Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
Глава государства
в подобных республиках избирается
парламентом либо специально образуемой
парламентской коллегией. Назначение
парламентом главы государства
является главным видом парламентского
контроля над исполнительной властью.
Процедура избрания главы государства
в современных парламентарных республиках
неодинакова. В Италии, например, президент
республики избирается членами обеих
палат на их совместном заседании, но
при этом в выборах участвуют
по три депутата из каждой области,
избранных областным советом. В
федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства,
также разделяется с
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, главой государства. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.
Главный признак
парламентарной республики, как и
парламентарной монархии, - политическая
ответственность правительства
перед парламентом. Как и там,
ответственность эта чисто
При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный или министериальный.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики :
* внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
* ответственность
правительства перед
* более широкие,
чем в парламентарной
В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства -- президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.
Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политической партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого существует сложная система взаимоотношения между ветвями власти, которая строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.
Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).
17. ПОЛИТИЧЕСКИИ ПАРТИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ.
Политическая партия - это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использование.
Отличие партий от других общественно-политических организаций:
1. Организационная оформленность: устойчивые внутрипартийные отношения и наличие разветвленной структуры на общенациональном, региональном и местном уровнях (выборные центральные органы и сеть региональных отделений).
2.
Открытая нацеленность на
3.
Поиск массовой опоры - непосредственно
активных членов и избирателей.
4. Идеологичность партийных доктрин. Правда, в современной практике широко распространен феномен электоральных партий, в которых идеология отступает на задний план, а главными функциями становятся выдвижение кандидатов и мобилизация избирателей в поддержку кандидата. По мнению известного французского политолога М. Дюверже, таковыми являются демократическая и республиканская партии США - своего рода команды специалистов по завоеванию голосов и административных постов1. Но в любом случае партия предлагает своим последователям определенную систему ориентаций в отношении стратегии развития общества.
5.
Наличие программной цели - определенного
проекта развития общества. Программа
отражает интересы отдельной
социальной группы либо
Эти
черты отличают реальную
Партии призваны выражать и защищать специфические интересы определенных групп и слоев общества.
Партии могут возникнуть:
из электоральных
структур: ассоциаций по регистрации
избирателей (Либеральная и Консервативная
партии Великобритании), комитетов
в поддержку конкретных кандидатов
(Республиканская и
из парламентских фракций (например, фракция Государственной Думы "Народный депутат" была преобразована в Народную партию Российской Федерации);
по инициативе
общественных организаций: профсоюзов,
экологических, молодежных движений и
др. Типична в этом плане история
британской лейбористской партии, созданная
по инициативе Конгресса тред-юнионов
(профсоюзов) в 1899 г. В создании собственных
партий бывают заинтересованы и другие
организованные корпоративные группы
интересов - союзы предпринимателей, аграрные
объединения, религиозные, этнические
общины.
18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА, КОНТР ЭЛИТА.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЭЛИТА - внутренне сплоченная, составляющая
меньшинство социальная общность, выступающая
субъектом подготовки и принятия
важнейших стратегических решений
в сфере политики и обладающая
необходимым для этого
Существует три
основных подхода к процедуре
выделения политической элиты в
общей элитарной структуре
Другой важнейшей
категорией элитологии является контрэлита.
Это понятие включает лиц, по статусу не
входящих во властные структуры, но оказывающих
существенное влияние на принятие стратегических
политических решений. В качестве контрэлиты
традиционно выступает высший эшелон
политической оппозиции.
19.ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.
Античные
историки Геродот, Плутарх и
другие в своих описаниях
Значительный
вклад в исследование
В
своем труде "Государь" Макиавелли
разработал практические
Концепцию
лидерства, оказывающую
Политическое лидерство
-
это постоянное приоритетное
влияние со стороны
влияние должно быть постоянным;
руководящее воздействие лидера осуществляется на всю группу, организацию, общество;
политический лидер должен обладать явным приоритетом во влиянии.
Политический лидер
-
это символ общности и образец
политического поведения
Понятия политического лидерства имеет два аспекта:
Формально-должностной статус. Он связан с обладанием властью.
Субъективный. Личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту.