Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа
Рыночные условия хозяйствования поставили коммерческие организации (предприятия) перед фактором открытой сферы деятельности в системе неопределенности и повышенного риска. С одной стороны, такие предприятия получили право свободно распоряжаться собственными средствами, самостоятельно заключать хозяйственные контракты и сделки на внутреннем и внешнем рынках, что заставило их самостоятельно заниматься поиском надежных потенциальных партнеров и качественно оценивать их финансовую устойчивость и платежеспособность. С другой стороны, предприятия с большим интересом стали относиться к оценке собственных возможностей: могут ли они отвечать по своим обязательствам; эффективно ли используют имущество; окупаются ли вложенные в активы средства; целесообразно ли расходуется чистая прибыль и др.
Введение.
1. Теоретические основы оценки финансового состояния предприятия.
1.1. Экономическая сущность, принципы и задачи анализа финансов.
1.2. Информационные основы для проведения оценки финансового состояния предприятия.
2. Основные направления совершенствования финансового состояния предприятия.
2.1. Методика российского проведения анализа и расчета основных показателей финансового состояния предприятия.
2.2. Зарубежная оценка финансового состояния предприятия.
3. Оценка финансового состояния ОАО «Быстроном»
. 3.1. Общая характеристика ОАО «Быстроном».
3.2. Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия.
3.3. Оценка деловой активности и рентабельности предприятия.
3.4. Пути совершенствования финансового состояния ОАО «Быстроном»
Заключение.
Литература.
В 2011 году краткосрочные обязательства увеличились на 17% до 394 933 тыс. руб.
Облигации с преимущественным правом погашения учитываются по амортизированной стоимости и были классифицированы в составе краткосрочных обязательств. На 31 декабря 2011 года, справедливая стоимость обязательств по Облигациям с преимущественным правом погашения составляла 173 762 тыс. руб.. Краткосрочные банковские займы, полученные основным предприятием, которые были отражены на балансе «Быстронома» на 31 декабря 2011 года, были погашены в течение отчетного периода.
Торговая и прочая кредиторская задолженность увеличилась с 116 812 тыс. руб. на 31 декабря 2011 года, до 169 037 тыс. руб. на 31 декабря 2011 года. Данное увеличение объясняется главным образом увеличением торговой кредиторской задолженности Томска и Северска, связанное с приобретением оборудования и материалов для строительных нужд. Увеличение задолженности по оплате труда объясняется начислением увеличившейся суммы регулярных годовых бонусов.
В конце 2010 года, сумма налога на прибыль составила 22 698 тыс. руб., по сравнению с 2 609 тыс. руб. на конец 2010 года. Налог на прибыль в 4 квартале был уплачен на авансовой основе, на базе прибыли до налогообложения, полученной в 3 квартале года. В IV квартале 2011 года прибыль до налогообложения была выше, чем в 3 квартале, вследствие чего на отчетную дату «Быстроном» начислил значительную сумму задолженности по налогу на прибыль. Прочие налоговые обязательства уменьшились с 43 623 тыс. руб. до 29 436 тыс. руб.
В таблице №5 представлены основные компоненты консолидированных отчетов о движении денежных средств «Быстронома» за годы, закончившиеся 31 декабря 2011, 2010 и 2009 годов.
Таблица №5. Движение основных средств.
Тыс. руб. |
Годы, закончившиеся | ||
2011 |
2010 |
2009 | |
Операционная деятельность | |||
Прибыль до налога на прибыль |
481 337 |
295 445 |
122 471 |
Корректировки |
310 409 |
330 988 |
308 564 |
Операционная прибыль до изменений в оборотном капитале |
791 746 |
626 433 |
431 035 |
Изменение в оборотном капитале |
(234 888) |
(172 706) |
(145 947) |
Денежные средства от операционной деятельности |
556 858 |
453 727 |
285 088 |
Процентные расходы |
(23 213) |
(10 795) |
(2 434) |
Налог на прибыль уплаченный |
(88 338) |
(99 832) |
(90 421) |
Чистые денежные средства от операционной деятельности |
445 307 |
343 100 |
192 233 |
Инвестиционная деятельность | |||
Капитальные расходы, направленные на приобретение дочерних предприятий и капитализируемые расходы на маркетинг |
(359 424) |
(495 990) |
(629 842) |
Прочие расходы/поступления, связанные с инвестиционной деятельностью |
188 310 |
(20 075) |
700 728 |
Денежные средства, (направленные на)/полученные от инвестиционной деятельности |
(171 114) |
(516 065) |
70 886 |
Денежные средства, полученные от /(направленные на) финансовую деятельность, нетто |
(110 983) |
(56 698) |
(43 588) |
Эффект пересчета в валюту представления |
(9 665) |
4 197 |
(46 879) |
Чистое (уменьшение)/увеличение денежных средств и их эквивалентов |
163 210 |
(229 663) |
219 531 |
Денежные средства и их эквиваленты на начало года |
173 360 |
398 826 |
226 174 |
Денежные средства и их эквиваленты на конец года |
326 905 |
173 360 |
398 826 |
В 2011 году прибыль «Быстронома» до налогообложения составила 481 337 тыс. руб.. Операционная прибыль до изменения оборотного капитала составила 791 746 тыс.руб, что на 26% выше по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году изменения в оборотном капитале были на 36% больше, чем в 2010, основное влияние на него оказал рост НДС к возмещению и рост запасов товара. В течение отчетного периода чистый поток денежных средств от операционной деятельности увеличился на 102 207 тыс. руб. и составил 445 307 тыс. руб.
В отчетном году основные инвестиционные расходы были представлены капитальными расходами и расходами на маркетинг, которые составили 359 424 тыс. руб. Кроме того, в 2011 «Быстроном» размещал денежные средства на текущих счетах, что привело к оттоку денежных средств в размере 64 996 тыс. руб. Он был компенсирован поступлениями от выбытия финансовых активов в размере 244 955 тыс. руб.. В течение 2011 «Быстроном» закрыл ряд депозитов, частично произвела изъятие денежных средств из инвестиций, имеющихся в наличии для продажи, и инвестиций в ценные бумаги, предназначенные для торговли. Группа получила процентный доход в размере 8 351 тыс. руб. Таким образом, в 2011 году денежные средства, направленные на инвестиционную деятельность «Быстронома», составили 176,066 тыс. руб., по сравнению с поступлениями в размере 516 065 тыс. руб. за 2010 год.
Денежные средства, направленные на финансовую деятельность за 2011 год, составили 110 983 тыс. руб. (2010: 56 698 тыс. руб.), основной отток денежных средств за отчетный год был связан с выплатой дивидендов по результатам 2010 и первого полугодия 2011 года. Отток денежных средств так же включал выплату дивидендов неконтролирующим акционерам в размере 12 226 тыс. руб. и выплату займов на общую сумму 10 944 тыс. руб. Данный отток денежных средств был частично компенсирован поступлениями от эмиссии акций на сумму 21 955 тыс. руб. за вычетом расходов.
Капитальные расходы представляют собой сумму расходов по приобретению «Быстрономом» основных средств за вычетом суммы выручки от реализации основных средств. Капитализируемые расходы на маркетинг и расходы на приобретение дочерних предприятий также отражаются «Быстрономом» за вычетом сумм погашения условных обязательств и выручки от выбытия дочерних предприятий.
В таблице №6 представлены капитальные расходы, расходы на приобретение дочерних предприятий и отложенные расходы на маркетинг за годы, закончившиеся 31 декабря 2011, 2010 и 2009 годов.
Таблица №6. Капитальные расходы, расходы на приобретение дочерных предприятий и отложенные расходы на маркетинг.
тыс. руб |
Годы, закончившиеся | ||
2011 |
2010 |
2009 | |
+ Приобретение основных средств |
350 327 |
302 405 |
481 504 |
— Поступления от продажи основных средств |
(643) |
(1 270) |
(5 747) |
Чистые капитальные расходы |
349 684 |
301 135 |
475 757 |
Приобретение дочерних предприятий, за вычетом приобретенных денежных средств, и увеличение доли владения в дочерних компаниях |
— |
182 247 |
39 156 |
+ Погашение условных |
— |
— |
19 616 |
Приобретение дочерних предприятий, за вычетом вышеуказанных корректировок |
— |
182 247 |
58 772 |
+ Капитализируемые расходы на маркетинг |
9 470 |
12 608 |
95 313 |
Итого капитальные расходы, расходы на приобретение дочерних предприятий и капитализируемые расходы на маркетинг |
359 424 |
495 990 |
629 842 |
В 2011году общий объем денежных средств, направленных на капитальные расходы, приобретение дочерних предприятий и на капитализированные маркетинговые исследования «Быстронома», составили 359 424 тыс. руб., когда в 2010 он составил 495 990 тыс. руб.. «Быстроном» направил 350 327 тыс. руб. на приобретение основных средств, включая оборудование для строящихся магазинов, а также продукцию. Наибольшие суммы были потрачены на строительство магазинов в Томске, модернизацию существующих, и модернизацию торгового оборудования.
В 2010 году «Быстроном» потратил 182 247 тыс. руб. на приобретение дочерних предприятий.
В отчетный период «Быстроном» капитализировал расходы на маркетинг на общую сумму 9 470 тыс. руб., понесенные на исследования в Томской области.
На результаты деятельности «Быстронома» существенное влияние оказывают изменения курса национальной валюты, а также изменения цен на товары, такие как продукты питания и бытовая химия.
3.3. Оценка деловой активности и рентабельности предприятия.
Рыночная цена на продукты питания является одним из наиболее существенных факторов, определяющих рентабельность «Быстронома». Цена продукты питания на рынке может изменяться в течение непродолжительных периодов времени. В течение 2011 года цена на продукты питания продолжала оставаться достаточно неустойчивой.
Изменения цен на бытовую химию также прямо или косвенно затрагивают значительную часть расходов, включенных в себестоимость реализации «Быстронома». Цены на продукты питания и бытовую химию на рынке выросли в 2011 году, что оказало значительное воздействие на расходы «Быстронома» . Оптовые цены на продукты питания выросли в среднем за год на 29%, а оптовые цены бытовую химию на 10%. Средние показатели основных внешних рыночных факторов представлены в таблице №7.
Таблица №7. Сводная таблица результатов деятельности:
тыс. руб. |
Годы, закончившиеся 31 декабря |
2011 год по сравнению с 2010 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом | ||
2011 |
2010 |
2009 |
% |
% | |
Выручка от реализации продуктов питания |
1 711 298 |
1 199 088 |
1 062 331 |
42,7 |
12,9 |
Выручка от прочей реализации |
37 506 |
26 136 |
24 987 |
43,5 |
4,6 |
Себестоимость реализации продуктов питания |
(895 555) |
(573 501) |
(558 118) |
56,2 |
2,8 |
Себестоимость прочей реализации |
(33 424) |
(25 541) |
(25 061) |
30,9 |
1,9 |
Валовая прибыль, в том числе: |
819 825 |
626 182 |
504 139 |
30,9 |
24,2 |
Валовая прибыль от реализации продуктов питания |
815 743 |
625 587 |
504 213 |
30,4 |
24,1 |
Валовая рентабельность |
46,9% |
51,1% |
46,4% |
— |
— |
Коммерческие и |
(194 549) |
(155 012) |
(134 960) |
25,5 |
14,9 |
Затраты на финансирование |
(42 717) |
(18 870) |
(4 417) |
126,4 |
327,2 |
Прибыль до налогообложения |
481 337 |
295 445 |
122 471 |
62,9 |
141,2 |
Рентабельность до |
27,5% |
24,1% |
11,3% |
— |
— |
Налог на прибыль |
(124 840) |
(108 810) |
(62 110) |
14,7 |
75,2 |
Прибыль за год |
356 497 |
186 635 |
60 361 |
91,0 |
209,2 |
Чистая прибыль, принадлежащая неконтролирующим акционерам |
24 328 |
2 057 |
8 854 |
1082,7 |
(76,8) |
Чистая прибыль, принадлежащая акционерам материнской компании |
332 169 |
184 578 |
51 507 |
80,0 |
258,4 |
Рентабельность по чистой прибыли |
20,4% |
15,2% |
5,60% |
— |
— |
Прибыль на акцию — базовая и разводненная (руб.) |
1,85 |
1,03 |
0,29 |
79,6 |
255,2 |
Таблица №8. Показатели деятельности Группы за 2011, 2010 и 2009 годы, не предусмотренные общепринятыми стандартами бухгалтерского учета.
тыс. руб. |
Годы, закончившиеся |
2011 год по сравнению с 2010 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом | ||
2011 |
2010 |
2009 |
% |
% | |
Прибыль от операционной деятельности |
547 000 |
436 950 |
347 164 |
25,2 |
25,9 |
Операционная рентабельность |
31,3% |
35,7% |
31,9% |
— |
— |
EBITDA |
716 655 |
548 624 |
436 470 |
30,6 |
25,7 |
Рентабельность по EBITDA |
41,0% |
44,8% |
40,1% |
— |
— |
В 2011 году выручка «Быстронома» от реализации продуктов питания выросла на 43% и составила 1 711 298 тыс. руб.
Увеличение выручки от
Рост продажи продуктов питания связан, прежде всего, с запуском в июле 2010 года новых магазинов Томске.
Ниже представлена расшифровка себестоимости реализации золота Группы за годы, закончившиеся 31 декабря 2011, 2010 и 2009 годов:
тыс. руб |
Годы, закончившиеся 31 декабря |
2011 год по сравнению с 2010 годом |
2010 год по сравнению с 2009годом | ||
2011 |
2010 |
2009 |
% |
% | |
Денежные операционные расходы |
847 201 |
581 249 |
587 332 |
45,8 |
(1,0) |
Материалы и запасные части:тыс. |
378 598 |
242 841 |
239 522 |
55,9 |
1,4 |
Материалы |
276 925 |
163 583 |
150 503 |
69,3 |
8,7 |
Топливо |
101 673 |
79 258 |
89 019 |
28,3 |
(11,0) |
Заработная плата |
234 730 |
175 080 |
207 403 |
34,1 |
(15,6) |
НДПИ |
130 230 |
90 080 |
72 588 |
44,6 |
24,1 |
Расходы на оплату коммунальных услуг: |
46 043 |
25 386 |
26 646 |
81,4 |
(4,7) |
Расходы на электроэнергию |
43 872 |
24 572 |
25 753 |
78,5 |
(4,6) |
Прочие расходы на оплату коммунальных услуг |
2 171 |
814 |
893 |
166,7 |
(8,8) |
Расходы на оплату услуг сторонних организаций по маркетингу |
8 897 |
8 258 |
15 105 |
7,7 |
(45,3) |
Затраты на рекламу |
2 059 |
4 332 |
5 383 |
(52,5) |
(19,5) |
Прочие расходы |
46 644 |
35 272 |
20 685 |
32,2 |
70,5 |
Амортизация основных средств |
118 559 |
93 402 |
98 999 |
26,9 |
(5,7) |
Изменение в отложенных расходах на маркетинг работы |
44 412 |
50 736 |
(112 804) |
(12,5) |
(145,0) |
благотворительность |
— |
— |
(8 530) |
— |
— |
Стоимость товара на 31 декабря |
(114 617) |
(151 886) |
(6 879) |
(24,5) |
2 108,0 |
Себестоимость реализации продуктов питания |
895 555 |
573 501 |
558 118 |
56,2 |
2,8 |
В 2011 году себестоимость реализации товара увеличилась на 56%, или 322 054 тыс. руб., до 895 555 тыс. руб.. Изменение объясняется увеличением объемов работ по «Быстроному», списанием ранее отложенной стоимости маркетинговых работ, а также увеличением запасов товара.
Денежные операционные расходы составляют основную часть себестоимости реализации товара. В 2011 году денежные операционные расходы составили 847 210 тыс. руб. по сравнению с 581 249 тыс. руб. в предшествующем году.
В 2011 году затраты на расходные материалы и запасные части представляли собой самый значительный компонент денежных операционных расходов (45%). К ним относились расходы на материалы, а также топливо.
Стоимость материалов и запасных частей, израсходованных в отчетном периоде, представляет 33% от денежных операционных расходов «Быстронома» и составила 276 925 тыс. руб. по сравнению с 163 583 тыс.руб. в 2010 году. В течение 2012 года цены на продукты питания и бытовую химию неуклонно росли..
Значительную долю в составе денежных операционных расходов занимают расходы на топливо транспорта. В рассматриваемом периоде расходы на топливо составили 12% денежных операционных расходов «Быстронома». Эти расходы составили 101 673 тыс.руб., в то время как в 2010 году эта сумма составляла 79 258 тыс.руб. Рост в размере 28% объясняется в основном увеличением закупочной цены топлива из-за глобальной тенденции роста цен на нефть, увеличением потребления бензина при транспортировке товара.
Второй по величине составляющей денежных операционных расходов в 2011 году являются расходы на оплату труда (28% от общей суммы денежных операционных расходов). Расходы на оплату труда производственного персонала составили в 2011 году 234 730 тыс. руб., увеличившись на 34% по сравнению с уровнем 2010 года. Увеличение произошло в результате комбинации нескольких факторов, в том числе:
В 2011 году «Быстроном» выплатила 130 230 тыс. руб. в виде НДС, в то время как в 2010 было выплачено 90 080 тыс. руб. . Увеличение выплат на 45% связано с увеличением объемов продаж и более высокой ценой продажи продуктов питания..
Информация о работе Финансовое состояние предприятия (на примере ОАО "Быстроном")