  лидера осуществляется на всю группу, организацию, общество;

политический  лидер должен обладать явным приоритетом  во влиянии.

Политический  лидер

     - это символ общности и образец  политического поведения группы. Лидер способен с помощью власти  реализовать интересы группы.

    Понятия  политического лидерства имеет  два аспекта: 

Формально-должностной  статус. Он связан с обладанием властью.

Субъективный. Личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"