Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:41, курсовая работа
В условиях перехода к рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 9
1.1. Экономическая сущность категории себестоимости. Значение, задачи, основные методы анализа себестоимости продукции 9
1.2. Нормативная база по учету и анализу себестоимости 20
1.3. Особенности деятельности предприятия ОАО «Восточная Верфь» 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 34
2.1. Анализ себестоимости по элементам и статьям затрат на ОАО «Восточная Верфь» 34
2.2. Анализ прямых затрат 49
2.3. Анализ косвенных затрат 55
ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ВОСТОЧНАЯ ВЕРФЬ» 59
3.1. Определение резервов снижения себестоимости продукции 59
3.2. Возможности автоматизации учета и анализа затрат на производство 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
– оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.
Таким образом, себестоимость продукции - это один из важнейших качественных показателей, характеризующих эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Исчисление показателя себестоимости необходимо для:
– оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
– определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
– выявления резервов снижения себестоимости продукции;
– расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;
– обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [27, с. 202].
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем – себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.
При калькулировании
себестоимости продукции
Важно отметить, что калькулирование себестоимости на предприятии может осуществляться различными методами:
– нормативным;
– позаказным;
– попередельным;
– попроцессным (простой).
Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы.
Выбор предприятием того или иного калькуляционного метода зависит от различных факторов:
– типа производства;
– сложности производственного процесса;
– длительности производственного цикла;
– наличия незавершенного производства;
– номенклатуры вырабатываемой продукции (производимых работ, выполняемых услуг).
Таким образом, учет затрат и анализ себестоимости продукции являются основными элементами системы управления предприятия.
Важно отметить, что объектами
анализа себестоимости
– полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
– затраты на рубль товарной продукции;
– себестоимость отдельных изделий;
– отдельные статьи затрат [23, с. 27].
В задачи анализа себестоимости входят:
Анализ себестоимости
занимает одно из центральных мест
в экономическом анализе
В целом сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Его содержание заключается в использовании научных методов для обоснования решений.
Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Рассмотрим основные методы экономического анализа.
Основные виды сравнения:
– сравнение отчетных показателей с плановыми;
– сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодом;
– сравнение со среднеотраслевыми данными;
– сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики.
Под экономическим факторным анализом понимаются постепенный переход от исходной факторной модели (результативный показатель) к конечной факторной модели (и наоборот), раскрытие полного набора количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
Основные методы факторного анализа:
– метод дифференциального начисления;
– индексный метод;
– метод цепных подстановок;
– интегральный метод.
Наибольшее число задач экономического анализа решается методами факторного анализа.
При анализе себестоимости продукции могут использоваться все вышеперечисленные методы.
Однако для наибольшей
эффективности анализа они
При анализе фактической
себестоимости выпускаемой
Важно отметить, что для проведения анализа необходимы определенные источники информации.
Основными данными для анализа себестоимости будут являться данные бухгалтерского учета предприятия, так как именно учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются центральным звеном системы бухгалтерского учета предприятия. Поэтому важно, чтобы данные бухгалтерского учета были достоверны и сформированы в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Таким образом, анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
При этом главная задача анализа
себестоимости продукции
Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами, закрепленными действующим законодательством по бухгалтерскому и налоговому учету, которое состоит из документов четырех уровней.
К первой группе документов, регулирующих организацию учета затрат на производство относятся Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 (в ред. от 03.11.2006г.) [2] и Налоговый Кодекс РФ, часть 2 от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 198-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ) [1].
Основные принципы ведения бухгалтерского учета в РФ сформулированы в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете». В данном Законе закреплен принцип, согласно которого в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно [2].
Следует отметить, что формирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского и налогового учета не всегда совпадает. Это обусловлено тем, что при организации бухгалтерского учета предприятие обязано руководствоваться принципами и нормами законодательства по бухгалтерскому учету, а для целей исчисления налога на прибыль нормами Налогового кодекса, а именно главой 25 «Налог на прибыль организаций».
Так, для целей налогового учета, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком [1, ст. 252 НК РФ].
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы: таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости
от их характера, а также
условий осуществления и
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя;
4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
5)
6) прочие расходы, связанные
с производством и (или)
Расходы, связанные
с производством и (или)
1) материальные расходы (статья 254 НК РФ);
2) расходы на оплату труда (статья 255 НК РФ);
3) суммы начисленной амортизации (статьи 256-259 НК РФ);
Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, это так называемые стандарты бухгалтерского учета. Стандарты регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики.
К данной группе документов, регулирующих организацию учета затрат на производство и калькулирование себестоимости можно отнести: