Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:11, курсовая работа
В науке применяются различные виды анализа: физический, математический, статистический, химический, экономический и др. Экономический анализ в отличие от других относится к абстрактному, носящий прикладной характер. Развитие производительных сил и производственных отношений способствовало выделению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.
Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов. Без данного анализа сегодня невозможна сознательная деятельность людей.
Экономический анализ, изучающий явления на макроуровне, т.е. на уровне общественно-экономической формации, национальной экономики и отрасли, является общетеоретическим; анализ хозяйственной деятельности предприятия (на микроуровне) - конкретно-экономический.
I. Введение. Роль анализа в экономике 3
II. Основная часть. Анализ в системе маркетинга 4
2.1 Место и роль анализа в системе маркетинговых исследований предприятия 4
2.1.1 Система маркетинга 4
2.1.2 Понятие, значение и цели маркетинговых исследований 6
2.2 Маркетинговый анализ: принципы и методы 11
2.2.1 Методология анализа в маркетинговом исследовании 11
2.2.2 Конъюнктурный анализ рынка 12
2.2.3 Анализ масштаба и потенциала рынка 20
2.2.4 Анализ структуры рынка 22
III. Заключение. Роль анализа в системе маркетинга 26
IV. Аналитическая часть 28
4.1 Анализ производства реализации продукции 28
4.2 Анализ эффективности использования основных средств производства 30
4.3 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия 31
4.4 Анализ себестоимости продукции 47
4.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 52
Список используемой литературы 57
Стратегический маркетинговый
анализ широко использует возможности
демографического анализа. Он отражает
социально-демографическую
Параллельно проявляется действие фактора размера и состава семьи. В частности от них зависит спрос на товары, формирующие качество жизни, жилищные условия, степень комфорта и т.п. Однако следует принимать во внимание, что некоторые товары (телевизоры, холодильники, стиральные машины, часть предметов обстановки и т.п.) приобретаются в расчете на коллективное семейное потребление, когда влияют и численность семьи и ее состав. На стыке демографической среды и экономической среды действует фактор социальной дифференциации. Однако имеются несовпадающие и большие расхождения в оценках распределения населения по уровню доходов и сбережений. Влияние фактора роста дохода сдерживается инфляционными процессами.
Как видно, экономическая и социально-
Стратегический анализ требует стабильности в осуществлении требований менеджмента. Без этого трудно принимать решения и неуклонно следовать им. Известно, что политика есть концентрированное выражение экономики. Социально-экономический анализ в свою очередь испытывает сильное влияние политической и правовой среды маркетинга, к которой относятся:
- законодательная деятельность государства в рыночной сфере;
- принципы и методы
- государственная деятельность в сфере ценообразования;
- государственная политика в
области регулирования
- система государственной стандартизации и сертификации;
- контроль качества товаров и порядка торговли;
- юридическая защищенность
Разработка товара, процесс создания
новых видов или
Использование достижений научно-технического прогресса (НТП) проявляется в различных формах:
- моральное старение товара или торговой технологии, вызывающее необходимость их замены или модернизации;
- потенциальная возможность
- совершенствование технологии, позволяющее
резко сократить время на
Научно-технический прогресс мощный фактор развития производства, но он может стать фактором обострения конкурентной борьбы, если его результатами воспользуется конкурирующее предприятие. Поэтому в стратегическом анализе придается большое значение изучению конкуренции.
В анализе рыночного процесса нужно
учитывать, что определенное влияние
на структуру спроса оказывает культурно-
- спрос на образование, в том
числе потребность в
- потребность в социально-культурных и просветительских услугах;
- спрос на различные духовные ценности, книги, Интернет и т.п.
Маркетинговая деятельность должна принимать
во внимание исторические, религиозные,
этнические традиции, а также культурно-
Существенное, хотя и неоднозначное влияние оказывает на маркетинг информационная среда. Информационная среда формирует общественное мнение и отношение потребителей к производителям и к торговой деятельности. В информационной сфере сосредоточены средства рекламы. Информационная среда способствует расширению спроса на товары и услуги, можно даже сказать, что информация (особенно в форме рекламы) создает спрос. Не следует забывать, что в информационной среде даются оценки качества товаров. Специфической формой информационной среды являются паблисити и система "паблик-рилейшнз". Паблисити (publicity) – это деятельность по созданию известности рыночных предприятий и их товаров. Паблик-рилейшнз (public relations) представляет собой систему связей с общественностью, направленную на удовлетворение потребностей маркетинга. Важное место в этой системе принадлежит формированию благоприятного имиджа фирмы и ее продуктов. Маркетинговое исследование информационной среды представляет собой важное направление стратегического анализа.
Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов, как производителей, выводящих свой товар на рынок, так и торговых посредников. При этом характеризуется функциональная специализация предприятий: вид товара, его ассортимент, основные свойства.
Объем продажи определяется следующими показателями:
- размером сбыта произведенной продукции;
- оптовым товарооборотом, выполняющим посреднические функции;
- розничным товарооборотом.
Конъюнктурная оценка масштаба рынка проявляется в характеристике потенциала рынка. Потенциал рынка показывает, какое количество товаров при определенных условиях может быть предложено рынку, сколько товаров рынок сможет поглотить. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский.
Производственный потенциал
Конъюнктурные опросы менеджеров/владельцев предприятий позволяют оценить состояние и тенденции портфеля заказов, а также охарактеризовать структуру поставщиков. Это позволяет определить или спрогнозировать потенциал развития рыночной ситуации. Когда заполненность портфеля заказов не превышает норматива и проявляется рост или хотя бы стабильность заказов, то перспективы потенциала рынка достаточно оптимистичны. Состав поставщиков характеризуется на основе опроса менеджеров/владельцев сбытовых, оптовых и розничных торговых предприятий, являющихся покупателями товаров. Такой анализ дает возможность оценить процесс формирования товарного потенциала рынка как в экономическом пространстве (доля поставщиков-производителей и поставщиков-дистрибьюторов) и географическом пространстве (доля поставщиков из различных отечественных и зарубежных регионов).
Ключевой проблемой рынка является оценка потенциального количества товаров, которое способен поглотить рынок. Расчет потенциала рынка необходим для разработки стратегических и оперативных планов маркетинга. Он является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры. Покупательский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка. Емкость рынка характеризуется тем количеством товара, которое рынок в конкретных условиях планирует и реально способен поглотить (купить) за определенный период времени.
Расчет емкости рынка
Значительную роль в анализе рыночной ситуации и моделировании емкости рынка играет показатель насыщенности рынка. Его можно рассматривать в качестве индикатора обеспеченности населения товарами потребительского назначения. Насыщенность рынка ограничивает его емкость.
В виде компенсации спрос
Для того, чтобы выяснить степень насыщения рынка товарами, используются специальные выборочные обследования домашнего имущества, в том числе на основе панельные обследования. Выбытие рассчитывается по нормативам средней службы изделия. Физический износ определяется по технологическим нормативам. Здесь же проявляется действие фактора уровня жизни: малообеспеченные семьи стремятся полностью выработать ресурс купленного изделия, до его полного разрушения.
Оценка потенциала рынка может быть дополнена результатами опросов оптовых и розничных предпринимателей. В них дается характеристика экономического положения, состояния финансовых и товарных ресурсов, связей с поставщиками и клиентами. У руководителей предприятий должно сложиться мнение о перспективах изменения рыночной ситуации, которую выявить путем опроса.
Важнейшей характеристикой конъюнктуры
рынка является его пропорциональность:
сбалансированность/
Структура рынка и отдельных
его составляющих является важнейшей
качественной характеристикой. Структура
рынка поддается маркетинговому
воздействию, их необходимо регулировать
с помощью экономических
Анализ структуры рынка ставит перед собой следующие задачи:
- определение размера продажи отдельных товаров и товарных групп;
- характеристика места
- оценка и анализ структурных сдвигов в товарообороте;
- анализ и моделирование
Для изучения структуры рынка используется несколько достаточно эффективных способов:
Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности