Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа
Потребительское кредитование является неотъемлемой частью современного розничного рынка, покупателями на котором являются отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления. Сфера потребительского кредитования – пока еще недостаточно сформированная часть национальной экономики России. Цель ее функционирования – повышение доходов банков и торговых организаций, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах на основе кредитных ресурсов, расширение его покупательских возможностей, что, в свою очередь, способствует развитию национальной экономики. Но достижение этой цели требует использования научных принципов и эффективных методов управления взаимодействиями субъектов сферы потребительского кредитования.
Интернет-сайг обеспечивает
доступ клиентам банка к системе
абонентских платежей, электронному
торговому ряду, площадке интернет-трейдинга
и сервису финансового
договора, на основании дополнительного соглашения с банком, являющегося неотъемлемой частью договора (может даваться в виде распоряжения банку). Необходимо отметить, что в последнее время участились случаи мошенничества, связанные с испояьэованием интернет-технологий и мобиАЬНОЙ связи. Так, имеют место звонки клиентам с сообщением автоинформаторов о предоставлении продуктов и услуг банка и с предложением нажать определенные клавиши на телефоне для подтверждения согласия в их приобретении и т.п. Тем самым клиентов банка провоцируют к вступлению в контакты с мошенниками, целью которых в том числе может являться получение конфиденциальной клиентской информации (например, номера банковской карты, ПИН-кода). В связи с наличием таких фактов Банк России обратил внимание кредитных организаций на необходимость распространения предупреждающей информации для своих клиентов, в том числе с использованием представительств вИнтернете (web-сайтов), о возможных случаях неправомерного получения nерсональной информации пользователей систем дистанционного банковского обслужиеания. В состав такого сообщения целесообразно включить описание официально используемых способов и средств информационного взаимодействия с клиентами, приемов неправомерного получения кодов персональной идентификации клиентов; рассказать о банковских картах и мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать клиентам, пользующимся системами дистанционного банковского обслуживания (Письмо Банка России от 07.12.2007 NQ 197-Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании»).
• ВЫВОДЫ Наиболее
распространенными и пользующимися спросом
являются такие виды потребительских
кредитов, как банковские кредитные карты,
овердрафт и Т.д. Они имеют свои отличительные
особенности, касающиеся заключения и
оформления указанных кредитных договоров.
Кроме того, представляется, что активное
развитие интернет-технологий позволит
усовершенствовать процесс кредитования
потребителей, сделать кредитные ресурсы
более доступными и снизитъ их стоимость,
что приведет к более широкому использованию
таких услуг, как интернет-банкинг.
Можно выделить следующие положительные и отрицательные черты потребительского кредитования.
К положительным можно отнести:
– получение банками стабильно высокой прибыли;
– увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;
– увеличение покупательской платежеспособности;
– увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций;
К отрицательным:
– повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;
– значительные переплаты за товар, который покупает клиент;
Тем
не менее, комплексная
реализация программ
потребительского кредитования
несет для экономики
страны больше положительных
тенденций, нежели отрицательных.
Банковское кредитование представляет собой активную банковскую операцию, успешное осуществление которой приводит к достижению ряда целей. Во-первых, удачное размещение кредитной организацией привлеченных денежных средств является залогом получения ее дохода в виде процентов за пользование суммой кредита. Во-вторых, за счет средств, предоставляемых в качестве кредита заинтересованным субъектам, финансируются нуждающиеся в этом отрасли экономики государства. Таким образом, банковское кредитование при его успешном осуществлении приносит пользу самой кредитной организации, заемщику и государству, следовательно, должно иметь четкую правовую основу.29
Потребительское кредитование имеет следующую правовую основу:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).
- Федеральный закон РФ от 02.12.90. г. № 395 - 1 «О Банках и банковской деятельности».
- Положение № 54-П от 31.08.1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».
-
Положение от 26.03.04. г. № 254 - П
«О порядке формирования
- Инструкция ЦБР от 16.01.04. г. № 110 - И «Об обязательных нормативах банка».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).
Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации правовой формой банковского кредитования является кредитный договор. В соответствии со статьей 820 Гражданского кодекса кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, что следует из статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Статья 821 Гражданского кодекса говорит о том, что кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок. Заемщик, в свою очередь, вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления.
Федеральный закон РФ от 02.12.90. г. № 395 - 1 «О Банках и банковской деятельности».
Под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" банк передает денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности, а клиент банка осуществляет возврат полученных денежных средств в соответствии с условиями договора.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" банки - кредиторы обязаны создавать резервы на возможные потери по предоставленным денежным средствам в порядке, установленном Банком России, в целях покрытия возможных потерь, связанных с не возвратом заемщиками полученных денежных средств.
Процентные ставки по кредитам устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, что следует из статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Согласно статье 30 закона "О банках и банковской деятельности" участники кредитной организации не имеют каких-либо преимуществ при рассмотрении вопроса о получении кредита.
В
соответствии со статьей 34 Федерального
закона "О банках и банковской
деятельности" банк обязан предпринять
все предусмотренные
Положение № 54-П от 31.08.1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)».
Основным положением, которое регулирует правовые основы кредитования является Положение № 54-П от 31.08.1998 г. «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)». В нем содержится следующая информация.
Предоставление (размещение) банком денежных средств физическим лицам осуществляется в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента - заемщика физического лица либо наличными денежными средствами через кассу банка.
Предоставление средств в иностранной валюте осуществляется банками в безналичном порядке.
Предоставление банком денежных средств клиентам банка осуществляется следующими способами:30
- Разовым зачислением денежных средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику - физическому лицу;
-
Открытием кредитной линии, т.
а)
общая сумма предоставленных
клиенту - заемщику денежных средств
не превышает максимального
б) в период действия соглашения размер единовременной задолженности клиента - заемщика не превышает установленного ему данным соглашением лимита.
При этом банки вправе ограничивать размер денежных средств, предоставляемых клиенту - заемщику в рамках открытой последнему кредитной линии, путем одновременного включения в соответствующее соглашение двух вышеуказанных условий, а также использования в этих целях любых иных дополнительных условий с одновременным выполнением установленных требований.
Условия и порядок открытия клиенту - заемщику кредитной линии определяются сторонами либо в специальном генеральном соглашении, либо непосредственно в договоре на предоставление денежных средств.
-
Кредитование банком