Анализ розничного товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию аналитической работы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, его сущность, направления развития, резервы роста и информационное обеспечение
- провести анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре и факторный анализ розничного товарооборота.
- проанализировать ритмичность и равномерность розничного товарооборота.
- выявить и обобщить упущенные возможности и прогнозные резервы роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей.
- разработать рекомендации по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
1 Розничная реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности…………………………………………………………………………7
1.1 Экономическая сущность, направления развития и резервы роста розничного товарооборота………………………………………………………….7
1.2 Информационное обеспечение розничного товарооборота…………..13
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «Заводской райпищеторг»………………………………………………………….15
2 Анализ розничного товарооборота……………………………………….20
2.1 Анализ динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре………………………………………………………………..20
2.2 Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота…………………………………………………………………………..22
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота……………………….24
2.4 Выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей………………………………….......35
2.5 Разработка рекомендаций по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий…………………………………..47
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованных источников………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

мой курсач.doc

— 393.50 Кб (Скачать документ)

- закупку холодильного  оборудования, что позволит ускорить  объем продаж быстро оборачиваемых товаров, требующих специального температурного режима хранения;

- оптимизацию  частоты завоза товаров в магазин;

- выявление  залежалых и неходовых товаров,  их перераспределение, уценка  или возврат поставщику;

- ликвидация  излишних и неэкономичных перевозок  и исключение из торговой цепи посредников, что поспособствует рационализации товародвижения;

- увеличение закупку товаров у поставщиков, продукция которых пользуется повышенным спросом;

- установление  оптимального режима работы магазина;

- развитие продажи  товаров в кредит;

- открытие в  крупных продовольственных магазинах  кафетериев, баров, торгующих продукцией собственного производства;

- укрепление  материально-технической базы на  основе проведения ремонтов и реконструкций.

Таким образом, показатель розничного товарооборота  является не только одним из важнейших  экономических показателей, определяющих финансовые результаты деятельности организации, но и показателем, характеризующим социально-экономическое развитие страны и уровень жизни населения.

 

 

 

1.2 Информационное обеспечение розничного товарооборота

 

Информационное  обеспечение анализа розничного товарооборота играет важную роль, так как для правильного и достоверного его проведения необходимо использовать данные из различных источников.

Экономический анализ должен начинаться с оценки качества используемой для анализа информации, поскольку качество анализа напрямую зависит от полноты отражения всех хозяйственных операций, сопоставимости данных аналитического и синтетического учета, методологии исследования показателей.

Информационным  обеспечением экономического анализа  являются внешние и внутренние источники объекта управления.

Основная роль в информационном обеспечении анализа розничного товарооборота принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности объекта управления.

Бухгалтерская отчетность — это единая система  данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Показатели бухгалтерской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность организации в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические исследования. В форме бухгалтерской отчетности №2 Отчет о прибылях и убытках, где содержится информация о финансовых результатах деятельности организации, справочно показывается выручка от реализации товаров по продажной стоимости. 

 Статистическая отчетность  существенно дополняет бухгалтерскую  отчетность и позволяет более глубоко анализировать хозяйственную деятельность объектов управления.

Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 1-торг (розница) «Отчет по розничной торговле» (годовая). В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота.

В «Отчете о  продаже и запасах товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем отражаются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

«Отчет по розничной торговле»  составляется нарастающим итогом с  начала года. В первом разделе годового отчета приводится информация о розничной продаже товаров и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственных групп товаров); во втором разделе содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе — о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода; в четвертом разделе годового отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

Для анализа  розничного товарооборота используются данные формы №1-Т (торг) «Отчет по труду», где содержатся данные о численности работников, о фонде заработной платы и др. В отчете «О товарообороте и запасах товаров» содержится информация о валовом товарообороте и запасах товаров за отчетный и предыдущий год.

В форме №11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» дается информация о составе основных средств и их стоимости.

Форма № 4 –  труд «Отчет об использовании календарного фонда времени» содержит информацию о количестве явок и неявок на работу, об отработанном времени, также содержится информация количестве отработанных человеко-часов и др.

Информацию  о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация», данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.

К важным источникам информации для анализа розничного товарооборота также можно отнести нормативные документы и акты в виде законов, указов Президента, постановлений правительства, приказов и инструктивных указаний министерств, ведомств и вышестоящих органов управления, хозяйственно-правовые документы налоговых и таможенных органов, банков, судебных, арбитражных, страховых и других учреждений; материалы специальных и периодических изданий, учебной литературы, информационных учреждений: телевидения, Интернета, специальных информационных баз данных; производственные бизнес-планы, нормы и нормативы, сметы, хозяйственные договора, решения собрания коллектива, внутрихозяйственные приказы и указания; материалы личного наблюдения и другие. [6, c 43-45]

Подводя итог, необходимо отметить, что информация для анализа должна быть сопоставимой и обеспечивать единство учетных, нормативных и плановых данных. С этой целью проводится проверка взаимоувязки показателей форм отчетности между собой и показателей, отражаемых на счетах в регистрах бухгалтерского учета, а также в различных хозяйственных документах организации.

 

 

 

1.3 Организационно-экономические  особенности деятельности торговой организации.

 

Открытое акционерное общество "Заводской райпищеторг»" (далее - Общество) создано на основании приказа Минского городского территориального фонда государственного имущества от 30 декабря 2004 г. №184 путем преобразования Торгового коммунального унитарного предприятия «Заводской райпищеторг» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.

Общество находится в частной собственности, является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.

Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

Фирменное наименование Общества:

на русском языке:

полное: Открытое акционерное общество «Заводской райпищеторг»; 
сокращенное: ОАО «Заводской райпищеторг»;

на белорусском языке:

полное: Адкрытае акцыянернае таварыства «Заводскі райхарчгандаль»;

сокращенное: ААТ «Заводскі райхарчгандаль»;

Место нахождения ОАО «Заводской райпищеторг»: 220137, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Варвашени, 50, факс/тел. 243 29 83.

Общество осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности: розничная торговля (включая алкогольные налитки и табачные изделия) и общественное питание.

Наименование лицензируемого вида деятельности приведено в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Уставный фонд ОАО «Заводской райпищеторг» составляет 5 511 567 600 (пять миллиардов пятьсот одиннадцать миллионов пятьсот шестьдесят семь тысяч шестьсот) рублей.

Уставный фонд разделен на 1 312 278 (один миллион триста двенадцать тысяч двести семьдесят восемь) простых (обыкновенных) акций номинальной стоимостью 4200 (четыре тысячи двести) рублей каждая.

Акции выпускаются в форме записей на счетах.

Основной  целью данного предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на более полное удовлетворение потребностей населения в товарах, на расширение их ассортимента, повышение культуры обслуживания, и на этой основе получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, интересов собственника имущества предприятия.

По состоянию на 01.01.2011г. в состав ОАО "Заводской райпищеторг" входит 17 магазинов, 8 из которых расположены в зданиях, находящихся на балансе торга, и 9 магазинов - в арендованных помещениях. Прием стеклопосуды осуществляет приемный пункт магазина №9.

 Торговая площадь магазинов на 01.01.2011г. составляет 4882,1 м2., среднесписочная численность работников за 2010 год - 752 чел.

Магазины ОАО "Заводской райпищеторг" осуществляют розничную торговлю продовольственными товарами (69,7%), алкогольными напитками (22,2%), табачными изделиями (5,9%) и сопутствующими непродовольственными товарами (2,2%) в соответствии с Уставом Общества на основании лицензии №50000/0225755.

Все магазины Общества работают без обеденного перерыва. Режим работы продлен до 22-00 (за исключением маг№№ 10,44,39). [Приложение Д]

Организационная структура предприятия представлена в Приложении Б.

Предприятие  обеспечивает  гарантированный  законом  минимальный  размер  оплаты  труда, условия  труда  и  меры  социальной  защиты  работников. Размеры  оплаты  труда  работников  предприятия  установлены  согласно  штатному  расписанию.   Предприятие  ведёт  бухгалтерскую  и  статистическую  отчётность  в  порядке, установленном  законодательством  РБ.

Основные экономические  показатели деятельности ОАО «Заводской райпищеторг» в таблице 2.1.

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Заводской райпищеторг» за 2008-2010 гг.

Показатели

Фактически  за годы

Базисные темпы  роста в % к 2008 году

Цепные темпы роста, %

2008

2009

2010

2009

2010

2009/

2008

2010/ 
2009

1. Розничный товарооборот, млн. руб.              в действующих ценах

115219

122441,2

127511

106,269

110,669

106,269

104,141

2. Производительность труда, млн.р.       в действующих ценах

162,7

172,7

189,7

106,146

116,595

106,146

109,844

3. Уровень валовых доходов, %

17,03

17,1

17,37

100,411

101,997

100,411

101,579


 

 

 

Окончание таблицы 1

4. Уровень издержек обращения, %

14,72

16,26

17,02

110,462

115,625

110,462

104,674

5. Прибыль от реализации, млн. руб.

1987,8

716,4

389,4

36,039

19,589

36,039

54,355


       Источник: собственная разработка [Приложение В].

     Таким образом, все указанные показатели, за исключением прибыли от реализации, характеризуют повышение эффективности работы предприятия.

Лучшим годом в работе предприятия  за анализируемый период является 2010 год. Исходные данные для выявления лучшего периода отражены в таблице 2:

Таблица 2. Исходные данные для выявления лучшего периода

ИСХОДНЫЕ  ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛУЧШЕГО  ПЕРИОДА             (цепные темпы роста)

Торговое предприятие:

ОАО "Заводской райпищеторг"

25.04.2011

Показатели

2009

2010

   

Розничный товарооборот

106,2690

36,0390

   

Прибыль от реализации

110,4620

100,4110

   

Уровень издержек обращения

106,1460

104,1410

   

Уровень валовых  доходов

54,3550

104,6740

   

Производительность труда

101,5790

109,8440

   
         
         

Исполнитель

Давыдовская А.Г.

   
         
         
 

Результаты  анализа:

 
   

Место

   
   

1

2010

 
   

2

2009

 

 

 

 

Окончание таблицы 2

Общие результаты анализа

2009

2010

   
 

13,21917

19,62962

   

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и  аудита в торговле

Информация о работе Анализ розничного товарооборота