Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:03, контрольная работа

Описание

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.
Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела
крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные
режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие
эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?
Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель
тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная
политическая наука не дает.

Содержание

| Введение |3 |
|1. Из истории термина «тоталитаризм» |3 |
|2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического |6 |
|режима. | |
|3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей | |
|в тоталитарном государстве |10 |
|4. Однопартийная политическая система- как средство осуществления | |
|политической власти |12 |
|5. Общественно-политическое движение –основа существования | |
|тоталитарного режима |15 |
|6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды |17 |
|7. Экономическая автаркия, государственное планирование и | |
|принудительный труд в тоталитарном государстве. |17 |
|8. Разновидности тоталитарного режима |19 |
|9. Заключение |20 |
|Список литературы |23 |

Работа состоит из  1 файл

Тоталитарный режим.docx

— 119.29 Кб (Скачать документ)

Хаксли, Е. Замятина,  которые  в  своих  художественных  произведениях  дали

точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию  власти.

       В 1939  г.  на  организованном  симпозиуме  Американским  философским

обществом  была сделана  попытка  дать  научную  трактовку  тоталитаризму.  В

одном из докладов он был определен как "восстание  против  всей  исторической

цивилизации Запада. "[1].

  Вторая мировая   война,  а  затем  разгром   фашистских  режимов  и  начало

"холодной   войны"   дали   новый    импульс    теоретическому    осмыслению

тоталитаризма.

  В  1952  году  в  США  была  проведена   конференция,  посвященная   этому

социальному феномену, где был сделан вывод, что "тоталитарным можно  назвать

закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска  продукции

контролируется из единого центра"[2].

  Спустя несколько   лет  вышел  ряд  фундаментальных   работ  на  эту  тему,

важнейшими   из   которых   являются:   книга   Х.   Арендт   "Происхождение

тоталитаризма"  и  совместная  монография  К.  Фридриха  И  З.   Бжезинского

"Тоталитарная  диктатура и автократия".

  Авторы последнего  исследования предлагают для  определения "общей  модели"

тоталитаризма пять признаков:

единая массовая партия, возглавляемая харизматическим  лидером;

официальная идеология, признаваемая всеми;

монополия власти на СМИ(средства массовой информации);

монополия на все  средства вооруженной борьбы;

система террористического  полицейского контроля и управления экономикой.[3]

  Концепция Фридриха  и Бжезинского,  получившая  в   историографии  название

"тоталитарный  синдром", оказала большое влияние  на последующие  исследования

в этой области. В  то же время неоднократно указывалось  на несовершенство  их

формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

  Сложность создания  приемлемой концепции  привела   к  критике  самой  идеи

моделирования  тоталитаризма,  основные  положения   которой   сводились   к

следующему:

с помощью концепции  тоталитаризма нельзя исследовать  динамику  процессов  в

социалистических  странах (Г. Гласснер);

не бывает целиком  контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);

модели тоталитаризма  нет,  так  как  взаимоотношения  между  отдельными  ее

элементами никогда  не были разъяснены (Т.Джонс);

тоталитарная  модель  игнорирует   "источники   общественной   поддержки   "

тоталитаризма в  СССР(А. Инкельс).

  Однако поиск  оптимальной модели продолжается  по сей день. 
 

     2. Идейные  истоки и предпосылки тоталитарного  политического режима 

  Отдельные элементы  тоталитарной  системы  исторически   обнаруживаются  во

многих  типах  диктатур  так  в  восточных  деспотиях  можно   было   видеть

жестокость  правления  и  абсолютный  авторитет  владыки,  в   средневековых

государствах  Европы  требования  церкви  придерживаться  одних  и  тех   же

верований от рождения до  смерти.  Однако  в  целостном  виде  все  то,  что

органично присуще  этому  политическому  порядку  проявилось  в  определенный

исторический  период.

       Целостные   тоталитарные   политические    системы    сформировались

исторически, самостоятельно и качественно  из  соответствующих  диктаторских

режимов, которые  искусственно выстроили однотипные  юридические,  социальные

и  экономические  отношения.  В  целом  тоталитаризм  являлся  альтернативой

которая была у стран  оказавшихся в условиях кризиса.

  Депрессия,  утрата  населением  социальных  ориентиров,   распространение

нищеты, преступности, экономический упадок при наличии  деятельности  хорошо

организованных партий   с  жесткой  дисциплиной,  а  также  распространением

идеологических доктрин, при наличии этих и многих других факторов   общество

становиться на путь создания тоталитарных систем.

  Важными  предпосылками   и  условиями   утверждения   тоталитарной  системы

является  размывание   традиционной  социальной  стратификации,   достижение

культурной, нравственной, социальной и даже  этно -национальной  (в  теории)

однородности  путем  уничтожения  всех  объединений,  организаций,  классов,

сословий, союзов, которые  могли служить для человека  прибежищем  и  опорой.

Подрубанием всех  органических  корней  связывающих  отдельного  человека  с

обществом иначе  говоря идеологи и вожди тоталитаризма  сделали все  для  того

чтобы   фрагментировать   и   атомизировать   общество    лишить    человека

унаследованных от прошлого социальных и иных связей и тем самым  изолировать

людей друг от друга. В результате каждый отдельной взятый индивид  оставался

один на один   перед лицом всемогущего государства. Как  отмечалось  выше  в

тоталитарной политической системе  преобладает  господство  государства  над

обществом  и индивидуумом, несмотря на то, что во  главе  государства  стоит

порой харизматическая  личность. Соответственно разрушается  или не  возникает

вообще гражданское  общество. Государство не нуждается  в нем и отвергает  его

как несовместимое  с полным подчинением  личности.  На  его  месте  создается

формализированная    структура,    представляющая    собой    инструментарий

тоталитарного государства. Государство доминирует над обществом. Более  того

имеет  место  поглощение  и  общества  и  государства   одной   единственной

господствующей   партией   которая   превращается    в    осевой    институт

государственной системы. Партия в свою очередь,  всецело  отождествлялась  с

ее фюрером или  вождем. Гитлер декларировал  в  1935г.  :  «Партия  есть  моя

частица, а я -часть  партии»[4]  Характерно,  что,  несмотря  на  различие  в

идеологических  целях  режимов,  методы,  применявшиеся  ими  для  борьбы  с

идейными противниками, были  практически  одними  и  теми  же:  изгнание  из

страны,  помещение  в  концентрационные  лагеря,   физическое   уничтожение.

Непрерывность  идеологической  борьбы  за  чистоту  помыслов  выражалась   в

систематическом применении репрессий против целых социальных и  национальных

слоев. Уничтожив  или подавив  на  время  конкурентов  в  обществе,  правящие

партии неизменно  переносили  острие  очистительной  идейной  борьбы  внутрь

своих  рядов,  преследуя  недостаточно  лояльных  членов,  добиваясь   более

полного соответствия их поведения и личной  жизни  провозглашаемым  идеалам.

Такая важнейшая  для сохранения режимов  политика  сопровождалась  кампаниями

«по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.

  В  угоду   укоренению  новой   системы   ценностей   тоталитарные   режимы

использовали собственную  семантику, изобретали символы,  создавали  традиции

и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение  непременной  лояльности  к

власти, умножение  уважения и даже страха перед нею. На основе  идеологий  не

только  проектировалось   будущее,   но   и   переосмыслялось,   а   точнее,

переписывалось прошлое  и  даже  настоящее.  Как  метко  писал  В.  Гроссман,

«...государственная  мощь  создавала  новое   прошлое,   по-своему   двигала

конницу,  наново  назначала  героев  уже  свершившихся  событий,   увольняла

подлинных героев.  Государство  обладало  достаточной  мощью,  чтобы  наново

переиграть  то,  что  уже  было  однажды  и   на   веки   веков   совершено,

преобразовать и  перевоплотить гранит,  бронзу,  отзвучавшие  речи,  изменить

расположение фигур  на документальных фотографиях. Это  была  поистине  новая

история. Даже живые  люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому  переживали

свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из  храбрецов  в  трусов,  из

революционеров в  агентов заграницы».

  Как утверждал,  например С. Нунцио  государство   является  единственным  и

конечным  источником   власти.  Фашисты  отвергали,   какие   то   ни   было

ограничения  власти  государства.  Оно  по  своей  сущности  интегрально   и

тотально в его  рамках нет  места частному в отрыве от публичного.  Эта  идея

нашла доктринное выражение  в следующем  афоризме  Б.Муссолине:  «Все  внутри

государства, ничего вне государства и ничего против государства».

  Эта установка  проявлялась  в  частности,  в  том,  что  в  общих   главных

разновидностях  тоталитаризма   все   без   исключения   ресурсы   будь   то

материальные,  человеческие  или  интеллектуальные,   были   направлены   на

достижение  одной  универсальной цели: тысячелетия  рейха  в  одном  случае  и

светлого коммунистического  царства всеобщего счастья  -   в  другом.  Единая

универсальная   цель   обуславливает   моно   идеологию   в   лице    единой

государственной  идеологии.  Все  что  не  согласуется  с   единомыслием   в

отношении  данной  цели  предавалась  анафема  и   ликвидировалось.   Отсюда

вытекают провозглашенные  большевиками принципы «кто не снами  –  тот  против

нас» или «враг  не сдается его уничтожают» В  подобном духе в одном  из  своих

выступлений в 1935 г. Гитлер говорил: «В нашей борьбе возможен  только  один

исход: либо враг пойдет по нашим трупам, либо мы пойдем по его».  Неизменным

атрибутом тоталитаризма  является тесная взаимосвязь  истины  и  силы:  здесь

сила определяет истину. Особым фактором, способствавшим ориентации  общества

на построение тоталитарных  порядков  и  обладавших  существенным  значением

именно в  России  были  традиции  подпольной  деятельности  террористических

организаций  революционизировавших  политическую  активность   населения   и

легитимизировавших  в общественном мнении идей  насильственного  передела   и

богатства,   избавления   от   лиц   мешавших   прогрессу   и   установлению

справедливости.   Это   традиции,   утверждавшие   презрение   к    ценности

человеческой жизни  и авторитету закона, в  последствии  послужили  одним  из

самых  мощных  источников   распространения   повседневного   «стукачества»,

бытового доносительства оправдывающего предательства людьми своих  родных  и

близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти.

В принципе тоталитарной можно, очевидно, признать такую  идеологию,  которая

<

Информация о работе Тоталитарный режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности