Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является составление комплексного анализа:
- анализ ресурсного потенциала организации;
- анализ производства и объема продаж;
- анализ затрат и себестоимости продукции;
- анализ финансовых результатов организации; анализ финансового положения организации;
- комплексная оценка деятельности организации.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие/под ред. М.А. Вахрушиной. – М: Вузовский учебник, 2010. 60
Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами и тестами. — 2‑е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. 60
Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 60
Чугаева, Т. Д. Теория и практика комплексного экономического анализа [Текст]: учебное пособие / Т. Д. Чугаева. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013.-156 с. 60
– по стоимости активной части производственных основных средств относительная экономия 103657 тыс. руб. (1124517-1078386*1,139) получена за счет роста активной части производственных фондов;
– по величине материальных затрат относительная экономия 129240,4 тыс. руб. (4756320/4211690*1,139) получен за счет снижения материалоотдачи ресурсов.
Относительная экономия производственных ресурсов достигнута за счет более эффективного использования ресурсов по сравнению с предыдущим периодом.
1.5 Комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования ресурсного потенциала организации
Таблица 5.
№ п/п |
Показатель |
Резерв увеличения объема продаж, выявленных в процессе анализа |
Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов |
-203203,0 |
|
2 |
Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов |
||
3 |
Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств |
-646903,45 |
|
4 |
Итого комплектный ресурс |
Х |
Системное использование всех видов ресурсов – показатель, применение которого обосновывает правомерность предположения, что увеличение объема продаж на 1005420 тыс. руб. в организации было достигнуто за счет комплексной системы мер наилучшего использования трудовых ресурсов, материалов и основный средств.
Понятие полного резерва увеличения выпуска и продажи продукции можно сформулировать как резерв, обеспеченный в равной мере всеми видами производственных ресурсов.
Комплектный резерв – минимальный резерв, в размере которого рост производства обеспечивается всеми группами ресурсов. Комплектный резерв составил 203203тыс. руб.
Резерв за счет лучшего использования материальных ресурсов отсутствует.
2. Анализ производства и объема продаж
2.1 Определим влияние
на прирост объема продаж
Таблица 2.1.
№ п/п |
Наименование проданной продукции |
Количество проданной продукции, шт. |
Цена на проданную продукцию, тыс. руб. |
Выручка за прошлый год, тыс. руб. |
Расчетный показатель выручки за отчетный год, тыс. руб. |
Выручка за отчетный год, тыс. руб. | |||
за прошлый год |
за отчетный год |
за прошлый год |
за отчетный год |
при структуре прошлого года в ценах прошлого года |
при структуре отчетного года в ценах прошлого года | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Изделие А |
11500 |
11680 |
256 |
302,3 |
2944000 |
3532800 |
2990080 |
3530864 |
2 |
Изделие В |
5880 |
5600 |
305,34 |
264,42 |
1795399 |
2154479 |
1709904 |
1480752 |
3 |
Изделие С |
7000 |
11976 |
357 |
269,89 |
2499000 |
2998800 |
4275432 |
3232203 |
Итого |
24380 |
29256 |
Х |
Х |
7238399 |
8686079 |
8975416 |
8243819 | |
структура А |
0,4717 |
3532800 |
2990080 |
влияние факторов |
кол-во прод. |
1447680 |
|||
В |
0,2412 |
2154479 |
1709904 |
структуры |
289337 |
||||
С |
0,2871 |
2998800 |
4275432 |
изм-ия цен |
-731597 |
||||
1,0000 |
8686079 |
8975416 |
1005419 |
||||||
Объем продаж (ΔN) увеличился на 1005419 тыс. руб. (8243819-7238399тыс. руб.). Структура проданной продукции за прошлый год равна: , где - количество i-го вида.
Изделие А = 11500/24380=0,4717
Изделие В = 5880/24380=0,2412
Изделие С = 7000/24380=0,2871
Рассчитаем выручку от продаж (N) за отчетный год при структуре проданной продукции прошлого года и в ценах прошлого года = 8686079 тыс. руб.
NA = 39256*0.4717*256=3532800 тыс. руб.
NB = 39256*0,2412*305,34=2154479 тыс. руб.
NC = 39256*0,2871*357=2998800 тыс. руб.
Рассчитаем выручку от продаж за отчетный год при структуре проданной продукции отчетного год и в ценах прошлого года = 8975416 тыс. руб.
NA = 11680*256=2990080 тыс. руб.
NB = 5600*305,34=1709904 тыс. руб.
NC = 11976*357=4275432 тыс. руб.
Определим влияние на изменение объема продаж факторов:
1. Количества проданной
продукции (в натуральном
8686079-7238399=1447680 тыс. руб.
2. Структуры проданной продукции:
8985416-8686079=289337 тыс. руб.
3. Изменения цен на продукцию:
8243819-8985416= - 731597 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов на изменение объема продаж составляет 1447680+289337-731597=1005419 тыс. руб.
Существенно негативную роль сыграл такой фактор, как изменение цен на проданную продукцию, что привело к снижению выручки от продаж на 731597 тыс. руб. Благодаря росту количества продукции в натуральном выражении на 4876 единицы и структурным сдвигам в ассортименте выручка от продаж увеличилась на сумму 1737017 тыс. руб.
2.2 Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А, В, С, D и E, представленные в Приложении 4 разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год.
Таблица 2.2.
№ п/п |
Показатель |
Изд. А |
Изд. В |
Изд. С |
Изд. D |
Изд. Е |
Итого |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Спрос на изделие, шт |
12000 |
4500 |
4600 |
400 |
6000 |
27500 |
|
2 |
Цена изделия на будущий период, тыс. руб. |
320 |
310 |
750 |
590 |
980 |
Х |
|
3 |
Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб. |
294 |
260 |
695 |
570 |
Х |
||
4 |
Объем продаж исходя из спроса и возможности выпуска, который может быть включен в бизнес - план, тыс. руб. |
3840000 |
1395000 |
3450000 |
236000 |
8921000 |
||
5 |
Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес - план, тыс. руб. |
3528000 |
1170000 |
3197000 |
228000 |
8123000 |
||
6 |
Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб. |
312000 |
225000 |
253000 |
8000 |
798000 |
312000 | |
7 |
Рентабельность продаж, % |
8,125 |
16,13 |
7,33 |
3,39 |
312000 | ||
8 |
Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, № группы |
III |
II |
III |
III |
225000 |
Объем продаж исходя из спроса
и возможности выпуска, который
может быть включен в бизнес –
план равен: спрос на изделие * цена
изделия на будущий период. Изделие
А = 12000*320 = 3840000 тыс. руб. Изделие В = 4500*310=1395000
тыс. руб. Изделие С = 4600*750=3450000 тыс. руб. Изделие D = 400*590=236000 тыс.
руб. Для выпуска изделия Е в организации
нет соответствующих условий. Совокупный
объем продаж продукции составляет 8921000
тыс. руб.: 3840000+1395000+3450000+
Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес
–план равна: спрос на изделие * себестоимость
единицы продукции, возможной к выпуску
в следующем отчетном году. Изделие А =
12000*294=3528000 тыс. руб. Изделие В = 4500*260=1170000
тыс. руб. Изделие С = 4600*695=3450000 тыс.руб.
Изделие D = 400*570=228000 тыс. руб. Совокупная
себестоимость объема продаж продукции
равна 8123000 тыс. руб.: 3528000+1170000+3197000+
Прибыль от продаж на планируемый
период равна: объем продаж исходя из
спроса и возможности выпуска – себестоимость объема
продаж продукции. Изделие А = 3840000-3528000=312000
тыс. руб. Изделие В = 1395000-1170000 тыс. руб.
Изделие С = 3450000-3197000 тыс. руб. Изделие D
= 236000-228000 =8000тыс. руб. Общая прибыль от
продажи продукции составляет 783 000 тыс.
руб.: 312000+225000+253000+8000=
Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж / объем продаж исходя из спроса и возможности выпуска) * 100. Изделие А = (312000/3840000)*100 = 8,125 %. Изделие В = (225000/13950000) * 100 = 16,13 %. Изделие С = (253000/3450000) * 100 = 7,53 %. Изделие D = (8000/236000) * 100 = 3,39 %.
По показателю прибыли от продажи продукции, на планируемый период наиболее выгодно производить изделие А 312000 тыс. руб., затем изделие С 253000 тыс. руб. и изделие В 225000 тыс. руб. Наименее выгодное для организации на данный момент изделие D 8000 тыс. руб.
Изделие А, изделие С и изделие D относятся к третьей группе (ниже 10 %) с рентабельностью 8,125 %, 7,33 %, 3,39 % соответственно. Изделие В – вторая группа (от 10 % до 25 %) с рентабельностью 16,3 %.
В общем, организации наиболее выгодно выпускать изделие А, т.к. у него наибольший показатель прибыли от продаж и высока рентабельность. Наименьшую выгоду для организации приносит изделие D, так как имеет наименьшую рентабельность. Для организации наиболее выгодным является выпуск более высокорентабельных изделий. Но с учетом спроса на выпускаемую продукцию, нельзя отказаться и от нерентабельных изделий, так как в противном случае, производственные мощности будут использоваться не эффективно, и это приведет к росту полной себестоимости выпускаемой продукции. От нерентабельной продукции можно отказаться в том случае, если есть возможность заменить ее высокорентабельной уже выпускаемой или новой продукцией.
2.3 Критический объем продаж за анализируемые периоды и планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
Основной источник информации – форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», справка №2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию»
Таблица 2.3.
№ п/п |
Показатель |
Условное обозначение |
Прошлый год |
За отчетный год |
На планируемый период, обеспеченный спросом |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
N |
7238399 |
8243819 |
8921000 |
|
2 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
Sпер |
4160330 |
4426831 |
5493225 |
|
3 |
Постоянные зстарты, тыс. руб. |
Sпост |
2354246 |
2910208 |
2629775 |
-280433 |
4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
П |
723823 |
906780 |
798000 |
-108780 |
5 |
Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. |
МД |
3078069 |
3816988 |
3427775 |
-389213 |
6 |
Доля маржинального дохода в выручке от продаж |
dМД |
0,425 |
0,463 |
0,384 |
-0,079 |
7 |
"Критическая точка" объема продаж, тыс. руб. |
Кт |
5536254,03 |
6285382,09 |
6844154,82 |
558772,73 |
8 |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. |
ЗФП |
1702144,97 |
1958436,91 |
2076845,18 |
118408,27 |
9 |
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % |
dЗФП |
23,52 |
23,76 |
23,28 |
-0,48 |