Анализ финансирования и планирования медицинских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание

Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Здравоохранение потребляет часть валового национального продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Планирование деятельности учреждений здравоохранения
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
2.3.3 Платные медицинские услуги
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3.1.Характеристика учреждения
3.2 Порядок составления сметы доходов и расходов
3.3 Анализ расходов на текущее содержание и источников их
финансирования
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Анализ финансирования и планирования учреждений здравоохранения.docx

— 286.46 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 3.6 - Структура финансирования КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» в 2008 году

 

Динамика обеспеченности финансовыми ресурсами КБ №1 ГУ «ЮОМЦ  Минздрава РФ» представлена на рисунке 3.7.


Рисунок 3.7 – Динамика поступлений  финансовых ресурсов КБ №1 ГУ «ЮОМЦ  Минздрава РФ»

 

Сравним финансовые поступления  в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Данные представлены в  таблице 3.9

В 2008 г. бюджетные поступления  увеличились на 13671,5 тыс рублей по отношению к 2007 году темп прироста составил 51,7%. Это связано с тем, что в 2007 году Центральная бассейновая  больница Азово-Волго-Донского водного  бассейна в связи с реорганизацией стала КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава  РФ».

 

Таблица 3.9 – Финансирование КБ №1 «ГУ ЮОМЦ Минздрава РФ»

в 2007-2008 годах

Показатели

2007

2008

Абсолютный прирост

Темп роста

Темп прироста

     

Тыс рублей

 Проценты

Бюджетные поступления

26450

40121,7

13671,7

151,7

51,7

ДМС

7423,2

8379,6

956,4

112,9

12,9

Договоры с предприятиями

1152,4

1683,1

530,7

146,1

46,1

Платные медуслуги

43

1262,9

1219,9

2937,0

2837,0

Благотворительная помощь и др.

1230,7

2006,7

771

162,6

6

ИТОГО

36299,3

53449

17149,7

147,2

47,2


 

Удельный вес внебюджетных источников в общем объеме финансирования составляет 24,4%., наибольший объем из которых принадлежит перечислениям  от страховых компаний по договорам  на добровольное медицинское страхование.

В 2008 г. КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава  РФ» работала с 23 страховыми компаниями. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. поступления  увеличились на 956,4 тыс. рублей, темп прироста по отношению к 2007 г. составил 12,88%.

Эти данные говорят о развитии страхового рынка в Ростове-на-Дону, заинтересованности предприятий в  заключении договоров на добровольное медицинское страхование.

В 2008 г. с КБ №1 ГУ «ЮОМЦ  Минздрава РФ» заключили договоры на возмездное оказание медицинских  услуг 104 организации. Среди которых  крупные перерабатывающие предприятия, строительные, фармацевтические фирмы, банки. В 2008 г. по отношению к 2007 г. платежи  увеличились на 530,7 тыс. рублей или  на 31,5%.

 На основании разрешения  Министерства здравоохранения и  Прейскуранта на оказание платных  медицинских услуг населению  одним из финансовых источников  является выручка от оказания  платных медицинских В условиях нестабильной российской экономики она является одним из слабопрогнозируемых источников.

В 2007 году доходы от платных  медицинских услуг уменьшились  на 102,9 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом и их удельный вес в общих  доходах учреждения составил всего 0,1%. Это было связано с тем, что  почти все медицинские услуги стали оказываться через страховые  компании по добровольному медицинскому страхованию, но проанализировав денежные потоки ,рост дебиторской задолженности, в связи с банкротством «Военно-медицинской  компании» в 2008 году ряд технологий стал оказываться по платным медицинским  услугам. В 2008 году объем платных  медицинских услуг увеличился по сравнению с 2007 годом. на 1219,9 тыс  рублей и их удельный вес в общих  доходах организации составил 2,4 %. Вероятно, это увеличение связано  также с образованием в ГУ «ЮОМЦ  Минздрава РФ» отдела маркетинга и предпринимательской деятельности, одним из направлений деятельности которого является организация рекламной  кампании. В 2007 году существенное место  было отведено работе над сайтом в  Интернете, публикациям имиджевого характера в справочно-информационных изданиях и средствах массовой информации, информирующим население Ростовской области о высоком уровне качества медицинских услуг, были организованы теле- и радиоэфиры.

Одним из источников финансирования КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» является благотворительная помощь и сдача  имущества в аренду.

Как видно из таблицы удельный вес в общем поступлении средств  достаточно стабильный в течение  трех лет и в среднем составляет 3,6%. В 2008 году объем платных медицинских  услуг возрос на 769,4 тысяч рублей, темп прироста по отношению к 2007 году составил 62,52%.

В целях обеспечения «прозрачности» расходования средств из внебюджетных источников в КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава  РФ» разработано Положение о  порядке формирования и использования  внебюджетных источников финансирования, которое согласовано с профсоюзным комитетом больницы.

Для улучшения материального  положения работников учреждения и  повышения их заинтересованности в  деятельности по привлечению внебюджетных источников финансирования в КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» действует  Положение об оплате труда работников, также согласованное с профсоюзным  комитетом.

Так, в 2008 году из заработанных внебюджетных средств 65% было направлено на заработную плату, 10% на приобретение непроизводственного оборудования, 7% на текущий ремонт зданий, 7% на капитальный  ремонт,4% были распределены по остальным  статьям расходов, определенным бюджетной  классификацией/39/.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы видим, что в КБ №1 ГУ «ЮОМЦ  Минздрава РФ» ведется работа по привлечению внебюджетных источников финансирования, рост которых увеличивается  в течение трех лет и является дополнением к бюджетному финансированию, восполняя недостаток бюджетных  средств, способствует финансовой стабильности больницы.

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ  И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

С конца 80-ых годов предпринимаются  попытки реформирования национальной системы здравоохранения. Изменения  в системе финансирования происходили  в условиях сокращения государственных  расходов на здравоохранение, вызванного длительным экономическим кризисом и децентрализацией государственного управления. С 1991 года начался процесс  введения новой системы финансирования здравоохранения – обязательного  медицинского страхования, которое  сильно изменило организацию медицинского обслуживания.

Появление новых источников и каналов финансирования позволило  за последние годы несколько улучшить положение системы здравоохранения.

Однако, задачи реформирования отрасли, определенные Концепцией развития здравоохранения и медицинской  науки на период до 2005 года, решаются недостаточно динамично. Ограниченное финансирование и недостаточно эффективное  управление медицинскими учреждениями снижают темпы перехода на интенсивные  методы обследования и лечения, замедляют  организационные реформы системы  здравоохранения.

Планирование деятельности учреждений здравоохранения осуществляется по смете расходов, основные плановые показатели которой заимствованы из командно-административной системы  управления здравоохранением и воспроизводят  затратный тип хозяйствования без  связи с результатами работы учреждения.

В целях совершенствования планирования учреждений здравоохранения мы предлагаем:

1. Пересмотреть и пересчитать  устаревшие нормы и нормативы,  используемые при составлении  сметы расходов, приблизить их  показатели к современным рыночным  условиям.

2. Ввести защищенные статьи  расходов (заработная плата, медицинские  расходы, продукты питания, мягкий  инвентарь, коммунальные услуги) по которым финансирование будет  осуществляться по запланированным  предприятием объемам. 

3. В большинстве случаев  предоставить учреждениям здравоохранения  право самостоятельного и оперативного  выбора и определения направлений  расходов.

4. Перевести учреждения  здравоохранения на новую модель  планирования и учета. Цель  которой формирование государственного  заказа на оказание определенного  объема медицинской помощи, основа  которой средняя стоимость лечения  одного больного.

 Сейчас основная часть  бюджетных средств поступает  в учреждение безотносительно  к фактическим объемам оказываемой  медицинской помощи, и покрывает  лишь часть затрат. В новой  системе каждое учреждение должно  получать бюджетные средства  за определенные объемы медицинской  помощи, которые государство в  состоянии оплатить. Эти объемы  могут составлять 70%,50% или даже 30% мощности учреждения, но они будут  оплачиваться по полному тарифу, возмещающего все необходимые  издержки. Остальная часть мощности  учреждения может быть использована  для оказания медицинской помощи  за счет прочих источников  финансирования.

Предложения представлены на рисунке 4.1.

В целях совершенствования финансирования мы предлагаем:

1. Разработать четкое  законодательное разграничение  расходных полномочий и ответственности  между федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов РФ и муниципальных  образований;

2. Устранить сохраняющийся  разрыв между объемом законодательно  установленных государственных  гарантий оказания бесплатной  медицинской помощи и объемом  фактически имеющихся финансовых  ресурсов, сформировав пакет медицинских услуг не такой обширный (скорая медицинская помощь, медицинская помощь при травмах, лечение

 


 


 


 

 


 


 

 


 


 

 


 


 

 

 

Рисунок 4.1 – Предложения  по совершенствованию планирования учреждений здравоохранения

инфекционных, социально  опасных заболеваний), но который  при необходимости будет оказан действительно бесплатно.

3.Ограничение числа получателей  бесплатной медицинской помощи  по программе государственных  гарантий (инвалиды, дети, беременные, малоимущие слои населения). Состоятельные  группы населения (с доходом  выше установленного лимита) имеют  право выйти из системы ОМС  и получать медицинскую помощь  за счет собственных источников.

4. Необходимо перейти  от традиционного финансирования  потребностей бюджетных учреждений  к реструктуризации этого сектора  на основе использования новых  организационно-правовых форм и  механизмов финансирования.

В связи с этим необходимо разработать и принять законопроект «О специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организациях», имущество которых остается в  собственности государства, но закрепляется за организацией не на праве оперативного управления, а на праве хозяйственного ведения.

5. Совместная разработка  Территориальных программ обеспечения  населения бесплатной медицинской  помощью, при которой пациенту, застрахованному по ДМС, будет  гарантирован бесплатный минимум  медицинских услуг, за которые  он внес отчисления в размере  3,6% от фонда оплаты труда.

6. Для учреждений здравоохранения,  привлекающих внебюджетные источники  финансирования не рассматривать  этот вид деятельности как  предпринимательский, так как  цель его не извлечение прибыли,  а зарабатывание средств, восполняющих  недостаток бюджетных ассигнований  и предоставить налоговые льготы  в виде отмены налога на  прибыль.

В области правового  регулирования системы здравоохранения:

 Принятие пакета необходимых  правовых актов в области здравоохранения,  который будет четко регулировать  порядок планирования и финансирования  учреждений здравоохранения.

 

Предложения представлены на рисунке 4.2.

 


 



 


 


 

 


 


 

 



 

 


 


 

 

 

Рисунок 4.1 - Предложения  по совершенствованию финансирования учреждений здравоохранения

 

В целях совершенствования  планирования и финансирования КБ №1 ГУ «ЮОМЦ Минздрава РФ» предлагаются следующие меры:

1. Провести детальный  анализ деятельности за последние  три года в динамике по показателям:

- объем и структура  видов медицинской деятельности  и медицинских услуг учреждения  в целом, а также его структурных  подразделений в соотношении  с плановыми показателями мощности;

- объемы медицинских услуг  учреждения, оказанных за счет  отдельных источников финансирования;

- соотношение плановых  и фактических поступлений средств  федерального бюджета;

- полнота использования  мощностей (простои коек), в том  числе обусловленные недостаточностью  бюджетного финансирования;

- кадровый состав, численность  персонала, укомплектованность штата;

- уровень оплаты труда  работников;

- обеспеченность фондами,  состояние активных основных  фондов, наличие и использование  медицинской техники, оборудования, вычислительной техники, степень  износа, обеспеченность инструментарием,  средствами ухода, медицинской  мебелью, хозяйственным инвентарем  и др.;

Информация о работе Анализ финансирования и планирования медицинских учреждений