Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы по этой дисциплине является получение студентами практических навыков экономического анализа коммерческих организаций, умения и навыков использования аналитических инструментов для объективной оценки технико-экономического состояния, выработки и обоснования рациональных решений в области управления производством.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Комплексная оценка производственно- хозяйственной деятельности предприятия на основе матричной модели…………………………………….4
2. Анализ производства и реализации продукции……………………………14
3. Анализ показателей по труду………………………………………………..28
4. Анализ себестоимости продукции…………………………………………..39
Заключение……………………….……………………………………………...48
Список литературы…………………
Раздел 4. Анализ себестоимости продукции
Задание 4.1. Сопоставить темпы роста выручки и полной себестоимости реализованной продукции и сделать выводы об их влиянии на изменение рентабельности продаж. Выполнить факторный анализ рентабельности продаж. Сопоставить динамику затрат на 1 рубль валовой продукции и 1 рубль выручки.
Таблица 15
Анализ динамики выручки и полной себестоимости
реализованной продукции
Показатель | I квартал | IV квартал | Изменение | |
абсолютное | темп изменения, % | |||
1. Выручка от продажи продукции, | 4300 | 4300 | 0 | 100 |
2. Полная себестоимость | 3800 | 4100 | 300 | 107,9 |
3. Затраты на 1 рубль выручки, тыс./руб. (пок. 2/пок. 1) | 0,884 | 0,953 | 0,069 | 107,8 |
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. (пок. 1 – пок. 2) | 500 | 200 | -300 | 40 |
5. Рентабельность продаж, % (пок. 4/ пок. 1) *100% | 11,63 | 4,65 | -6,98 | 39,98 |
Факторный анализ рентабельности продаж выполняется методом цепных подстановок.
1. Общее изменение рентабельности продаж в IV квартале по сравнению с I кварталом:
= 4,65 - 11,63 = - 6,98%
где и рентабельность продаж в I и IV квартах соответственно.
2. Влияние изменения выручки от продажи на изменение рентабельности:
= 500 / 4300 – 500 / 4300 = 0,12-0,12=0
где – прибыль от продаж в I квартале; и – выручка от продаж в I и IV кварталах соответственно.
3. Влияние изменения прибыли от продаж на изменение рентабельности:
= 200/4300 – 500/4300 = 0,047 – 0,116= - 0,069%
где – прибыль от продаж в IV квартале.
Вывод:
Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.
Анализируя рентабельность продаж необходимо учитывать влияние изменения выручки и изменения прибыли. Изменение выручки не оказало никакого влияния на рентабельность продаж, так как её значение в IV квартале было равно значению в I квартале. Снижение прибыли от продаж в IV квартале на 300 тыс.р. оказало отрицательное влияние на рентабельность, так как она снизилась на 0,069%. Общее изменение рентабельности также оценивается отрицательно, так как она уменьшилась на 6,98%.
Так как рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.
Таблица 16
Анализ показателей уровня затрат
на 1 рубль выручки и 1 рубль валовой продукции
Показатель | I квартал | IV квартал | Изменение | |
абсолютное | Темп изменения, % | |||
1. Валовая продукция, тыс. руб. | 5270 | 4800 | -470 | 91,1 |
2. Затраты на производство продукции, | 4700 | 3200 | -1500 | 68,08 |
3. Затраты на 1 рубль валовой продукции, руб. руб. | 0,72 | 0,85 | 0,13 | 118,1 |
4. Затраты на 1 рубль выручки, руб./руб. | 0,884 | 0,953 | 0,069 | 107,8 |
Вывод:
Анализируя уровень затрат на 14 рубль выручки и 1 рубль валовой продукции можно отметить что в IV квартале по сравнению с I кварталом наблюдается их увеличение. При этом наблюдается снижение валовой продукции и общих затрат на производство. Это является свидетельством о снижение эффективности сбытовой политики предприятия. Увеличение уровня затрат на 1 рубль выручки и 1 рубль валовой продукции прямо свидетельствует о неэффективном использовании производственных ресурсов.
Задание 4.2.
Проанализировать структуру затрат на производство продукции в разрезе экономических элементов и выявить тенденции в изменении доли живого и овеществленного труда в общих затрат.
Таблица 17
Анализ структуры затрат на производство продукции
в разрезе экономических элементов
Показатель | I квартал | IV квартал | Изменение | |||
тыс. руб. | структура, % | тыс. руб. | структура, % | тыс. руб. | структура, % | |
Затраты на производство продукции, всего В т.ч. - материальные затраты - затраты на оплату труда - амортизация - прочие затраты | 4700
2200
1260 1100 140 | 100
46,8
26,8 23,4 3 | 3200
1210
960 800 230 | 100
37,8
30 25 7,2 | -1500
-990
-300 -300 90 | 0
-9
3,2 1,6 4,2 |
2. Затраты живого труда | 1260 | 26,8 | 960 | 30 | -300 | 3,2 |
3. Затраты овеществленного труда | 3440 | 73,2 | 2240 | 70 | -1200 | -3,2 |
1. К затратам живого труда относят затраты на оплату труда с начислениями.
2. К затратам овеществленного труда – амортизацию, материальные и прочие затраты.
Вывод:
Анализ затрат в разрезе экономических элементов дает возможность оценить изменения в организации производства, установить влияние технического прогресса на структуру затрат.
Сравнивания данные о затратах на производство продукции в IV квартале по сравнению с I кварталом можно заметить значительное снижение практически по всем экономическим элементам, кроме прочих затрат. Затраты живого труда и овеществленного труда также снизились на 300 тыс.р. и 1200 тыс.р. соответственно. Повышение производительности труда имеет место тогда, когда доля живого труда уменьшается, а удельный вес овеществленного труда увеличивается. Этот рост происходит таким образом, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, сокращается. Дело в том, что масса живого труда уменьшается в большей степени, чем растет масса овеществленного труда. Но в данном случае оба показателя уменьшаются, что свидетельствует о снижении производительности труда.
Анализ структуры материальных затрат Таблица 18
Показатель | I квартал | IV квартал | Изменение | |||
тыс. руб. | структура, % | тыс. руб. | структура, % | тыс. руб. | структура, % | |
Материальные затраты, всего, в т.ч. - сырье и материалы - покупные полуфабрикаты - топливо - эл/энергия - теплоэнергия |
2200 1210
- 210 420 180 |
91,8 55
- 9,5 19,1 8,2 |
1210 910
- 100 200 - |
100 75,2
- 8,3 16,5 - |
-990 -300
-110 -220 -180 |
8,2 20,2
-1,2 -2,6 -8,2 |
Вывод:
Анализ структуры материальных затрат проводится для оценки состава материальных ресурсов и доли каждого вида ресурса в формировании себестоимости и стоимости продукции. В ходе анализа выявляются возможности совершенствования структуры материальных затрат путем применения новых прогрессивных видов материалов. Анализируя данные приведенные в таблице можно отметить, что общая сумма материальных затрат в IV квартале уменьшилась на 990 тыс.р. по сравнению с I кварталом. На данное уменьшение повлияло снижение следующих показателей: сырье и материала, покупные полуфабрикаты, топливо, эл/энергия и теплоэнергия. Снижение материальных затрат говорит о рациональном их использовании, приводит к снижению себестоимости продукции, что тем самым приводит к росту прибыли и повышению уровня рентабельности.
Задание 4.3.
Проанализировать динамику затратоемкости продукции. Выполнить факторный анализ себестоимости по элементам затрат.
Таблица 19
Анализ затратоемкости продукции.
Показатель | I квартал | IV квартал | Изменение | |||
абсолютное | темп изменения, % | |||||
1. Валовая продукция, тыс. руб. | 5270 | 4800 | -470 | 91,1 | ||
2. Затраты на производство продукции, всего | 4700 | 3200 | -1500 | 68,1 | ||
В т.ч. - материальные затраты - затраты на оплату труда с начислениями - амортизация - прочие затраты |
2200
1260 1100 140 |
1210
960 800 230 |
-990
-300 -300 90 |
55
76,2 72,7 164,3 | ||
3. Затраты на 1 рубль продукции, руб./руб. | 0,89 | 0,67 | -0,22 | 75,3 | ||
4. Материалоемкость продукции, руб./руб. | 0,42 | 0,25 | -0,17 | 59,5 | ||
5. Зарплатоемкость продукции, руб./руб. | 0,24 | 0,2 | -0,04 | 83,3 | ||
6. Амортизациемкость продукции, руб./руб. | 0,21 | 0,16 | -0,05 | 76,2 | ||
7. Прочие затраты на один рубль продукции, руб./руб. | 0,03 | 0,05 | 0,02 | 167,7 |
Информация о работе Комплексная оценка производственно хозяйственной деятельности предприятия