Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:56, курсовая работа
Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Здравоохранение потребляет часть валового национального продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил.
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Планирование деятельности учреждений здравоохранения
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
2.3.3 Платные медицинские услуги
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3.1.Характеристика учреждения
3.2 Порядок составления сметы доходов и расходов
3.3 Анализ расходов на текущее содержание и источников их
финансирования
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Согласно статьи 1 Закона
медицинское страхование
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Обязательное медицинское
страхование является составной
частью государственного социального
страхования и обеспечивает всем
гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении
медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой за счет средств
обязательного медицинского страхования
в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования. Финансовые средства государственной
системы обязательного
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создается Правительством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальные
фонды обязательного
Согласно статьи 145 Бюджетного
Кодекса Российской Федерации/20/ бюджет
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования рассматривается
и утверждаются Федеральным Собранием
в форме федерального закона одновременно
с принятием федерального закона
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год. Проект бюджета Территориального
фонда обязательного
Таблица 2.6 - Динамика расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006-2008 годы
В миллионах рублей
Расходы |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
2680,0 |
3960,0 |
5314,33 |
Из приведенных данных видно, расходы Федерального фонда ОМС в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в абсолютном выражении увеличились на 1280,0 млн. руб., темп роста расходов в 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 147,8%.В 2008 г. расходы увеличились на 1354,33 млн. руб. по сравнению с 2007 г., темп роста составил 134,2%, а по сравнению с 2006 г. – на 198,3%, т.е. расходы увеличились почти в два раза.
Рисунок 2.8 - Динамика расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006-2008 годы
В течение трех лет основным направлением расходов Федерального фонда ОМС является выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС и расходы на осуществление финансирования целевых программ оказания медицинской помощи по ОМС.
Динамика расходов
Ростовского областного фонда
обязательного медицинского
Таблица 2.7 - Динамика расходов Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2006-2008 годы
В тысячах рублей
Расходы |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Расходы Областного фонда обязательного медицинского страхования |
1780328,1 |
2692513,8 |
3201767,1 |
Рисунок 2.9 - Динамика расходов Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2006-2008 годы
Как видно из представленных данных в течение трех лет происходит рост расходов областного фонда обязательного медицинского страхования. В 2006 году на 912185,7 тыс рублей или на 64,6%, в 2008 году по сравнению с 2007 году на 509253,9 тыс рублей или на 18,9%.
Распределение расходной
части фонда в 2008 году производится
следующим образом: 2930652,1 тыс рублей
на финансирование областной программы
обязательного медицинского страхования,124115,0
тыс рублей–на выполнение управленческих
функций Ростовского областного
фонда обязательного
На сегодняшний день фактическая обеспеченность системы ОМС почти на 40% ниже потребности. Целевой источник финансирования системы ОМС в виде тарифа страхового взноса (3,6%) несопоставимо мал по сравнению с расчетным (10,6%) и отсутствуют достаточные средства на уровне местных бюджетов для платежей за неработающее население.
Ряд авторов /8,10 / предлагает комплекс мер по реформированию системы обязательного медицинского страхования:
1. Формирование "витального"
пакета услуг, включающего
2. Определение по каждой нозологической форме минимального набора медицинских услуг и лекарственных средств, гарантируемых каждому больному, а сверх этих наборов разрешить легальные доплаты пациентов;
3.Введение соплатежа страхового взноса на ОМС для работающих граждан: помимо взноса работодателя, определенную сумму доплачивает работник в виде определенного процента от заработка;
4.Объединение ОМС и системы социального страхования:
Создание единой системы
обязательного медико-
Все
эти предложения требуют
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
Программа государственных
гарантий бесплатной медицинской помощи
населению обеспечена средствами лишь
на 60 %. Дефицит покрывается
В современных условиях
лечебные учреждения пытаются
привлекать различные
Добровольное медицинское страхование – один из видов страховой деятельности – относится к личному страхованию. В ДМС формируются страховые фонды для возмещения ущерба в результате страхового события – обращения за медицинской помощью, вероятность наступления которого (риск) рассчитывается на основе статистических сведений. Проводится ДМС только страховыми организациями, имеющими лицензию Департамента по надзору за страховой деятельностью Минфина России. Регулируется деятельность субъектов, участвующих в ДМС, Гражданским кодексом РФ, федеральным законом «О страховой деятельности в Российской Федерации» и Законом «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» /26/.
На страховом рынке
России предлагают различные страховые
медицинские программы более
тысячи страховых компаний. Программ
различаются по объему страхового покрытия,
цене страхового полиса, условиям оплаты
медицинской помощи, по ДМС перечню
и качеству страховых и медицинских
услуг, включенных в программу страхования.
С начала девяностых годов рынок
развивался интенсивно, но рывками, отражая
особенности национального
По отношению к лечебным
учреждениям медицинские
Рисунок 2.10 отражает систему
взаимоотношений лечебного
Договор страхования Договор страхования
Договор возмездного оказания
медицинских услуг
Рисунок 2.10 - Модель финансовых потоков при заключении договора добровольного медицинского страхования
Добровольное медицинское
страхование обеспечивает формирование
стабильного поступления
Отличие программ ДМС от программы ОМС определяется следующими позициями:
1. Медицинская помощь по
2.Сервисные характеристики по программам ДМС выше, чем услуг по программе ОМС;
3.Программы ДМС могут
Таблица 2.8 – Сравнительный анализ систем обязательного и добровольного медицинского страхования
ОМС |
ДМС |
Составная часть государственного социального страхования |
Финансово-коммерческая деятельность,
относящаяся к личному |
Объект страхования- поддержание здоровья граждан путем оказания бесплатной медицинской помощи в пределах Базовой программы ОМС |
Объект страхования – |
Правила страхования определяются государством |
Правила страхования определяются страховыми организациями |
Всеобщее |
Индивидуальное или групповое |
Источник поступления средств- взносы работодателей и местной администрации за неработающее население |
Источник поступления средств – личные доходы граждан, перечисления организаций по договору |
Тарифы устанавливаются |
Тарифы устанавливаются |
Система контроля качества медицинской помощи осуществляется органами управления здравоохранением, страховыми компаниями |
Система контроля качества устанавливается на договорных началах между страховщиком и медицинским учреждением |
Оплата медицинских услуг |
Оплата медицинских услуг осуществляется страховщиком в размере, определенном в договоре |
Традиция страховать здоровье и расходы на медицинское обслуживание у населения отсутствует. Для большинства граждан России ДМС в индивидуальном варианте недоступно из-за дороговизны. Высокая стоимость полиса ДМС обусловлена тем, страхователь через ДМС заново вынужден оплачивать всю программу обязательного медицинского страхования по рыночным ценам без учета его участия путем налогов и взносов по обязательному медицинскому страхованию в формировании общественных фондов потребления, направляемых на здравоохранение.
Ряд авторов/8,34/ предлагает
в целях эффективного использования
общественных фондов потребления, и
прежде всего бюджетов различных
уровней, ввести персонифицированный
учет выделения и расходования средств
(принцип «деньги за пациента») или
подушевой принцип
Информация о работе Анализ финансирования и планирования медицинских учреждений