Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:03, контрольная работа
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.
Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие
эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?
Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель
тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная
политическая наука не дает.
| Введение |3 |
|1. Из истории термина «тоталитаризм» |3 |
|2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического |6 |
|режима. | |
|3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей | |
|в тоталитарном государстве |10 |
|4. Однопартийная политическая система- как средство осуществления | |
|политической власти |12 |
|5. Общественно-политическое движение –основа существования | |
|тоталитарного режима |15 |
|6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды |17 |
|7. Экономическая автаркия, государственное планирование и | |
|принудительный труд в тоталитарном государстве. |17 |
|8. Разновидности тоталитарного режима |19 |
|9. Заключение |20 |
|Список литературы |23 |
людей (класса, нации, приверженцев той или иной религии, мировоззрения)
связывает с данной общностью выполнение особой миссии, а так же содержит
убедительные для ее членов аргументы в пользу того, что лишь одна
определенная политическая сила призвана их возглавить. Как правило, в
тоталитарной идеологии содержится и понятие «образ врага», ибо борьба
«против» часто сплачивает людей, чем за достижение чего либо.
В тоже время при определенных условиях любая идея может получить
тоталитарное
толкование. Скажем стремление развития национальных культур, традиций зыка
к
восстановлению
в своих правах ранее
трансформируются в воинствующий национализм, доходящий в своей крайней
форме до провозглашения той или иной нации «высшей» призванной руководить
другими. Религиозная идея обладает способностью превращаться из проблемы
веры каждого отдельного человека в основу оправдания нетерпимости по
отношению к исповедующим иные религии и атеистам.
Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении к полной
переделки и трансформации человека в соответствии со своими
идеологическими установками конструирование нового типа личности -
некоего homo totalitaricus с особым политическим складом, особой
ментальностью мыслительным и поведенческим характеристиками путем
стандартизации унификации индивидуального начала, его растворения в массе
сведения всех индивидуумов к некому среднестатистическому знаменателю,
стерилизации или, во всяком случае, подавлению индивидуального,
личностного начала в человеке. При этом следует особо подчеркнуть, что
тоталитаризм как особый общественно политический феномен невозможен без
массовой базы, массовости как таковой. Он предполагает полную и безусловную
лояльность индивидуального человека, общества к режиму, партии или вождю.
Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит
от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они
останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою
очередь, сам вождь-фюрер без масс нечто.
Первоначальная системная характеристика тоталитарных политических порядков
шла по пути выделения наиболее важных принципиальных черт тоталитаризма.
Так к. Фридрих и З. Бзежинский в своей работе «Тоталитарная диктатура и
автократия» выделили основные признаки:
. наличие «тоталитарной» идеологии;
. существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;
. секретной всесильной полиции
. монополию государства над массовыми коммуникациями, а так же над
средствами вооружения
. монополию
над всеми организациями
Тоталитаризм не возникает случайно он имеет свои социальные предпосылки и
причины. К важнейшим из них относятся:
1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и
взаимозависимости;
2. Нарастание
рационализма и
возможности для
средства связи , СМИ);
3. Появление монополий и их срастания с государством;
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознание культа
государства, распространение
5. Массовая эмоциональная уверенность в возможность быстрого улучшения
жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;
6. Массовая
психологическая
ее незащищенностью и
приобщения к «вечным
7. Острые
социально-экономические
общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев
особо восмприимчевых к тоталитарной идеологии и склонных к
политическому радикализму;
Основными свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому и
настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность,
стесненность, эгоцентричность. На все это делали ставку вожди тоталитарных
режимов. Следует иметь в виду различие в программных установках между
элитой движения и основной массой: у первых – расчетливое, рационально
-индустриальное видение цели, у вторых- стремление слиться с организацией ,
традиционно-общинный коллективизм . Адресаты у различных движений , слои
на которые они упираются , тоже отличаются: в России, у большевиков это
были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии – служащие и
мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае
интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и
нужны им лишь как предлог для прихода к власти.
У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные
черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически или даже
физически уничтожить несогласных или их насильственно перевоспитать в
духе правильного учения, все остальные идей, их плюрализм они рассматривают
как заблуждение или сознательную ложь Им присуще стремление к
«математическому
безошибочному всеобщему
3. Абсолютная концентрация
отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве.
Отталкиваясь
от результатов анализа,
гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать
"тоталитарным максимумом"[5], выделим пять основных признаков
тоталитаризма. Поскольку в настоящем исследовании мы исходим в первую
очередь из анализа "тоталитарного максимума", то и все эти признаки
являются в определенной степени идеальными и проявляются в различных
тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.
Итак, первый признак - абсолютная концентрация власти, реализуемая через
механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство
государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в
высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления
непременно представляет собой автократию, для которой характерны:
. Соединение
исполнительной и
фактическом отсутствии
. Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического
типа.
Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то есть
таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались.
Такого государства система не приемлет. Незыблемость суда и торжество
законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции.
Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили
одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в
интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы
поддержку их владычества.
Отсюда вытекала
необходимость сохранения
монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть
не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как
раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей.
Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от
судебной.
Так зачем в таком случае тоталитарная диктатура прибегала к закону, зачем
прикрывалась законностью?
Кроме внешнеполитических
и пропагандистских резонов
тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он
опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но
в действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или
"врагов рейха".
В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где
доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права
заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.
При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого.
Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские
процессы" -это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического
фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по
"разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к
аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не
требовалось - нужно было лишь признание.
Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей
Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой
статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать
"расширительно", "диалектически". Один пример - пункт 3 :"способствование
каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР
в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то,
что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату.[6] Но
главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя
ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей
революционной совестью. "[7].
Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму
Информация о работе Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности