Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию аналитической работы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, его сущность, направления развития, резервы роста и информационное обеспечение
- провести анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре и факторный анализ розничного товарооборота.
- проанализировать ритмичность и равномерность розничного товарооборота.
- выявить и обобщить упущенные возможности и прогнозные резервы роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей.
- разработать рекомендации по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий.
Введение………………………………………………………………………5
1 Розничная реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности…………………………………………………………………………7
1.1 Экономическая сущность, направления развития и резервы роста розничного товарооборота………………………………………………………….7
1.2 Информационное обеспечение розничного товарооборота…………..13
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «Заводской райпищеторг»………………………………………………………….15
2 Анализ розничного товарооборота……………………………………….20
2.1 Анализ динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре………………………………………………………………..20
2.2 Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота…………………………………………………………………………..22
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота……………………….24
2.4 Выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей………………………………….......35
2.5 Разработка рекомендаций по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий…………………………………..47
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованных источников………………………………………42
- закупку холодильного оборудования, что позволит ускорить объем продаж быстро оборачиваемых товаров, требующих специального температурного режима хранения;
- оптимизацию частоты завоза товаров в магазин;
- выявление
залежалых и неходовых товаров,
- ликвидация
излишних и неэкономичных
- увеличение закупку товаров у поставщиков, продукция которых пользуется повышенным спросом;
- установление
оптимального режима работы
- развитие продажи товаров в кредит;
- открытие в
крупных продовольственных
- укрепление
материально-технической базы
Таким образом, показатель розничного товарооборота является не только одним из важнейших экономических показателей, определяющих финансовые результаты деятельности организации, но и показателем, характеризующим социально-экономическое развитие страны и уровень жизни населения.
1.2 Информационное обеспечение розничного товарооборота
Информационное обеспечение анализа розничного товарооборота играет важную роль, так как для правильного и достоверного его проведения необходимо использовать данные из различных источников.
Экономический анализ должен начинаться с оценки качества используемой для анализа информации, поскольку качество анализа напрямую зависит от полноты отражения всех хозяйственных операций, сопоставимости данных аналитического и синтетического учета, методологии исследования показателей.
Информационным обеспечением экономического анализа являются внешние и внутренние источники объекта управления.
Основная роль в информационном обеспечении анализа розничного товарооборота принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности объекта управления.
Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Показатели бухгалтерской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность организации в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические исследования. В форме бухгалтерской отчетности №2 Отчет о прибылях и убытках, где содержится информация о финансовых результатах деятельности организации, справочно показывается выручка от реализации товаров по продажной стоимости.
Статистическая отчетность
существенно дополняет
Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 1-торг (розница) «Отчет по розничной торговле» (годовая). В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику развития розничного товарооборота.
В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем отражаются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).
«Отчет по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе годового отчета приводится информация о розничной продаже товаров и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственных групп товаров); во втором разделе содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования; в третьем разделе — о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода; в четвертом разделе годового отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.
Для анализа розничного товарооборота используются данные формы №1-Т (торг) «Отчет по труду», где содержатся данные о численности работников, о фонде заработной платы и др. В отчете «О товарообороте и запасах товаров» содержится информация о валовом товарообороте и запасах товаров за отчетный и предыдущий год.
В форме №11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» дается информация о составе основных средств и их стоимости.
Форма № 4 – труд «Отчет об использовании календарного фонда времени» содержит информацию о количестве явок и неявок на работу, об отработанном времени, также содержится информация количестве отработанных человеко-часов и др.
Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация», данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.
К важным источникам информации для анализа розничного товарооборота также можно отнести нормативные документы и акты в виде законов, указов Президента, постановлений правительства, приказов и инструктивных указаний министерств, ведомств и вышестоящих органов управления, хозяйственно-правовые документы налоговых и таможенных органов, банков, судебных, арбитражных, страховых и других учреждений; материалы специальных и периодических изданий, учебной литературы, информационных учреждений: телевидения, Интернета, специальных информационных баз данных; производственные бизнес-планы, нормы и нормативы, сметы, хозяйственные договора, решения собрания коллектива, внутрихозяйственные приказы и указания; материалы личного наблюдения и другие. [6, c 43-45]
Подводя итог, необходимо отметить, что информация для анализа должна быть сопоставимой и обеспечивать единство учетных, нормативных и плановых данных. С этой целью проводится проверка взаимоувязки показателей форм отчетности между собой и показателей, отражаемых на счетах в регистрах бухгалтерского учета, а также в различных хозяйственных документах организации.
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации.
Открытое акционерное общество "Заводской райпищеторг»" (далее - Общество) создано на основании приказа Минского городского территориального фонда государственного имущества от 30 декабря 2004 г. №184 путем преобразования Торгового коммунального унитарного предприятия «Заводской райпищеторг» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Общество находится в частной собственности, является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.
Фирменное наименование Общества:
на русском языке:
полное: Открытое акционерное общество
«Заводской райпищеторг»;
сокращенное: ОАО «Заводской райпищеторг»;
на белорусском языке:
полное: Адкрытае акцыянернае таварыства «Заводскі райхарчгандаль»;
сокращенное: ААТ «Заводскі райхарчгандаль»;
Место нахождения ОАО «Заводской райпищеторг»: 220137, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Варвашени, 50, факс/тел. 243 29 83.
Общество осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности: розничная торговля (включая алкогольные налитки и табачные изделия) и общественное питание.
Наименование лицензируемого вида деятельности приведено в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Уставный фонд ОАО «Заводской райпищеторг» составляет 5 511 567 600 (пять миллиардов пятьсот одиннадцать миллионов пятьсот шестьдесят семь тысяч шестьсот) рублей.
Уставный фонд разделен на 1 312 278 (один миллион триста двенадцать тысяч двести семьдесят восемь) простых (обыкновенных) акций номинальной стоимостью 4200 (четыре тысячи двести) рублей каждая.
Акции выпускаются в форме записей на счетах.
Основной
целью данного предприятия
По состоянию на 01.01.2011г. в состав ОАО "Заводской райпищеторг" входит 17 магазинов, 8 из которых расположены в зданиях, находящихся на балансе торга, и 9 магазинов - в арендованных помещениях. Прием стеклопосуды осуществляет приемный пункт магазина №9.
Торговая площадь магазинов на 01.01.2011г. составляет 4882,1 м2., среднесписочная численность работников за 2010 год - 752 чел.
Магазины ОАО "Заводской райпищеторг" осуществляют розничную торговлю продовольственными товарами (69,7%), алкогольными напитками (22,2%), табачными изделиями (5,9%) и сопутствующими непродовольственными товарами (2,2%) в соответствии с Уставом Общества на основании лицензии №50000/0225755.
Все магазины Общества работают без обеденного перерыва. Режим работы продлен до 22-00 (за исключением маг№№ 10,44,39). [Приложение Д]
Организационная
структура предприятия
Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию. Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РБ.
Основные экономические показатели деятельности ОАО «Заводской райпищеторг» в таблице 2.1.
Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Заводской райпищеторг» за 2008-2010 гг.
Показатели |
Фактически за годы |
Базисные темпы роста в % к 2008 году |
Цепные темпы роста, % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009/ 2008 |
2010/ | |
1. Розничный товарооборот, млн. руб. в действующих ценах |
115219 |
122441,2 |
127511 |
106,269 |
110,669 |
106,269 |
104,141 |
2. Производительность труда, млн.р. в действующих ценах |
162,7 |
172,7 |
189,7 |
106,146 |
116,595 |
106,146 |
109,844 |
3. Уровень валовых доходов, % |
17,03 |
17,1 |
17,37 |
100,411 |
101,997 |
100,411 |
101,579 |
Окончание таблицы 1
4. Уровень издержек обращения, % |
14,72 |
16,26 |
17,02 |
110,462 |
115,625 |
110,462 |
104,674 |
5. Прибыль от реализации, млн. руб. |
1987,8 |
716,4 |
389,4 |
36,039 |
19,589 |
36,039 |
54,355 |
Источник: собственная разработка [Приложение В].
Таким образом, все указанные показатели, за исключением прибыли от реализации, характеризуют повышение эффективности работы предприятия.
Лучшим годом в работе предприятия за анализируемый период является 2010 год. Исходные данные для выявления лучшего периода отражены в таблице 2:
Таблица 2. Исходные данные для выявления лучшего периода
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛУЧШЕГО ПЕРИОДА (цепные темпы роста) | ||||
Торговое предприятие: |
ОАО "Заводской райпищеторг" |
25.04.2011 | ||
Показатели |
2009 |
2010 |
||
Розничный товарооборот |
106,2690 |
36,0390 |
||
Прибыль от реализации |
110,4620 |
100,4110 |
||
Уровень издержек обращения |
106,1460 |
104,1410 |
||
Уровень валовых доходов |
54,3550 |
104,6740 |
||
Производительность труда |
101,5790 |
109,8440 |
||
Исполнитель |
Давыдовская А.Г. |
|||
Результаты анализа: |
||||
Место |
||||
1 |
2010 |
|||
2 |
2009 |
Окончание таблицы 2
Общие результаты анализа |
2009 |
2010 |
||
13,21917 |
19,62962 |
|||
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в торговле |