Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:03, контрольная работа
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.
Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие
эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?
Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель
тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная
политическая наука не дает.
| Введение |3 |
|1. Из истории термина «тоталитаризм» |3 |
|2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического |6 |
|режима. | |
|3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей | |
|в тоталитарном государстве |10 |
|4. Однопартийная политическая система- как средство осуществления | |
|политической власти |12 |
|5. Общественно-политическое движение –основа существования | |
|тоталитарного режима |15 |
|6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды |17 |
|7. Экономическая автаркия, государственное планирование и | |
|принудительный труд в тоталитарном государстве. |17 |
|8. Разновидности тоталитарного режима |19 |
|9. Заключение |20 |
|Список литературы |23 |
десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не
стала привычной формой государственного устройства в большинстве
промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства еще
сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй.
Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений
и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном
начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего
императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини
этого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всеми
признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском
обществе.
В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном
сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось
плохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но ...без монарха. В
1945 году испанский
король в эмиграции издал
чем окончательно испортил отношения с Франко.
В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для
которых "вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из
низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в
вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной
нестабильности.
Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе
государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера.
Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в
строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему
непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную
власть над своими подчиненными.[8]
Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и
связь вождя с
массами носит скорее мистический,
личностный характер.
4. Однопартийная политическая система - как средство осуществления
политической власти
Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая
никаких иных политических организаций. Такая политическая система тесно
связана с двумя моментами.
Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно
становится монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая
исключительно от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или
критики. В самой партии также поддерживается идейное единство.
Основным методом
монистической идеологии
пропаганда, базирующаяся на социально - классовой(СССР), расово -
националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни)
демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена
6-й статьей конституции СССР.
Весь механизм
власти был сведен к
это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и
учреждениях партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали
управление под своим надзором.
Достаточно было
центру провести заседание или
мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм.
А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли
"неисправность" -отклонение от общего мнения.
В последующем
подробнее будет рассмотрена
находившаяся у власти как в Советском Союзе, так и в странах Восточной
Европы.
Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому,
что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к
определенным целям и т. п.
Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,
тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без
исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и
высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в
обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их
прямой задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать
взгляды вождей.
Во времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и
прочее, стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом
для всех компартий.
Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших
инстанций, то идейное единство как приказ несло с собой владычество центра
над умами рядовых партийцев.
Прекращение
всякой идейной борьбы в
обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой
партии - ни проблеска свободы.
Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без
него невозможно представить. Одно порождает другое.
Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм,
осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер
закона.
Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителей
автоматически упразднило фракции и течения , а с тем и всякую демократию в
коммунистических системах.
В коммунизме возобладал принцип "вождь знает все»: идеологами партии
становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от
скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто
марксистом , а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.
Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное
подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное
злодейство.
В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко
применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по
обстоятельствам.
Конечно, Сталин знал , что Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие не
иностранные шпионы
или предатели
свалить на кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности
продовольственный, благо они еще и "чистосердечно" признались, и устранить
несогласных, инакомыслящих.
Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом пути
разнообразные формы, было самой отличительной чертой партии
большевистского, коммунистического типа.
Во-вторых, однопартийная
политическая система
отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы
депутатов и др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение
индивида от политической власти.
Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и
"съев", "подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего
сотрудника, тем самым заняв его кресло.
Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не
меняло, так как они контролировались партийными и государственными
органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной
задачей которых было внедрение идеологических мифов в массовое сознание и
контроль за ним.
Отрицанием демократических институтов режим реализовывал важную задачу -
ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между индивидом и
государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида
государством, превращение его в "винтик" огромной государственной машины.
Тоталитарный режим - детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника не
была столь развита, чтобы человек быстро получал и усваивал пропаганду
идейного единства-поддержки режима. До ХХ века политическая деятельность
была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих
через прессу и телеграф, почту обращаться к себе подобным. Научно-
технический прогресс значительно расширил возможности общения.
Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение
которого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного
населения, люмпен-пролетариат, что весьма расширило базу политической
борьбы. Кто не умел читать, мог слушать. А когда был проведен ликбез,
подключились и газеты.
Пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной школы
проходили ленинские уроки, по окончании года дарились книжки под названием
"Из жизни В. И. Ленина", и будущий первоклассник, еще не выучив таблицы
умножения, уже знал о том, каким хорошим пловцом был Владимир Ильич; в
школьных учебниках (особенно по иностранному языку) муссировалась тема
лучшей страны в мире - Советского Союза, ну а самая большая часть
пропаганды приходилась на историю.
Широко практиковались различные фальсификации; в учебнике история
представлялась как история победы КПСС аж со средних веков, разумеется,
ничего не говорилось о"красном терроре", политзаключенных и голоде в период
Советской власти.
По радио передавались бесконечные речи вождей, в газетах каждый день
печатался портрет Сталина, в предисловиях любое произведение
рассматривалось с
точки зрения марксизма-ленинизма-
Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята -
пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали
нижестоящих.
Пропагандой
и поддержкой общественно-
позже, режим решал весьма важную задачу:взяв под практически полный
Информация о работе Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности