Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание

Целью выполнения курсового проекта по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия является освоение методов качественного и количественного анализа внешней финансовой отчетности предприятия. В процессе курсового проектирования изучаются практические навыки финансового анализа, позволяющего охарактеризовать платежеспособность анализируемого объекта, финансовое состояние и финансовую устойчивость, эффективность деятельности, тем самым снизить неопределенность, связанную с принятием экономических решений.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Задание по курсовому проектированию 4
Раздел 2. Описание этапов выполнения курсового проекта 7
2. Анализ имущественного положения предприятия 13
3. Анализ финансового положения предприятия 18
4. Анализ результативности деятельности предприятия 33
5. Заключение о результатах и динамике финансово-хозяйственной деятельности предприятия 52

Работа состоит из  1 файл

АФХД 10 вариант - копия.doc

— 1,002.50 Кб (Скачать документ)

Влияние изменение коэффициента оборачиваемости на размер выручки (интенсивный фактор) определяется по формуле:

,       (62)

где - величина оборотных активов  в отчетном периоде, руб., - изменение коэффициента оборачиваемости за период.

Сумма влияния факторов должна быть равна приросту выручки  за отчетный период:

.       (63)

В нашем примере влияние  изменения величины оборотных средств (экстенсивный фактор) на прирост выручки составила тыс. руб. Влияние изменение коэффициента оборачиваемости (интенсивный фактор) на прирост выручки составило тыс. руб. Сумма влияния факторов должна быть равна приросту продукции за отчетный период: . В результате выручка увеличилась на 314,34 тыс.руб. за счет роста величины используемых оборотных активов, и на 112,59 тыс. руб. уменьшилась за счет уменьшения оборачиваемости оборотных активов, следовательно экстенсивный фактор оказал большее влияние на прирост выручки. 

 

4.4. Анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности отражают эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Показатели рентабельности показывают, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов и т.п.

Показатели рентабельности продаж определяются как отношение показателей прибыли к выручке от продажи товаров (без НДС, акцизов и аналогичных платежей). В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения,  чистая прибыль. Показатели рентабельности продаж показывают эффективность продаж предприятия в отчетном периоде с точки зрения получения прибыли.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

  ,        (64)

где - прибыль, руб., N - выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб. Рост или снижение рентабельности продаж отражают соответственно увеличение или уменьшение эффективности продаж предприятия. Динамика рентабельности продаж определяется соотношением динамики чистой прибыли и динамики выручки от продаж.

 

В индексной форме  это соотношение  выглядит следующим образом:

 .        (65)

Индексы – отношение  значений показателей  в отчетном и предыдущем периоде. Если , то рентабельность продаж увеличивается, в противном случае – уменьшается. 

Результаты анализа  рентабельности продаж сводятся в таблицу 15. В таблице представлен расчет двух показателей рентабельности – на основе чистой прибыли и прибыли от продаж.

 

Таблица 15

Анализ динамики рентабельности продаж

Показатели

Значение в предыдущем периоде

Значение в отчетном периоде

Индексы показателя

Выручка от продаж, тыс. руб.

1800

2000

1,11

Чистая прибыль, тыс. руб.

1304

1095

0,84

Прибыль от продаж

1474

1210

0,82

Рентабельность продаж по чистой прибыли

0,724

0,548

0,76

Рентабельность продаж по прибыли  от продаж

0,82

0,61

0,74


 

По результатам анализа  необходимо сделаем вывод о том, каков уровень и динамика эффективности продаж предприятия.

В нашем примере чистая прибыль уменьшилась, в результате рентабельность продаж по чистой прибыли уменьшилась в 0,76 раз в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Прибыль от продаж уменьшилась, в результате рентабельность продаж по прибыли от продаж снизилась на 26%. Следовательно, эффективность деятельности предприятия уменьшилась за счет опережающего роста прочих расходов по сравнению с прочими доходами (см. табл. 12). Эффективность основной производственной деятельности предприятия снизилась, так как себестоимость выросла более быстрыми темпами, чем выручка (см. табл. 12), что обусловило снижение рентабельности продаж по прибыли от продаж.

 

Показатели рентабельности активов отражают эффективность использования различных составляющих активов предприятия.  

Рентабельность активов  предприятия рассчитывается по формуле:

,        (66)

где – чистая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде, руб. – средний за отчетный период итог или валюта бухгалтерского баланса, руб.

Рентабельность внеоборотных активов определяется по формуле:

  ,        (67)

где – средняя остаточная стоимость внеоборотных активов за отчетный период, руб.

Рентабельность оборотных  активов рассчитывается по формуле:

,        (68) 

где – средняя стоимость оборотных активов за отчетный период, руб. При расчете рентабельности оборотных активов целесообразно не включать в состав оборотных средств дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Положительно оценивается  рост показателей рентабельности активов, что означает повышение эффективности использования оборотных и внеоборотных активов предприятия.

Результаты расчета  показателей рентабельности активов  сводятся в таблицу 16.

 

Таблица 16

Анализ динамики показателей  рентабельности активов

Показатели

Значение в предыдущем периоде

Значение в отчетном периоде

Индексы показателя

Рентабельность активов 

0,566

0,402

0,71

Рентабельность внеоборотных активов

1,052

0,742

0,71

Рентабельность оборотных активов

1,224

0,875

0,71


 

В результате проведенного анализа сделаем вывод об эффективности использования активов и их составляющих, дадим оценку изменению уровня эффективности за отчетный период.

В нашем примере рентабельность активов и отдельных их составляющих уменьшилась в 0,71 раза, следовательно, уменьшилась эффективность инвестиций, вложенных как во внеоборотные, так и в оборотные активы.

 

4.5. Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Показатель рентабельности собственного капитала отражает эффективность инвестиций с позиции собственников предприятия.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

,        (69)

где - среднее значение величины собственного капитала, руб. (см. табл. 4).

Построение факторной  модели показателя рентабельности позволит определить факторы эффективности  функционирования предприятия и  оценить степень их влияния. Факторная модель собственного капитала известна как модифицированная модель фирмы «DuPont» и имеет следующий вид:     

,        (70)

где  – рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, – оборачиваемость всех активов предприятия, - коэффициент автономии.

Модель  означает, что рентабельность собственного капитала равняется произведению трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости всех активов и коэффициента автономии. Первый фактор отражает эффективность продаж, второй – эффективность использовании активов предприятия, третий – структуру источников предприятия.

Для оценки количественного  влияния каждого их факторов на изменение результативного показателя (рентабельности собственного капитала) необходимо применить метод факторного анализа, например, метод абсолютных разниц.

Изменение рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом за счет соответствующего изменения эффективности продаж (коэффициента рентабельности продаж) определяется следующим образом:

  ,       (71)

 где  – изменение коэффициента рентабельности продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, – значение коэффициента оборачиваемости активов в предыдущем периоде, - значение коэффициента автономии в предыдущем периоде.

Изменение рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом за счет соответствующего изменения эффективности использовании активов (коэффициента оборачиваемости активов) определяется следующим образом:

,       (72)

 где  – значение коэффициент рентабельности продаж в отчетном периоде, – изменение коэффициента оборачиваемости активов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, - значение коэффициента автономии в предыдущем периоде.

Изменение рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом за счет соответствующего изменения структуры капитала (коэффициента автономии) определяется следующим образом:

,       (73)

 где  – значение коэффициента рентабельности продаж в отчетном периоде, – значение коэффициента оборачиваемости активов в предыдущем периоде, - изменение обратного значения коэффициента автономии в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.

Общее изменение рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом равняется сумме частных изменений этого показателя:

,      (74)

 где  – изменение коэффициента рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

Расчет показателей рентабельности, оборачиваемости и коэффициента автономии сводится в таблицу 17, на основании которой проводится факторный анализ рентабельности собственного капитала с использованием формул (71) – (73). В заключении расчетов делается проверка с использованием формулы (74). Проведенный анализ позволяет установить общую структурную картину влияния изменений факторов на изменение рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, и определить, какой из факторов оказал наибольшее влияние на изменение результирующего показателя. Для этого изменение коэффициента рентабельности за период принимается за 100 % и определяется доля изменения коэффициента рентабельности за счет каждого фактора.

 

Таблица 17

Исходные данные для проведения факторного анализа рентабельности

 собственного капитала

Показатели

Значение в предыдущем периоде

Значение в отчетном периоде

Изменение показателя

Коэффициент рентабельности собственного капитала

0,711

0,572

-0,139

Коэффициент рентабельности продаж

0,724

0,548

-0,176

Коэффициент оборачиваемости активов

0,78

0,73

-0,05

Коэффициент автономии

0,80

0,70

-0,1


 

На основании проведенных  расчетов сделаем вывод об изменении рентабельности собственного капитала за счет каждого фактора, оценим, какой из факторов оказал наибольшее влияние на изменение результативного показателя.

В нашем примере изменение  рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению  с предыдущим периодом за счет соответствующего изменения эффективности продаж (коэффициента рентабельности продаж) составило:

.

Изменение рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом за счет соответствующего изменения эффективности использовании активов (коэффициента оборачиваемости активов) составило:

.

Изменение рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом за счет соответствующего изменения структуры капитала (коэффициента автономии) составило:

.

Проверка:

Таким образом, рентабельность собственного капитала уменьшилась на -0,172 за счет уменьшения эффективности продаж, на -0,034 за счет уменьшения эффективности использования активов, увеличилась на 0,071 за счет уменьшения доли собственного капитала в совокупных источниках финансирования. Следовательно, наибольшее влияние на повышение коэффициента рентабельности собственного капитала оказало влияние повышение коэффициента автономии, который в свою очередь повысился за счет соответствующего изменения структуры капитала.

5. Заключение о результатах и динамике  финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности