Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа
Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию аналитической работы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, его сущность, направления развития, резервы роста и информационное обеспечение
- провести анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре и факторный анализ розничного товарооборота.
- проанализировать ритмичность и равномерность розничного товарооборота.
- выявить и обобщить упущенные возможности и прогнозные резервы роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей.
- разработать рекомендации по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий.
Введение………………………………………………………………………5
1 Розничная реализация товаров как объект анализа хозяйственной деятельности…………………………………………………………………………7
1.1 Экономическая сущность, направления развития и резервы роста розничного товарооборота………………………………………………………….7
1.2 Информационное обеспечение розничного товарооборота…………..13
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности ОАО «Заводской райпищеторг»………………………………………………………….15
2 Анализ розничного товарооборота……………………………………….20
2.1 Анализ динамики розничного товарооборота по общему объему, составу и структуре………………………………………………………………..20
2.2 Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота…………………………………………………………………………..22
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота……………………….24
2.4 Выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества обслуживания покупателей………………………………….......35
2.5 Разработка рекомендаций по использованию в анализе товарооборота современных информационных технологий…………………………………..47
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованных источников………………………………………42
Источник: собственная разработка с использованием программы «Лучший год»
Показатели финансово-
2 Анализ розничного товарооборота.
2.1 Анализ
динамики розничного
Для проведения анализа розничного товарооборота необходимо использовать:
- данные о
социально-экономических
- плановые показатели
(план розничного
- оперативные
материалы, характеризующие
- отчётные данные
Основными формами,
используемыми для анализа
Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма №1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая).
Фактический розничный товарооборот ОАО «Заводской райпищеторг» за 2010 г. составил млн.руб. Розничный товарооборот торгового предприятия увеличился по сравнению с 2009г. на 5069,9 млн. руб. (127511-122441,2), что составляет 4,1% к фактическому товарообороту прошлого года. Темп роста розничного товарооборота к прошлому году в сопоставимых ценах составил 95,3% (127511:133865*100), т.е. снизился на 4,7 %. Это произошло по следующим причинам:
1) проведение ремонта магазина №22 и реконструкция кафетерия в магазине №52
2) уменьшение
покупательских потоков
Необходимо отметить, что 6 магазинов из 17 (№№8, 22, 24, 30, 43) все-таки обеспечили рост товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году [Приложение Д ].
Анализ динамики розничного товарооборота проведем за 3 года в следующей таблице:
Таблица 3. Анализ динамики розничного товарооборота за 2008-2010гг.
Розничный товарооборот, млн. руб.
в действующих ценах |
Год |
Базисные темпы роста в % к 2008 году |
Цепные темпы роста, % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
2009/2008 |
2010/2009 | |
115219 |
122441,2 |
127511,1 |
106,269 |
110,669 |
106,269 |
104,141 | |
В сопоставимых ценах |
132651 |
133865 |
127256,6 |
100,915 |
95,9 |
100,915 |
95,1 |
Источник: собственная разработка [Приложение Д, Е, Ж, З].
Из таблицы видно, что за 3 года объем товарооборота вырос всего на 10,669 %.
Рассмотрим розничный товарооборот по товарным группам. Он представлен в таблице 4:
Таблица 4. Розничный товарооборот ОАО «Заводской райпищеторг» по товарным группам за 2010 г.
Наименование товарных групп товаров |
Продано в розницу |
Удельный вес | ||
Всего |
Из него отечественного производства |
всего в розничном товарообороте |
Товаров отечественного производства в розничном товарообороте | |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Мясо и птица |
7301 |
7238 |
5,696251911 |
5,64709921 |
Колбасные изделия и копчености |
15252 |
15252 |
11,89963487 |
11,89963487 |
Рыба и морепродукты пищевые, включая сельди |
2273 |
1456 |
1,773398246 |
1,135973536 |
Масло животное |
1615 |
1615 |
1,260025591 |
1,260025591 |
Масло растительное |
849 |
138 |
0,662391162 |
0,107667821 |
Маргариновая продукция |
148 |
135 |
0,115469837 |
0,105327217 |
Майонезная продукция |
945 |
848 |
0,737290516 |
0,66161096 |
Продолжение таблицы 4
Молоко и молочная продукция |
12501 |
11789 |
9,753300253 |
9,197796711 |
Сыр |
2651 |
2615 |
2,068314452 |
2,040227195 |
Консервы мясные |
752 |
737 |
0,586711606 |
0,575008582 |
Консервы рыбные |
1329 |
1075 |
1,036887932 |
0,838716724 |
Консервы овощные |
1507 |
872 |
1,175763817 |
0,680335799 |
Консервы фруктово-ягодные |
2095 |
1405 |
1,634522361 |
1,096183254 |
Яйца и яйцепродукты |
1566 |
1566 |
1,221795712 |
1,221795712 |
Сахар |
1803 |
1753 |
1,406703492 |
1,367693412 |
Кондитерские изделия |
9405 |
7172 |
7,337796087 |
5,595605905 |
Чай |
676 |
27 |
0,527416284 |
0,021065443 |
Кофе |
985 |
37 |
0,76849858 |
0,028867459 |
Соль |
108 |
44 |
0,084261773 |
0,034328871 |
Мука |
403 |
374 |
0,314421246 |
0,2917954 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
8585 |
8290 |
6,698030771 |
6,467871298 |
Крупа и бобовые |
1230 |
756 |
0,959647973 |
0,589832413 |
Макаронные изделия |
568 |
211 |
0,443154511 |
0,164622538 |
Картофель |
1217 |
580 |
0,949505352 |
0,45251693 |
Овощи |
1870 |
1438 |
1,458977 |
1,121929907 |
Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни |
2907 |
749 |
2,268046063 |
0,584371001 |
Водка и ликероводочные изделия |
14822 |
14571 |
11,56414818 |
11,36831757 |
Продолжение таблицы 4
Вино |
6253 |
5759 |
4,87860063 |
4,493181038 |
Коньяк |
598 |
430 |
0,466560559 |
0,33548669 |
Шампанское (кроме безалкогольного) |
1130 |
1108 |
0,881627813 |
0,864463377 |
Пиво (кроме безалкогольного) |
5689 |
4654 |
4,438566926 |
3,631058265 |
Безалкогольные напитки |
4155 |
3820 |
3,241737665 |
2,980370128 |
Мороженое |
2172 |
2167 |
1,694597884 |
1,690696876 |
Другие продовольственные товары |
2426 |
1266 |
1,892769092 |
0,987735231 |
Итого продовольственных товаров |
117786 |
101947 |
91,89682614 |
79,53921293 |
Хлопчатобумажные ткани |
1 |
1 |
0,000780202 |
0,000780202 |
Одежда и белье |
2 |
2 |
0,001560403 |
0,001560403 |
Верхний трикотаж, прочие изделия верхнего трикотажа |
7 |
7 |
0,005461411 |
0,005461411 |
Бельевой трикотаж |
9 |
9 |
0,007021814 |
0,007021814 |
Чулочно-носочные изделия |
64 |
58 |
0,049932903 |
0,045251693 |
Мыло хозяйственное |
31 |
27 |
0,02418625 |
0,021065443 |
Синтетические моющие средства |
115 |
26 |
0,089723184 |
0,020285242 |
Мыло туалетное |
113 |
77 |
0,088162781 |
0,060075524 |
Парфюмерно-косметические товары |
326 |
112 |
0,254345723 |
0,08738258 |
Окончание таблицы 4
Табачные изделия и махорка |
7570 |
7151 |
5,906126143 |
5,579221671 |
Спички |
58 |
58 |
0,045251693 |
0,045251693 |
Металлическая посуда |
2 |
0,001560403 |
0 | |
Стеклянная посуда |
10 |
1 |
0,007802016 |
0,000780202 |
Фарфоро-фаянсовая и керамическая посуда |
9 |
0,007021814 |
0 | |
Электротовары |
2 |
2 |
0,001560403 |
0,001560403 |
Бумажно-беловые товары |
284 |
192 |
0,221577256 |
0,149798708 |
Школьно-письменные и канцелярские принадлежности, канцелярские машины |
11 |
0,008582218 |
0 | |
Печатные издания |
121 |
101 |
0,094404394 |
0,078800362 |
Игрушки |
69 |
21 |
0,053833911 |
0,016384234 |
Хозяйственные товары |
317 |
134 |
0,247323908 |
0,104547015 |
Товары бытовой химии |
170 |
43 |
0,132634273 |
0,033548669 |
Другие непродовольственные товары |
647 |
103 |
0,504790438 |
0,080360765 |
Итого непродовольственных товаров |
10386 |
8419 |
8,10317386 |
6,568517305 |
Всего товаров |
128172 |
110366 |
100 |
86,10773024 |
Источник: собственная разработка [Приложение Е, З]
В структуре розничного товарооборота ОАО «Заводской райпищеторг» наибольший вес занимают продовольственные товары, а именно следующие товарные группы: мясо и птица – 5, 70%; колбасные изделия – 11, 90%; молоко и молочные продукты – 9, 75%; кондитерские изделия – 7, 25%; хлеб и х/б изделия - 6, 70%; алкогольные напитки – 22, 23%.
Из непродовольственных товаров - табачные изделия – 5,91%.
Удельный вес продажи товаров отечественного производства в общем объеме товарооборота за 2010 год составил 86,1%.
Открытие гипермаркетов в микрорайонах Шабаны и Чижовка привело к снижению удельного веса в общем объеме розничного товарооборота мяса и птицы, колбасных изделий, масла животного, майонезной продукции, молока и молочных продуктов, сахара, кондитерских изделий, алкогольных напитков.
Однако необходимо отметить, что вырос удельных вес безалкогольных напитков, овощей и фруктов, консервов фруктово-ягодных – как следствие повышения культуры питания населения.
2.2 Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота.
Анализ розничного товарооборота за год дополняется анализом товарооборота в разрезе кварталов и месяцев. При этом строятся аналитические таблицы, на основании данных которых строятся графики и рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности.
По кварталам розничный товарооборот ОАО «Заводской райпищеторг» распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 280%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 22%.
Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы:
Кварталы
|
2009 год
|
2010 год
|
Отклонение в сумме (+,-)
|
2010 год в % к 2009 году
| ||
Сумма, млн. руб.
|
Удельный вес, %
|
Сумма, млн. руб.
|
Удельный вес, %
| |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Окончание таблицы 5
1 |
30223 |
24,6837 |
28346 |
22,230 |
-1877 |
93,7895 |
2 |
31977 |
26,1163 |
31181 |
24,454 |
-796 |
97,5107 |
3 |
31270 |
25,5388 |
32182 |
25,239 |
912 |
102,9165 |
4 |
28971 |
23,6612 |
35802 |
28,077 |
6831 |
123,5788 |
Всего за год |
122441 |
100 |
127511 |
100 |
5070 |
104,4489 |