Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 08:31, курсовая работа
При анализе использования трудовых ресурсов в производстве и при продаже продукции воспользуемся способом относительных отклонений. В его основе лежат прямо пропорциональное влияние самого «количественного» из влияющих на анализируемый показатель факторов и возможность определения каждого последующего фактора путем сопоставления уровня показателя (в %), охватывающего n факторов, с аналогичным показателем, охватывающим n-1 факторов.
1. Анализ ресурсного потенциала организации
Задание 1.1……………………………………………………………………….….4
Задание 1.2…………………………………………………………………….…….7
Задание 1.3………………………………………………………………………..…9
Задание 1.4…………………………………………………………………………13
Задание 1.4…………………………………………………………………………16
2. Анализ производства и объема продаж
Задание 2.1……………………………………………………………………...….17
Задание 2.2……………………………………………………………………...….20
Задание 2.3……………………………………………………………………...….22
3. Анализ затрат и себестоимости продукции, доходов и расходов организации
Задание 3.1………………………………………………………………………....24
Задание 3.2…………………………………………………………………………25
Задание 3.3…………………………………………………………………………28
Задание 3.4…………………………………………………………………………30
Задание 3.5…………………………………………………………………………32
4. Анализ финансовых результатов деятельности организации
Задание 4.1………………………………………………………………………....34
Задание 4.2…………………………………………………………………………37
Задание 4.3………………………………………………………………………....40
Задание 4.4……………………………………………………………………...….41
Задание 4.5…………………………………………………………………………43
5. Анализ финансового положения организации
Задание 5.1……………………………………………………………………..…..46
Задание 5.2……………………………………………………………………...….49
Задание 5.3……………………………………………………………………...….53
Задание 5.4…………………………………………………………………………55
Задание 5.5…………………………………………………………………………65
Задание 5.6…………………………………………………………………………69
6. Комплексная оценка производственно-хозяйственной деятельности организации
Задание 6.1……………………………………………………………………..…..70
Задание 6.2………………………………………………………….…………..….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….77
1) Рассчитаем среднегодовую первоначальную стоимость активной части производственных основных средств (ОСАКТ) рассчитывается по формуле:
ОСАКТ0 = (ОСАКТнач.года + ОСАКТкон.года) / 2 = (711391 + 355586+732505 + 357290) / 2= 1078386 тыс. руб.
ОСАКТ1 = (ОСАКТнач.года + ОСАКТкон.года) / 2 = (732505+783459 +357290+375780) / 2 = 1124517 тыс. руб.
2) Определим объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования.
ВЧ = V / (ОСПР х РД х ПСМ х КСМ)
ВЧ0 = 7238399/( 1078386 х 240 х 8 х 1,3) = 0,0027
ВЧ1 = 8243819 / (1124517 х 245 х 7,8 х 1,5) = 0,0026
3) На объемные годовые показатели выпуска и продаж продукции влияют следующие экстенсивный фактор - среднегодовая стоимость активной части основных средств и интенсивный показатель - фондоотдача.
V = ОСАКТ * ФоАКТ
Фоакт.год. = Рд * Ксм * Псм * Вч , отсюда:
V = ОСакт * Рд * Ксм * Пч * Вч
Среднегодовая стоимость активной части основных средств является экстенсивным фактором. Остальные - характеризуют интенсивность их использования по времени и по мощности.
Влияние факторов определяем, используя способ цепных подстановок:
Влияние на изменение объема продаж следующих факторов:
1. Изменение первоначальной стоимости активной части производственных основных средств
∆ОС акт = (ОСАКТ1 - ОСАКТ0) х Рд0 х Ксм0 х Пч0 х Вч0 = 309643 тыс.руб.
2. Изменение количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии
∆Рд = ОСАКТ1 х ( Рд1 - Рд0) х Ксм0 х Пч0 х Вч0 = 157251 тыс.руб.
3. Изменение коэффициента сменности 1185430 тыс.руб.
4. Изменение средней продолжительности смены
∆Псм = ОСАКТ1 х Рд1 х Ксм1 х (Псм1 – Псм0) х Вч0= - 222268 тыс.руб.
5. Изменение объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб., стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы
∆Вч = ОСАКТ1 х Рд1 х Ксм1 х Псм1 х (Вч1 – Вч0) = - 424635 тыс. руб.
Баланс факторов:
Общее изменение объема продаж = общее влияние факторов
1005420 = 309643+157251+1185430- 222268 - 424635
1 005420 = 1005420
В отчетном году на увеличение объема продаж наибольшее положительное влияние оказало увеличение количества смен, отработанных каждым станком. Увеличение коэффициента сменности на 20 % позволило увеличить объем продаж на 1185430 тыс. руб., увеличение среднегодовой стоимости активной части основных средств на 46131 тыс. руб., привело к росту выручки на 309643 тыс. руб. Кроме того, положительно повлияло увеличение количества дней, в которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии. Увеличение этого показателя на 5 дней обеспечило рост объема продаж на 157251 тыс. руб.
Факторами, отрицательно повлиявшими на объем продаж, стало неэффективное использование активной части основных средств, а так же сокращение средней продолжительности смены. В отчетном году произошло. снижение фондоотдачи активной части основных средств на 0,01 %, что вызвало снижение объема продаж на 222268 тыс. руб. Сокращение продолжительности рабочей смены на 0,2 часа привело к потерям в выручке в сумме 424635 тыс. руб. Такие причины вызваны скорее всего использованием имеющегося оборудования не на полную мощность и внутрисменными простоями оборудования.
Таким образом, неиспользованный резерв роста объема продаж связанный с использованием основных средств составляет 646903 (222686+424635) тыс. рублей.
Задание 1.4
Таблица 4
Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства | |||||||
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Темп прироста, % | Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж (К экст) | Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж | |
экстенсивности использования ресурса (Кэкст. х 100) | интенсивности использования ресурса (100- Кэкст. х 100)) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Численность рабочих, чел | 9750 | 10725 | 10,000 | 0,7199 | 71,99 | 28,01 |
2 | Среднегодовая стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб. | 1078386 | 1124517 | 4,278 | 0,308 | 30,8 | 69,2 |
3 | Материальные затраты в составе себестоимости проданной продукции, тыс. руб. | 4211690 | 4756320 | 12,931 | 0,931 | 93,1 | 6,9 |
4 | Выручка от продаж продукции, тыс. руб. | 7238399 | 8243819 | 13,890 | 1 | 100 | 0 |
5 | Алгоритм расчета способа (экстенсивного и / или интенсивного) комплексного использования ресурсов | х | х | х | ΣК экстi x /n | ΣК экстi x 100/n | 100 - ΣК экстi x 100/n |
6 | Показатель способа (экстенсивного и / или интенсивного) комплексного использования ресурсов | х | х | х | 0,653 | 65,2967 | 34,7033 |
В ходе анализа:
1.Определяем темп прироста:
Темп прироста численности =(10725/9750) х 100-100=10,00 %
Темп прироста ОСакт= (1124517/1078386) х 100 - 100=4,278 %
Темп прироста стоим. материалов =(4756320/4211690)*100-100=12,
Темп прироста выручки =( 8246819/7238399)х100-100=13,89 %
2.Прирост ресурса на 1% прироста выручки:
Кэкст=Тприроста ресурса /Тприроста выручки
Кэкст труда=10/13,89 =0,7199
Кэкст ОСакт=4,278/13,89 =0,3080
Кэкст МЗ=12,931/13,89 =0,931 %
3.Рассчитываем коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж экстенсивности вида ресурса:
К=Кэкст*100
К труда= 0,7199 х 100 = 71,99 %
КОСакт = 0,3080 х 100 = 30,80 %
Кмз=0,931 х 100 = 93,1%
Расчеты показали, что на 1 % прироста выручки от продаж, численность рабочих приросла на 0,7199 %, активная часть основных средств на 30,8 %, материальные затраты на 93,1 %.
4.Коэффициент интенсивности рассчитывается как 100- Кэкст*100.
Кинт труда = 100 - 71,99 % =28,01 %
Кинт ОСакт = 100 - 30,8 = 69,2 %
КинтМЗ =1 00 - 93,1= 6,9 %
5.На основании проведенных расчетов определяем комплексные показатели использования всех видов ресурсов по формуле средней арифметической:
∑Кэкстi/n = (0,7199+0,3080 + 0,931)/3=0,653 %
Комплексный показатель экстенсивности равен:
∑Кэкстi х 100/n=(71,99+30,80+93,1)/3=65,
Комплексный показатель интенсивности:
100-∑Кэкстi х 100/n = 100 - 65,297 = 34,703 %
Таким образом, комплексная оценка использования всех ресурсов показала, что на ООО «Рубин» на увеличение объема продаж в отчетном году в большей степени повлияло экстенсивное использование ресурсов, коэффициент экстенсивности составляет 65,297 %.
Наибольшее влияние среди анализируемых экстенсивных факторов на объемы продаж оказало дополнительное вовлечение в оборот активной части основных средств (коэффициент экстенсивности 69,2 %) и увеличение численности рабочих (коэффициент экстенсивности 71,99%).
Задание 1.5
|
|
| Таблица 5 |
Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов | |||
№ п/п | Показатель | Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа | Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов оптимизации использования ресурсов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов | -203254 | 0 |
2 | Увеличение стоимости продаж за счет оптимизации использования материальных ресурсов | 0 | 0 |
3 | Увеличение стоимости продаж за счет ликвидации нерационального использования основных производственных средств | -646903 | 0 |
4 | Итого комплектный резерв | х | 0 |
Анализ ресурсного потенциала организации показал, что в отчетном году на предприятии неэффективно использовалась активная часть основных средств (резерв составляет 424635 тыс. руб.), а так же на объеме продаж отрицательно сказалось сокращение продолжительности рабочей смены (резерв за счет лучшего использования трудовых ресурсов составляет 222268 тыс. руб.). Более рациональное использование этих видов ресурсов могло бы стать базой роста объема продаж.
2. Анализ производства и объема продаж
Задание 2.1
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 6 | |
Определение степени влияния на изменение выручки от продаж количества, структуры и цен на проданную продукцию | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п | Показатель | Изделие А | Изделие В | Изделие С | Итого | ||||
Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
1 | Количество (Q), шт. | 11500 | 11680 | 5880 | 5600 | 7000 | 11976 | 24380 | 29256 |
2 | Цена (Z), тыс. руб. | 256 | 302,3 | 305,34 | 264,42 | 357 | 269,89 | х | х |
3 | Выручка (QZ), тыс. руб. | 2944000 | 3530864 | 1795399 | 1480752 | 2499000 | 3232203 | 7238399 | 8243819 |
4 | Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс. руб. | Х | 2989926 | Х | 1709938 | Х | 4275289 | Х | 8975153 |
5 | Расчетный показатель выручки за отчетный годв ценах прошлого года, тыс. руб. | Х | 2990080 | Х | 1709904 | Х | 4275432 | Х | 8975416 |
1. Определяем коэффициент роста количества проданной продукции по формуле:
КQ А = QА 1/ Σ QА 0 = 11680 / 11500 =1,0157
2.Рассчитаем выручку от продаж по структуре и ценам прошлого года по формуле
QiZi = Qi 0 х Zi 0 х Кi.,
где коэффициент роста количества i-го изделия Кi = Qi 1 / Qi 0
Результаты расчетов представлены в таблице № 6 (графа 3).
3. Определим выручку от продаж по структуре отчетного года в ценах
прошлого года:
б) расчетный показатель выручки за отчетный год в ценах прошлого года, тыс. руб. рассчитывается по формуле
QZ = КQ i х Q i 0Z i 0
Результаты расчетов представлены в таблице № 6 (графа 4).
4. Определим влияние факторов на изменение выручки от продаж
а) изменение общего количества проданных изделий
ΔNQ общ = Vрасчетное 1 – V0 = 8975153 - 7238399 = + 1736754 тыс. руб.
б) влияние изменения структуры проданной продукции
ΔNструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 8975416 – 8686079= + 263 тыс.руб.
в) влияние изменения цены проданной продукции
ΔNP = V1 – Vрасчетное 2 = 8243819 – 8975416 = - 731597 тыс.рублей
Баланс отклонений: N1 – N0 = ΔNQ общ +ΔNструктуры + ΔNP
8243819 – 7238399 = + 1736754 +263 – 731597
1005420 = 1005420
Вывод: В отчетном году выручка от продаж по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1005420 тыс. руб. или на 13,89 %. Увеличение продаж произошло в основном за счет увеличения объема продаж изделия С на 733203 тыс. руб. или на 29,33 % и изделия А на 586864 тыс. руб. или на 19,93 %, а по изделиям В произошло снижение выручки от продаж на 314647 тыс. руб. или на 17,5 %.
Увеличение общего количества продукции на 4876 штук или на 20% привело к увеличению объема продаж на 1736754 тыс. руб.
Изменение структуры проданной продукции, связанное с увеличением объема продаж изделия С и снижением продаж изделия В увеличили выручку предприятия на 263 тыс. руб.
Снижение цен на изделие В на 40,92 тыс. руб. за единицу и на изделие С на 87,11 тыс. руб. за единицу и одновременное увеличение цен на изделие А на 46,3 тыс. руб. за единицу, привело к снижению объема продаж продукции на 731257 тыс. руб.