Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа
Рыночные условия хозяйствования поставили коммерческие организации (предприятия) перед фактором открытой сферы деятельности в системе неопределенности и повышенного риска. С одной стороны, такие предприятия получили право свободно распоряжаться собственными средствами, самостоятельно заключать хозяйственные контракты и сделки на внутреннем и внешнем рынках, что заставило их самостоятельно заниматься поиском надежных потенциальных партнеров и качественно оценивать их финансовую устойчивость и платежеспособность. С другой стороны, предприятия с большим интересом стали относиться к оценке собственных возможностей: могут ли они отвечать по своим обязательствам; эффективно ли используют имущество; окупаются ли вложенные в активы средства; целесообразно ли расходуется чистая прибыль и др.
Введение.
1. Теоретические основы оценки финансового состояния предприятия.
1.1. Экономическая сущность, принципы и задачи анализа финансов.
1.2. Информационные основы для проведения оценки финансового состояния предприятия.
2. Основные направления совершенствования финансового состояния предприятия.
2.1. Методика российского проведения анализа и расчета основных показателей финансового состояния предприятия.
2.2. Зарубежная оценка финансового состояния предприятия.
3. Оценка финансового состояния ОАО «Быстроном»
. 3.1. Общая характеристика ОАО «Быстроном».
3.2. Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия.
3.3. Оценка деловой активности и рентабельности предприятия.
3.4. Пути совершенствования финансового состояния ОАО «Быстроном»
Заключение.
Литература.
Расходы на электроэнергию и прочие коммунальные услуги составляют 5% от денежных операционных расходов. В отчетный период расходы на электроэнергию выросли на 81% до 46 043 тыс. руб. Этот рост связан в основном с увеличением потребления электроэнергии. Увеличению затрат на электроэнергию также способствовал рост тарифов на потребляемую электроэнергию. В 2011 году тарифы на электроэнергию для торговых предприятий в выросли нa 13-27%..
Амортизационные отчисления,
включенные в себестоимость реализации
зтовара, выросли на 27% — с 93 402 тыс. друб.в 2010
году до 118 559 тыс. руб.в
Учетная политика Группы предусматривает перенос на будущее расходов на маркетинговые работы, понесенных за период, в части превышения затрат на маркетинг за текущий период.
В 2009 году Группа начала списывать ранее капитализированные расходы на маркетинг.
В отчетном году запасы товара значительно увеличились на всех магазинах, при этом наибольший рост показали Северск и Томск.
Таблица №8. Коммерческие и административные расходы Группы за годы, закончившиеся 31 декабря 2011, 2010 и 2009 годов.
тыс. руб. |
Годы, закончившиеся 31 декабря |
2011год по сравнению с 2010 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом | ||
2011 |
2010 |
2009 |
% |
% | |
Заработная плата |
103 811 |
76 918 |
73 742 |
35,0 |
4,3 |
Прочие административные расходы |
30 719 |
36 476 |
25 797 |
(15,8) |
41,4 |
Профессиональные услуги |
28 274 |
21 738 |
13 321 |
30,1 |
63,2 |
Налоги кроме налога на прибыль |
27 528 |
16 105 |
18 318 |
70,9 |
(12,1) |
Амортизация основных средств |
4 217 |
3 775 |
3 782 |
11,7 |
(0,2) |
Итого |
194 549 |
155 012 |
134 960 |
25,5 |
14,9 |
В 2011 году коммерческие и административные расходы «Быстронома» увеличились на 26% — с 155 012 тыс. руб. в 2010 году до 194 549 тыс. руб. в 2011 году. Данное увеличение объясняется главным образом ростом расходов по заработной плате, налогами, за исключением налога на прибыль и расходами на профессиональные услуги.
В отчетный период расходы на оплату труда административного персонала «Быстронома» увеличились на 35% с 76 918 тыс. руб. в 2010 году до 103 811 тыс. руб. в 2011 году, что объясняется, в основном, увеличением численности административного персонала, запланированной индексацией заработной платы на всех предприятиях.
Прочие административные расходы включали в себя расходы на аренду, услуги связи, расходы на ремонт и техническое обслуживание и прочие расходы. За отчетный период прочие административные расходы сократились по сравнению с 2010 годом на 16% главным образом в связи с уменьшением расходов на транспортные услуги.
Таблица №9. Элементы прочих административных расходов за 2011, 2010 и 2009 годы
тыс. руб. |
Годы, закончившиеся 31 декабря |
2011 год по сравнению с 2010 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом | ||
2011 |
2010 |
2009 |
% |
% | |
Прочие административные расходы |
30 719 |
36 476 |
25 797 |
(15,8) |
41,4 |
Расходы на аренду |
3 685 |
3 587 |
4 609 |
2,7 |
(22,2) |
Ремонт и техническое обслуживание |
1 170 |
1 030 |
1 541 |
13,6 |
(33,2) |
Услуги связи |
1 616 |
1 420 |
1 749 |
13,8 |
(18,8) |
Прочие расходы |
24 248 |
30 439 |
17 898 |
(20,3) |
70,1 |
В 2010 году расходы на профессиональные услуги увеличились на 30%, с 21 738 тыс. руб. в 2009 году до 28 724 тыс. руб. в 2011 году. Данное увеличение расходов объясняется юридическими и консультационными услугами.
Помимо налога на прибыль «Быстроном» также несла расходы по налогу на имущество, а также другие налоги. В 2011 году «Быстрономом» было начислено 27 528 тыс. руб. федеральных и региональных налогов, без учета налога на прибыль. При этом по сравнению с 2010 годом сумма налоговых расходов увеличилась на 71%.
Сумма налога на имущество, значительно увеличилась в результате ввода в эксплуатацию магазинов. Выплаты по другим налогам существенно выросли с 1 979 тыс. руб. в 2010году до 9 630 тыс. руб. в 2011 году. Рост объясняется перерасчетом налога на прибыль за предыдущие периоды.
В 2011 году прочие расходы составили 75 864 тыс. руб., в то время как в 2010 они составляли 32 955 тыс. руб. В течение отчетного периода «Быстроном» признал убыток от обесценения основных средств на сумму 40 763 тыс. руб. Кроме того, в 2010 году «Быстроном» пересчитал обязательства по НДС за предыдущие годы, и в результате было дополнительно доначислено налоговых обязательств по НДС на общую сумму 8 600 тыс. руб. Отчасти возросшие расходы были компенсированы уменьшением расходов на благотворительность на 51% и некоторых других операционных расходов.
Таблица №10. Статьи доходов и расходов, связанные с осуществлением финансовой и инвестиционной деятельности за 2011, 2010 и 2009 годы,
тыс. руб. |
Годы, закончившиеся 31 декабря |
2011год по сравнению с 2010 годом |
2010 год по сравнению с 2009 годом | ||
2011 |
2010 |
2009 |
% |
% | |
Финансовые расходы |
(42 717) |
(18 870) |
(4 417) |
126,4 |
327,2 |
Прибыль/(убыток) от инвестиционной деятельности |
(23 711) |
14 197 |
(217 591) |
— |
— |
Положительные/отрицательные курсовые разницы |
765 |
1 364 |
(2 685) |
(43,9) |
— |
В 2011 году «Быстроном» признал чистый убыток от инвестиционной деятельности в размере 23 711 тыс. руб. .
В течение отчетного периода «Быстроном» получил доходы от вложений в ценные бумаги, предназначенные для торговли. Данные инвестиции оцениваются по справедливой стоимости с признанием ее изменения в отчете о прибылях и убытках. В 2011 году стоимость данных инвестиций увеличилась на 11 446 тыс. руб.
Кроме того, «Быстроном» владеет долями в инвестиционном фонде Росфонд. Данная инвестиция классифицируется как инвестиция, имеющаяся в наличии для продажи, и учитывается по справедливой стоимости. В 2011 году «Быстроном» продала= принадлежащие ей часть паев стоимостью 137 000 тыс. руб., в результате чего в отчете о совокупных доходах и расходах была отражена прибыль от реализации в размере 20 289 тыс. руб. Справедливая стоимость оставшихся инвестиций, имеющихся в наличии для продажи, увеличилась на 33 340 тыс. руб. Данное увеличение, было отражено непосредственно в составе отчета об изменениях в капитале в составе резерва по переоценке инвестиций.
В 2010 году Группа получила процентные доходы по банковским депозитам на сумму 8 329 тыс. руб., что на 6 359 тыс. руб. меньше чем в 2010 году, что было вызвано закрытием некоторых банковских депозитов.
В течение 2011 года сумма расходов по налогу на прибыль составила 124 840 тыс. долл. США, что на 15% выше показателя 2010 года. Увеличение расходов по налогу на прибыль объясняется главным образом более высоким уровнем прибыли до налогообложения. Эффективная ставка налога на прибыль (соотношение текущего и отложенного расхода по налогу на прибыль к прибыли до налогообложения по МСФО) в 2011году составляла 26% (2010: 37%), в то время как нормативная ставка налога на прибыль, установленная в России в 2010 году, составляла 20%. Разница между нормативной и эффективной ставкой возникла главным образом в связи с большим числом не принимаемых к вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли статей расходов и прочими постоянными разницами.
Полученная выручка от
Таблица №11. Расчет Группой скорректированной чистой прибыли, скорректированной рентабельности активов, скорректированной рентабельности собственного капитала и скорректированной рентабельности инвестированного капитала за годы, закончившиеся 31 декабря 2011, 2010 и 2009 годов.:
тыс. руб., если иное не указано |
Годы, заканчивавшиеся 31 декабря |
2011 год по сравнению с 2010 годом |
2009 год по сравнению с 2009 годом | ||
2011 |
2010 |
2009 |
% |
% | |
Чистая прибыль, принадлежащая |
332 169 |
184 578 |
51 507 |
80,0 |
258,4 |
+ Убыток/(доход) от выбытия |
(20 289) |
34 232 |
(13 770) |
(159,3) |
(348,6) |
+ Убыток/(доход) от |
(11 446) |
(13 702) |
178 377 |
(16,5) |
(107,7) |
+ Убыток от обесценения инвестиций, |
— |
— |
100 090 |
— |
— |
— Доход от производных финансовых |
63 775 |
(20 039) |
— |
— |
— |
+ Обесценения гудвила |
— |
138 196 |
— |
— |
— |
Скорректированная чистая прибыль |
364 209 |
323 265 |
316 204 |
12,7 |
2,2 |
Активы (средняя стоимость за год) |
|
3 364 156 |
3 426 156 |
13,8 |
(1,8 ) |
Капитал акционеров материнской |
|
2 847 365 |
3 009 254 |
7,5 |
(5,4) |
Долгосрочные и краткосрочные |
|
99 916 |
10 455 |
101,8 |
— |
Скорректированная рентабельность |
9,52% |
9,61% |
9,23% |
— |
— |
Скорректированная рентабельность |
11,90% |
11,35% |
10,51% |
— |
— |
Скорректированная рентабельность |
11,16% |
10,97% |
10,47% |
— |
— |
В 2011 году чистая прибыль, скорректированная на чистый доход от инвестиций, увеличилась на 13%. В то же время средняя стоимость активов увеличилась на 14%, в первую очередь, в результате ввода в эксплуатацию новых основных средств и оборудования и значительного увеличения материально-технических запасов. Таким образом, рентабельность активов сохранилась приблизительно на уровне 2010 года.
Увеличение нераспределенной прибыли обусловило увеличение стоимости собственного капитала и инвестированного капитала. Однако темп роста прибыли был выше темпов роста собственного и инвестированного капитала, что способствовало повышению показателей рентабельности собственного и инвестированного капитала
3.4. Пути совершенствования финансового состояния
Рынок розничной торговли в регионах набирает обороты. По крайней мере, динамика и масштабы роста этой отрасли за последние годы говорят сами за себя. Отличительной чертой современного продовольственного ритейла является бурное расширение действующих сетей. [14, с. 3]
Розничным торговым компаниям необходимо уделять повышенное внимание процессам функционирования маркетинговых программ. Раздражавшие, а порой и отпугивающие покупателей методы прежней, дореформенной торговли, быстрыми темпами уходят в прошлое. Под натиском множества появившихся предприятий меняется философия бизнеса. На первое место выходят вопросы, связанные с качеством удовлетворения потребностей покупателей. К сожалению, маркетинговые инструменты развития бизнеса еще мало используются операторами нашей страны, которые порой забывают о том, что, в конечном итоге выигрывает тот, кто грамотно и умело создает маркетинговую концепцию и способен эффективно продать товар. Тем более что, делать это приходится в условиях соревнования с вышедшими на российский рынок западными компаниями, знакомыми с методами маркетинга не один десяток лет.
Применительно к ОАО «Быстроном», следует отметить, что ведение коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли, целесообразно построить в рамках маркетинговых исследований. Поэтому на наш взгляд необходимо предложить следующие варианты решений сложившейся проблемы:
1) создание в организации
отдела маркетинга, укомплектовав
его специалистами по
- изучать потребности
и спрос покупателей,
Информация о работе Финансовое состояние предприятия (на примере ОАО "Быстроном")