Комплексный анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является составление комплексного анализа:
- анализ ресурсного потенциала организации;
- анализ производства и объема продаж;
- анализ затрат и себестоимости продукции;
- анализ финансовых результатов организации; анализ финансового положения организации;
- комплексная оценка деятельности организации.

Содержание

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие/под ред. М.А. Вахрушиной. – М: Вузовский учебник, 2010. 60
Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менед­жменту. Конспект лекций с задачами и тестами. — 2‑е изд., пере­раб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. 60
Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 60
Чугаева, Т. Д. Теория и практика комплексного экономического анализа [Текст]: учебное пособие / Т. Д. Чугаева. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013.-156 с. 60

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

Важное место в системе  комплексного экономического анализа  занимает оценка хозяйственной деятельности, представляющая собой обобщающий вывод  о результатах деятельности на основе качественного и количественного  анализа хозяйственных процессов, отражаемых системой показателей.

В курсовой работе проводится комплексный анализ финансово-хозяйственной  деятельности на примере ООО «Рубин».

Объектом исследования в работе является предприятие ООО  «Рубин».

Источником информации для проведения комплексного анализа является Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Приложение к бухгалтерскому балансу.

Структура курсовой работы состоит из введения, практической части, заключения и списка литературы.

Целью курсовой работы является составление комплексного анализа:

- анализ ресурсного потенциала организации;

- анализ производства и объема продаж;

- анализ затрат и себестоимости продукции;

- анализ финансовых результатов организации; анализ финансового положения организации;

- комплексная оценка деятельности организации.

В практической части рассмотрены качественные показатели деятельности организации: материалоемкость продукции, фондоотдача активной части производственных средств, затраты на 1 рубль проданной продукции, рентабельность, оборачиваемость, ликвидность; составлены многофакторные модели; раскрыта методика расчета влияния отдельных факторов на результативный показатель; выделено влияние экстенсивных и интенсивных факторов; выявлены резервы и разработаны рекомендации.

 

Глава 1 Анализ ресурсного потенциала организации

1.1 Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж по сравнению с прошлым годом. Данные возьмем из Справки №1 и формы №2. Расчеты оформим в таблице.

                                                       Таблица 1.1

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика  показателя (в %)

Разница в процентах (+,-)

Расчет влияния  фактора

Фактор, повлиявший на выявленное изменение

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих, (N), чел.

9750

10725

110,000

10,000

723839,9

 

2

Число отработанных человеко-дней, (Чд)

2340000

2627625

112,292

2,292

165880,0

 

3

Число отработанных человеко-часов,(Чч)

18720000

20495475

109,484

-2,807

-203203,0

 

4

Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб.

7238399

8243819

113,890

4,406

318903,1

 

 

Для расчета динамики показателей необходимо показатель отчетного года разделить на аналогичный  показатель прошлого года и умножить на 100%. И получаем изменение данного показателя в  процентном выражении:

10725/9750*100=110

2627625/2340000*100=112,292

20495475/18720000*100=109,484

8243819/7238399*100=113,89

Затем, находим изменение  или разницу в процентах. Она  определяется путем сопоставления  выявленной динамики с аналогичным результатом предыдущего показателя. За исключением первого, значение которого сравнивается со 100%:

110-100=+10

112,292%-110%=+2,292

109,484%-110%=-2,807

113,89- 109,484= +4,406

Для расчета степени  влияния каждого фактора полученная разница умножается на объем продаж прошлого года и делится на 100%:

Графа 7 = . Влияние на изменение объема продаж:

Изменения численности рабочих:

+10*7238399/100=723839,9

Изменения числа отработанных человеко-дней: +2,292*7238399/100=165879

Изменения числа отработанных человек-часов:

-2,8076*7238399/100= -182118,119  -203202

Изменения выручки от продаж за 1 чел. час: +4,406*7238399/100=318923,86

Совокупное влияние факторов на изменение объема продаж составляет

723839,9+165879-203202+318923,86 =1 005 420 тыс. руб.

В общем, значительный прирост  объема продаж в основном достигнут  за счет наиболее качественного фактора  – изменения среднечасовой выработки  одного рабочего на 4,406% или на 318923,86 тыс. руб;

- отрицательный фактор в динамике объема продаж – продолжительность рабочего дня. В результате сокращения рабочего времени объем продаж уменьшился на 2,807% или 203202  тыс. руб.;

  - в целом выручка от продаж увеличилась по сравнению с прошлым годом на 13,89%, что составило  1005420 тыс. руб.

Результат расчета свидетельствует об интенсивном использовании трудовых ресурсов. Сумма резерва роста: 20203 тыс. руб.

 

 

1.2 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

Определим степень влияния  на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Данные возьмем из форм  Приложение №2, №3 и №5. результаты обобщим в таблице.

Таблица 1.2

 

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение, (+;-)

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб.

7238399

8243819

1005420

2

Материальные затраты  в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб.

4 211 690

4 756 320

544630

3

Коэффициент материалоотдачи проданной  продукции

1,71864

1,7332

+0,01456

4

Влияние на объем продаж следующих  факторов:

Х

Х

Х

Изменение стоимости материалов в себестоимости продаж, тыс. руб.

Х

Х

936025,5022

изменения материалоотдачи  продаж, (ΔКмо) тыс. руб.

Х

Х

69394,4978


        Рассчитаем коэффициент материалоотдачи проданной продукции:

Эффективность использования материальных ресурсов характеризуется их материалоотдачей и материалоемкостью продукции.

Она показывает, сколько  приходится продукции на 1 рубль  использованных материалов.

Определим степень влияния  методом абсолютных разниц.

Степень влияния на объем продаж изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:

 ∆V(МЗ) = ∆МЗ * 0

∆V(МЗ) =4211690*1,718644772 = 936025,5 тыс. руб.

Увеличение объема продаж на 936025,5 тыс. руб. произошло из-за увеличения стоимости материалов на 544630 тыс. руб.

Степень влияния на объем  продаж изменения материалоотдачи  продаж: ∆V( ) = Мз1 * ∆

∆V( ) = 4756320 * 0,0146 = 69394,5 тыс. руб.

Увеличение объема продаж на 69394,5 тыс. руб. произошло в результате увеличения материалоотдачи на 0,01456.

Совокупное влияние  факторов на изменение объема продаж составляет 1005420 тыс.руб.

Баланс:

ΔV = V (ΔМЗ) + V (ΔКмо)

8243819 – 7238399 = 1 005420 тыс. руб.

936025,50 + 69394,49 = 1 005420 тыс.руб.

Баланс отклонений равен  исходному отклонению - расчеты верны.

- в отчетном году OOO «Рубин» увеличил объем продаж на 1005420 тыс. руб по сравнению с прошлым годом.

- в отчетном году материалоотдача увеличилась на +0,01456, что положительно сказалось на выручке от продаж. 

- положительное влияние оказало изменение стоимости материалов в себестоимости продаж.

 

 

 

 

 

 

1.3 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

Данные из формы №2 и Справки №1. Оформим в таблицу

                                                                                                  Таблица 1.3

№ п/п

Показатель

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Изменение (+, - )

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб.

7238399

8243819

1005420

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, (ОСак), тыс. руб.

1078386

1124517

46131

3

Количество дней в  году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, (Рд), дн.

240

245

5

4

Коэффициент сменности  работы оборудования, (Ксм)

1,3

1,5

0,2

5

Средняя продолжительность  смены, (Псм), ч

8,0

7,8

-0,2

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, (Вч), тыс. руб.

0,0027

0,0026

-0,0001

7

Влияние на изменение  объема продаж (Δ V) следующих факторов:

Х

Х

Х

 

а) изменения среднегодовой  первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, (Δ ОСак), тыс. руб.

Х

Х

309642,915

 

б) изменеия количества дней, в течение которых активная часть  основных средств находилась в рабочем  состоянии, (Δ Рд), тыс. руб.

Х

Х

157250,873

 

в) изменения коэффициента сменности (Δ Ксм), тыс. руб

Х

Х

1185429,660

 

г) изменения средней  продолжительности смены (Δ Псм), тыс. руб.

Х

Х

-222268,061

 

д) изменения продукции, приходящиеся на 1 тыс. руб. стоимости  активной части основных средств  за 1 машино-час работы, (Δ Вч), тыс. руб.

Х

Х

-424635,386

       

1005420


Для расчета среднегодовой  первоначальной стоимости активной части основных средств необходимо просуммировать стоимость на начало и на конец отчетного периода  и разделить на 2. Данные берем в Выписке из пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в п.2. Основные средства (с учетом исправления ошибки).

Для расчета объема продаж, приходящегося на 1 тыс. руб. стоимости  активной части основных производственных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб. рассчитывается следующим образом:

За прошлый год: 7238399/1078386/240/1,3 /8,0 = 0,0027

За отчетный год: 8243819/1124517/245/1,5/7,8 = 0,0026

. =

= 0,0028. =

= 0,0027.

Для расчета влияния факторов на изменение объема продаж воспользуемся способом абсолютных разниц: y = a*b*c*d*e.

= 46131*240*1,3*8*0,0027= 309642,915 тыс. руб.

= 1124517*5*1,3*8*0,0027= 157 250,8732 тыс. руб.

= 1124517*245*0,2*8*0,0027=1 185 429,66 тыс. руб.

= 1124517*245*1,5*(- 0,2)*0,0027 = - 222268,06 тыс. руб. 

= 1124517*245*1,5*7,8* (- 0,0001) = - 424635,386

Совокупное влияние  факторов составляет 1005420 тыс. руб.: 461237,0481+160406,2189+1209216,112-226728,0209-601455,505=1005420

Выполненные расчеты показывают, что выручка от продаж выросла за счет увеличения стоимости активной части основных средств (+309642,9) тыс. руб. и увеличения количества дней. В то же время уменьшение продолжительности смены и сокращение продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, оказали негативное воздействие на изменение выручки от продаж.

Наиболее вероятной  причиной отрицательного влияния средней  продолжительности рабочего дня являются внутрисменные простои (поломка оборудования) по вине самого предприятия или внешних контрагентов (поставка материала).

1.4 Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

Для расчетов используем индексный метод.

Таблица 1.4.

 

№ п/п

Показатель

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Темп прироста

Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж Кэкстi

Коэффициент влияния  на прирост выручки от продаж

экономия перерасход

Экстенсивности  использования ресурса Кэкстi*100

Инстенсивности  использования ресурса 100-Кэкстi*100

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

Численность рабочих, чел.

9750

10725

10

0,72

72,0

28,0

-379,2836

2

Среднегодовая соимость активной части производственных основных средств, тыс. руб.

1078386

1124517

4,28

0,308

30,797

69,203

-103657,8

3

Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс. руб.

4211690

4756320

12,93

0,931

93,098

6,902

-129240,4

4

Выручка от продаж продукции, тыс. руб.

7238399

8243819

13,89

Х

Х

Х

 

5

Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

Кэкстi/n

Кэкстi*100/n

100-Кэкстi*100/n

 

6

Показатели, характеризующие  комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

0,653

65,296

34,704

 

 

У каждого хозяйствующего субъекта имеется возможность выбора между экстенсивным и интенсивным  путем развития. Первый путь связан с вовлечением в оборот дополнительных средств, достижением увеличения выпуска продукции за счет привлечения новых работников, приобретения материалов, ввода в действие нового оборудования и осуществления капитальных вложений в здания и сооружения при значительном расширении производства. Второй путь предполагает повышение эффективности производства, используя внутрихозяйственные возможности без вовлечения дополнительных средств в хозяйственный оборот.

Графа 5 «Темп прироста» = . Графа 6 «Кэкстi (строка 1 или 2 или 3)» = графа 5 (строка 1 или 2 или 3)/ графу 5 (строка 4). Графа 7 «Кэкстi*100» = графа 6*100. Графа 8 «100 – Кэкстi * 100» = 100 – графу 7.

Влияние количественного  фактора рассчитываем делением темпа  прироста ресурса на темп прироста результативного показателя – выручка от продажи и умножением на 100 %. Для определения влияния качественного фактора полученный результат следует вычитать из 100 %.

Темп прироста численности рабочих  составил 10 % ((10725/9750) * 100 – 100).  Коэффициент интенсивности можно рассчитать путем вычитания из 100% коэффициента экстенсивности.

При приросте выручки от продаж в 13,89 % прирост численности на 10% прироста выручки (коэффициент экстенсивности) составит 0,72, или 72% (0,72 * 100). Коэффициент интенсивности – 28% (100 – 72).

Темп прироста среднегодовой  стоимость активной части основных средств равен 4,28 % ((1124517/1078386)*100 – 100). Прирост среднегодовой стоимости  активной части основных средств  на 1 % прироста выручки  составит 30,8 % ( 0,308 * 100). Коэффициент интенсивности составит 69,203 % (100 – 30,8).

Темп прироста стоимости  материалов, использованных при производстве готовой продукции равен 12,93 %((4 756 320/4 211 690)*100%-100). Прирост стоимости материалов на 1 % прироста выручки составит 93,1 (0,931 * 100). Возможно, предположить, что увеличение коэффициента экстенсивности вызвано увеличением себестоимости заготовления материалов в отчетном периоде. Коэффициент интенсивности составит 6,902 % (100 – 93,1).

 

. + . .

Выполненные расчеты  показывают, что использование ресурсов потенциала организации осуществляется преимущественно затратным, экстенсивным путем. Прирост выручки от продаж на 65,3 % достигнут за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов.

Величина относительной  экономии (перерасхода) ресурсов составила:

– по трудовым ресурсам относительная экономия 379 человек (10725 – 9750*1,139). Экономия достигнута за счет роста производительности труда рабочих в отчетном году по сравнению с предыдущим;

Информация о работе Комплексный анализ предприятия