Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 22:35, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования комплексного подхода к проблеме анализа рисков деятельности предприятия как одного из необходимых условий эффективной деятельности в конкурентной среде.
Деятельность любой организации связана с опасностью возникновения непредвиденных потерь. Именно поэтому для каждой компании важно предусмотреть изменение факторов и условий, способных оказать существенное влияние на ее функционирование.
Объект – риск-менеджмент предприятия.
Предмет – анализ рисков деятельности предприятия.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Методологические основы риск-менеджмента.…………………………………5
1.1. Общесистемная классификация рисков.……………………………………5
1.2. Российская специфика управления рисками……………………….…….11
1.3. Методика определения величины риска………………..……………….14
2. Стратегический анализ и диагностика предприятия.....................................................................................................................22
2.1 SWOT анализ…………………………………………………………………22
2.2 Методика проведения SWOT-анализа………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………………34
Приложения………………………………………………………………………
Специфика проведения
стратегического анализа рисков
связана с тем, что за время
разработки и реализации стратегического
плана развития предприятия появляются
новые виды рисков и изменяется степень
воздействия уже
2. Стратегический анализ и диагностика
предприятия
Для анализа
среды в системе
В процессе анализа на каждом этапе следует осуществить оценку факторов, разработать профили современного состояния микро- и макро- среды предприятия и составить SWOT - матрицу. В результате проведенного исследования должны быть выявлены и ранжированы стратегические проблемы и разработана стратегическая программа развития предприятия. (см Приложение 3)
1. Анализ макросреды предприятия.
К важнейшим элементам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и финансовую устойчивость торгового предприятия, на которые оно не может воздействовать, которыми оно не управляет, но должно к ним приспособиться относятся: политико-правовые, экономические, социально-демографические и технологические изменения, так называемые «PEST»-факторы:
политико-правовые;
экономические;
социально-демографические;
технологические.
Иногда наряду
с PEST-факторами возникает
В результате исследования необходимо изучить состояние внешних факторов, определить их значимость, определить степень влияния, характер воздействия, темпы изменений, возможности и опасности для предприятия. Результаты анализа факторов и их оценку следует отразить в таблице «Профиль макросреды предприятия » (приложение 4,5).
Анализ микросреды предприятия
Анализ непосредственного
окружения предприятия
Цель анализа
факторов непосредственного окружения
предприятия заключается в
Анализ потребителей
В процессе анализа потребителей, как компоненты непосредственного окружения предприятия, студенту необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать целевой рынок предприятия.
2. Составить профиль покупателей целевого рынка предприятия.
3. Изучить состояние спроса на товары предприятия.
4. Изучить торговую силу покупателей.
Для характеристики целевого рынка необходимо:
определить обслуживаемые предприятием рыночные сегменты;
изучить конъюнктуру целевого рынка и определить возможности реализации товара по выгодным для предприятия ценам;
выявить возможности
расширения деятельности предприятия
(наличие потенциальных
На основе изучения целевого рынка следует сделать вывод о его состоянии и тенденции развития.
Для характеристики
целевого рынка предприятия
демографические (возраст, размер семьи, жизненный цикл семьи, доходы, род занятий);
географические (место проживания, отдаленность от предприятия);
психографические (стиль жизни, убеждения, личностные характеристики), особенности поведения(регулярность совершения покупки, статус покупателя, выгоды, мотив покупки, отношение к предприятию и его предложению).
Завершающим этапом
процесса изучения потребителей как
фактора непосредственного
Анализ поставщиков
Для предприятия очень важно при выборе поставщиков товаров глубоко и всесторонне исследовать их деятельность, изучить их потенциал с тем, чтобы установить деловые отношения, обеспечивающие предприятию стабильную работу.
Для изучения поставщиков товаров необходимо:
Составить перечень всех поставщиков предприятия.
Сгруппировать их по виду поставляемого товара.
Оценить степень их привлекательности.
Определить конкурентную силу поставщиков.
Оценить степень целесообразности договорной политики предприятия.
Оценка привлекательности поставщика осуществляется на основе анализа показателей, характеризующих его деятельность: цена товара, интервал поставки, возможный объем поставки, предоставление дополнительных услуг, гарантии качества.
Конкурентная
сила поставщика - позиция поставщика
по отношению к предприятию в
процессе установления договорных отношений
по сравнению с другими
Степень целесообразности договорной политики предприятия зависит от числа поставщиков с высокой конкурентной силой и степенью привлекательности для предприятия.(см приложение 7)
Анализ конкурентов
Анализируя конкурентов, как составляющую микросреды предприятия необходимо:
оценить состояние конкурентной борьбы на рынке деятельности предприятия;
оценить силу конкурентного давления;
выявить действительных и потенциальных конкурентов, изучить их положение на рынке;
выявить число активных конкурентов предприятия.
Оценка состояния
конкурентной борьбы предполагает выявление
доминирующих методов ведения конкурентной
борьбы на рынке деятельности предприятия,
а также выявление тенденции
изменения характера
Оценка силы
конкурентного давления осуществляется
на основе оценки динамики числа потенциальных
и действующих конкурентов
Для выявления всех действующих и потенциальных конкурентов необходимо составить перечень предприятий-конкурентов, реализующих товары номенклатуры предприятия. Источником информации о конкурентах могут быть: результаты исследований научно-исследовательских организаций, результаты опросов клиентов, поставщиков, различные статистические данные, коммерческая периодика, местные газеты, отчёты сбытового персонала и др.
Для исследования деятельности действующих и потенциальных конкурентов необходима следующая информация:
об объёме и темпах реализации товаров;
о широте ассортимента и качестве реализуемых товаров;
о политике цен;
о расходах на маркетинг;
об организации сбыта, уровне сбытовых затрат;
об используемых видах и средствах рекламы, о расходах на рекламу;
об уровне обслуживания покупателей (методы продажи товаров, виды услуг);
о системе управления;
о результатах финансовой деятельности.
Для идентификации наиболее активных конкурентов можно использовать концепцию стратегических групп.
Стратегическая группа - это группа фирм, которые:
в течение определенного периода времени используют сходные стратегии;
имеют одинаковые характеристики;
обладают одинаковыми конкурентными преимуществами.
Последовательность действий при построении карты стратегических групп:
Выбор двух наиболее важных параметров для фирм, конкурирующих на данном рынке (географический диапазон деятельности, расходы на НИОКР, количество обслуживаемых рыночных сегментов, ценовая политика и др.)
Размещение фирм
на двух координатной карте с использованием
выбранной пары параметров.
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной
на рисунке 2, так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия -- то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия -- это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности -- это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
Рыночные угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Следует обратить внимание на то, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
SWOT-анализ должен
проводиться при участии всех
важнейших членов данной
Информация о работе Анализ рисков в деятельности предприятия