Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:03, контрольная работа
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.
Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие
эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?
Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель
тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная
политическая наука не дает.
| Введение |3 |
|1. Из истории термина «тоталитаризм» |3 |
|2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического |6 |
|режима. | |
|3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей | |
|в тоталитарном государстве |10 |
|4. Однопартийная политическая система- как средство осуществления | |
|политической власти |12 |
|5. Общественно-политическое движение –основа существования | |
|тоталитарного режима |15 |
|6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды |17 |
|7. Экономическая автаркия, государственное планирование и | |
|принудительный труд в тоталитарном государстве. |17 |
|8. Разновидности тоталитарного режима |19 |
|9. Заключение |20 |
|Список литературы |23 |
Тоталитарный режим: идейные истоки предпосылки черты и разновидности
БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Политология
«ТОТАЛИТАРНЫЙ
РЕЖИМ: ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ И
| Введение
|1. Из истории термина
«тоталитаризм»
|2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического |6 |
|режима.
|3. Абсолютная концентрация
власти и отсутствие
|в тоталитарном
государстве
|4. Однопартийная
политическая система- как
|политической власти
|5. Общественно-политическое
движение –основа
|тоталитарного режима
|6. Террор – логическое
продолжение тоталитарной
|7. Экономическая автаркия, государственное планирование и | |
|принудительный
труд в тоталитарном
|8. Разновидности
тоталитарного режима
|9. Заключение
|Список литературы
ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания,
достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен
уникальный опыт
духовного и социального
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем
Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились
политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.
Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах
новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на
них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.
Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие
эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?
Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель
тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная
политическая наука
не дает.
1.История термина «
Термин «тоталитаризм»
происходит от
означающее «цельность» Он возник и получил распространение в 20-30 годы 20
века и использовался для обозначения политических систем в фашисткой
Италии, нацисткой Германии и большевистском СССР, а так же так называемых
народно-демократических режимов, установленных после второй мировой войны
в ряде стран Восточной Европы и Азии.
Тоталитаризм - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со
стороны государства
над всеми сферами
человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом
власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком
или узкой группой лиц из правящей элиты Осуществление политического
господства над
всеми сферами
случае, если власть широко использует развитую карательную систему,
политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного
мнения.
Однако значительно раньше тоталитаризм развивался как направление
политической мысли, обосновывающее преимущества этатизма (неограниченной
власти государства), автократии (от греческого «самовластный», «имеющий
неограниченное право»). В далекой древности идеи тотального подчинения
индивида государству были реакцией на развившееся многообразие человеческих
потребностей и форм разделения труда. Считалось, что примирить различные
интересы и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного
государства, которое
будет управлять всеми
Представитель одной из основных философских школ Древнего Китая - школы
закона («фа-цзя») Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал, что истинная
добродетель «ведет свое происхождение от наказания». Установление
добродетели возможно лишь «путем смертных казней и примирения
справедливости с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует на
основе следующих принципов: 1) полное единомыслие; 2) преобладание
наказаний над наградами; 3) жестокие кары, внушающие трепет, даже за мелкие
преступления (например, человек, обронивший по дороге горящий уголек,
карается смертью); 4) разобщение людей взаимной подозрительностью, слежкой
и доносительством.
Автократическая традиция в управлении обществом была свойственна
политической мысли не только Востока, но и Запада. Тоталитарные идеи
обнаруживаются в политической философии Платона и Аристотеля, Так, для
формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо
правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее
благо. Для правильно
организованного государства
«чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо
все в целом». Ради блага целого, т. е. справедливости, запрещается или
упраздняется все, что нарушает государственное единство: запрещается
свободный поиск истины; упраздняются семья, частная собственность,
поскольку они разобщают людей; государство жестко регламентирует все
стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается
унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с
матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей).
Всякий раз,
когда в развитии
сдвиги в системе разделения труда и появлялись новые группы потребностей,
это приводило к определенной потере управляемости социальными процессами.
Заметно усложненное и дифференцированное общество далеко не сразу находило
адекватные способы регуляции, что вызывало рост социальной напряженности.
Власти на первых порах пытались преодолеть возникающий хаос начального
этапа структурных изменений системы простыми решениями, поиском идеи,
способной объединить все группы общества. Так происходило теоретическое
приращение идей тоталитаризма.
Позже, в начале XX в., тоталитарная мысль воплотилась в политическую
практику в ряде
стран, что позволило
тоталитаризма, сформулировать его видовую специфику. Правда, практика
социально-экономического и политико-культурного развития тоталитарных
систем привела ряд ученых к выводу о том, что тоталитаризм представляет
собой не только политический режим, но и определенный тип общественной
системы. Однако доминирующей в политической науке является трактовка его
как политического режима
Термин «тоталитаризм»
широко использовал Б.
ему положительный смысл в своей «теории органистского государства»(stato
totalitario) олицетворяющего мощь официальной власти и призванного
обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Муссолини
говорил: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем
более ограничивается свобода личности...»
В более широком смысле положенная в основу данной теории идея
всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж.
Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях «левых
коммунистов», Л. Троцкого.
Параллельно представители «
(Н. Трубецкой, П. Савицкий) выработали концепцию «идеи-правительницы»,
освещавшую установление сильной и жестокой по отношению к врагам
государства власти.
Настойчивая апелляция к
способствовала вовлечению в теоретическую интерпретацию этих идеальных
политических порядков и трудов этатистского содержания, в частности,
Платона с его характеристикой «тирании» или произведений Гегеля, Т. Гоббса,
Т. Мора, создавших модели сильного и совершенного государства. Но наиболее
глубоко предлагавшаяся система власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла, О.
Информация о работе Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности