Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ рентабельности хозяйственной деятельности в теоретическом аспекте на основе учебно-методических материалов и в практическом аспекте на основе рабочих материалов ОАО «НПП «Аэросила».
В ходе проводимого исследования ставились следующие задачи:
- изучение нормативных материалов по анализу рентабельности;
- изучение анализа рентабельности на основе учебной и специальной литературы;
- знакомство с изучаемым участком учёта в бухгалтерии на конкретном предприятии.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1
Организационно экономическая характеристика предприятия, структура бухгалтерии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
§ 1.1 Правовая основа и вид деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 5
§ 1.2 Организация бухгалтерской работы (из учётной политики) . . . . . . . . 7
§ 1.3 Показатели работы предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 10
Глава 2
Теоретические и методические аспекты анализа рентабельности. . . . . . .14
§ 2.1 Понятие и сущность рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
§ 2.2 Система показателей рентабельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава 3
Анализ рентабельности хозяйственной деятельности на ОАО «НПП «Аэросила». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§ 3.1 Анализ показателей рентабельности ОАО «НПП «Аэросила» . . . . . 21
§ 3.2 Пути роста показателей рентабельности ОАО «НПП «Аэросила» . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

      СК – величина собственного  капитала на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.

    Рентабельность  изделия (Ри) определяется по формуле:

     , где

      Пед – прибыль на единицу  изделия, тыс. руб.,

    Сед - себестоимость изделия, тыс. руб.

    Рентабельность  инвестированного капитала (Ри.к.) определяется по формуле:

     , где

      ИК – средний инвестированный  капитал, тыс. руб.

    Рентабельность  основных фондов (Ро.ф.) определяется по формуле:

     , где 

    ОФ  – стоимость основных фондов, тыс. руб.

    Рентабельность  заемных средств (Рз.с.) определяется по формуле:

     ,где

      Пз.с. – плата за пользование  заемными средствами, тыс. руб.,

    ЗС  – средства, привлеченные на заемной  основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), тыс. руб.

    Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:

     , где

      СА – средняя величина активов,  тыс. руб.

    Рентабельность  совокупных вложений капитала (Рс.в.к.) определяется по формуле:

     , где

      Рз.с – расходы, связанные с  привлечением средств на заемной основе, тыс. руб,;

    ИК  – величина совокупного используемого  капитала на определенную дату (средняя  величина), тыс. руб.

    Рентабельность  инвестиций (Ри) определяется по формуле:

     , где 

    В – величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.,

    КО  – величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), тыс. руб.

    Рентабельность  товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле:

     ,

    где Ст.п – себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

 

    Глава 3: Анализ рентабельности хозяйственной деятельности на ОАО «НПП «Аэросила».

     3.1 Анализ показателей  рентабельности ОАО «НПП «Аэросила».

    Факторный анализ рентабельности предназначен для  выявления и измерения факторов, воздействующих на уровень рентабельности, определения способов и резервов повышения эффективности работы организации.

    Основными факторами, влияющими на показатель рентабельности, являются выручка от продаж, валовой доход, издержки, оборачиваемость  капитала, степень автономии организации.

    Для измерения влияния выручки, валового дохода и издержек на рентабельность продаж представим уравнение рентабельности в развернутом виде

     = (Вп – ИО) / Vпр , где

    Pпр — прибыль от продаж, тыс.руб.,

    Vпр — выручка от продаж, тыс.руб,

    Вп  — валовой доход, тыс. руб.,

    ИО  — издержки обращения, тыс. руб.

    Расчет  влияния указанных факторов производим методом цепных подстановок.

    Влияние изменения товарооборота (Vпр) на изменение рентабельности следует определять выражением: 

    ∆ Pпр = ((Вп 0 – ИО0) / Vпр 1) *100 – ((Вп 0 – ИО0) / Vпр 0)*100

    Рассчитаем  влияние данного фактора по данным ОАО «НПП «Аэросила» из таблицы 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 5):

    ∆ Pпр = ((46421-4316)/244877) * 100 - ((46421-4316)/317321) * 100 =     17-13=+4%

    В результате увеличения товарооборота  на 72,4 тыс. руб. произошло увеличение уровня рентабельности продаж на 4%.

    Расчет  влияния изменения валового дохода на уровень рентабельности определяем выражением:

    ∆ Pпр = ((Вп1 – ИО0)/Vпр 1)*100– ((Вп 0–ИО0)/Vпр 1)*100

    Подставив данные из таблицы 1 получим:

    ∆ Pпр = ((35972-4316)/244877) * 100 - ((46421-4316)/244877) * 100 = 12,92-17,19 = -4,27%

    Таким образом, в результате уменьшения валового дохода на 10,5 тыс. руб. рентабельность продаж снизилась на 4,27%.

    После этого рассчитаем влияние изменения издержек обращения на рентабельность продаж с помощью формулы:

    ∆ Pпр = ((Вп 1 – ИО1) / Vпр 1) *100 – ((Вп 1 – ИО0) / Vпр 1)*100

    Влияние этого фактора по данным таблицы  1 равно:

    ∆ Pпр = ((35972-2983)/244877) * 100 - ((35972-4316)/244877) * 100 = 13,472 - 12,927 = +0,5%

    Т.е. в результате снижения издержек обращения на  2983 - 4316 = 1,3 тыс. руб. рентабельность увеличилась на 0,5%.

    Сумма влияния факторов должна быть равна  общему абсолютному изменению рентабельности продаж: 4 – 4,27 + 0,5 = 0,23.

    Аналогично  рассмотрим разложение рентабельности собственного капитала на 4 фактора по формуле:

     , где 

    Ккач  − коэффициент качества прибыли, показывающий, какая часть прибыли от продаж остается в распоряжении предприятия.

      − рентабельность продаж характеризует  прибыльность рубля продаж.

    Для ОАО «НПП «Аэросила» рентабельность продаж составит:

    в 2008 году 42105 / 317321 * 100 = 13,27%,

    в 2009 году 32989 / 244877 * 100 = 13,47%.

    в 2008 году 17252 /((14882+15262)/2+ (15+1)/2) = 1,144,

    в 2009 году 19556 /((15262+17355)/2+ (15+21)/2) = 1,198.

    Порядок разложения показателя рентабельности активов организации по четырем  факторам представлен в таблице  2 (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

    3.2 Пути роста показателей рентабельности ОАО «НПП «Аэросила».

    В результате анализа рентабельности ОАО «НПП «Аэросила» выявились положительные и отрицательные факторы, оказывающие влияние на уровень рентабельности предприятия.

    Рентабельность  продаж увеличилась по сравнению с 2008 годом на 0,2%.

    К факторам, повышающим уровень рентабельности продаж, относятся увеличение товарооборота и увеличение валового дохода предприятия.

    Негативное  влияние на уровень рентабельности продаж ОАО «НПП «Аэросила» оказало повышение издержек обращения предприятия.

    В результате влияния всех указанных факторов рентабельность продаж в целом снизилась.

    Рентабельность  собственного капитала снизилась в  целом на 0,89%. Снижение показателя было вызвано снижением рентабельности продаж и капиталоотдачи. Т.е. произошло  снижение прибыльности каждого рубля полученной выручки, снижение эффективности использования авансированного капитала, снизилась сумма выручки полученной с рубля вложенных средств.

    Положительное влияние на изменение уровня рентабельности собственного капитала оказали рост коэффициента качества прибыли и коэффициента финансовой зависимости.

    Произошло снижение экономической рентабельности вследствие падения платежеспособного спроса на услуги предприятия или перенакопления ресурсов.

    Предприятию необходимо провести мероприятия по снижению суммы издержек обращения. Путями снижения издержек обращения можно считать ряд направлений:

    механизация трудоемких процессов;

    совершенствование аппарата управления;

    уменьшение  звенности рабочего процесса;

    развитие  прямых хозяйственных связей;

    прогнозирование оборотных средств и их оптимальное  распределение;

    материальная  заинтересованность работников в рациональном использовании оборотных средств;

    проведение  мероприятий по устранению сверхнормативных потерь.

    Для повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рынка необходимо расширить ассортимент предлагаемых услуг. Предприятию необходимо добиться роста эффективности труда работников. С этой целью можно осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. Руководство ОАО «НПП «Аэросила» должно совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия, разработать положение о премировании работников. Необходимо улучшить использование материально-технической базы предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия. Повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике, способствует повышению финансовой устойчивости предприятия. Для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

    В данной работе изучены показатели рентабельности, применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, рассмотрены способы выявления путей повышения рентабельности.

    В курсовой работе были рассмотрены и  изучены следующие задачи:

    1. Теоретическое ознакомление с понятием рентабельности, его показателями;

    2. Проведение анализа рентабельности предприятия

    3. Выявление резервов роста рентабельности и путей для её совершенствования.

    В процессе написания работы были использованы: специальная научная и учебная  литература, публикации в периодической  печати, бухгалтерская отчетность анализируемого предприятия ОАО «НПП «Аэросила».

    В работе приведены расчеты и анализ основных показателей рентабельности. В приложениях приведены формы  бухгалтерской отчетности, на основании  данных которых делался анализ работы исследуемого предприятия – ОАО «НПП «Аэросила». В работе раскрыты основные показатели рентабельности предприятия, рассмотрены основные методики их анализа.

    В процессе исследования было выявлено, что рентабельность - это показатель, представляющий собой отношение  прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

    Рентабельность - показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

    Роль  и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:

    это один из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;

    рентабельность  – результативный, качественный показатель деятельности предприятия;

    повышение рентабельности - цель предприятия  любой отрасли в рыночной экономике;

    рост  рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;

    увеличение  рентабельности обеспечивает победу предприятия  в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

    рентабельность  имеет важное значение для собственников  предприятия, так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акций;

    кредиторов  и заёмщиков денежных средств  уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения  процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности