Кономической категории себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание

В условиях перехода к рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 9
1.1. Экономическая сущность категории себестоимости. Значение, задачи, основные методы анализа себестоимости продукции 9
1.2. Нормативная база по учету и анализу себестоимости 20
1.3. Особенности деятельности предприятия ОАО «Восточная Верфь» 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 34
2.1. Анализ себестоимости по элементам и статьям затрат на ОАО «Восточная Верфь» 34
2.2. Анализ прямых затрат 49
2.3. Анализ косвенных затрат 55
ГЛАВА 3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «ВОСТОЧНАЯ ВЕРФЬ» 59
3.1. Определение резервов снижения себестоимости продукции 59
3.2. Возможности автоматизации учета и анализа затрат на производство 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 591.00 Кб (Скачать документ)

– оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

Таким образом, себестоимость продукции -  это один из важнейших качественных показателей, характеризующих эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Исчисление  показателя себестоимости необходимо для:

– оценки  выполнения плана по данному показателю  и его динамики;

– определения  рентабельности производства     и     отдельных     видов     продукции;

– выявления    резервов     снижения себестоимости  продукции;

– расчета  экономической  эффективности  внедрения   новой   техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

– обоснования  решений  о производстве новых видов продукции и снятия  с  производства  устаревших.

Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается  из  затрат,  связанных  с использованием в процессе производства продукции  (работ,  услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных  фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [27, с. 202].

Калькулирование себестоимости  продукции  (работ,  услуг)  условно  можно подразделить  на  три  этапа.  На  первом  исчисляется  себестоимость   всей выпущенной продукции в целом,  на  втором  –  фактическая  себестоимость  по каждому виду  продукции,  на  третьем  –  себестоимость  единицы  продукции, выполненной  работы  или  оказанной  услуги. 

При калькулировании  себестоимости продукции возможны  варианты:

  1. Расчет  производственной себестоимости единицы продукции, включая только прямые материальные затраты (затраты основных материалов), прямые расходы на оплату труда (основная заработная плата производственных рабочих) и общепроизводственные расходы (расходы в пределах производственных подразделений – цехов). Последние являются косвенными. Общехозяйственные и коммерческие расходы относятся к расходам периода и списываются в полной сумме за отчетный период из выручки от продаж продукции за этот период и не включаются в себестоимость продукции. В данном случае калькулирование ведется по производственной, т.е. ограниченной  (или еще называют неполной или сокращенной) себестоимости.
  2. Калькулирование полной себестоимости, когда в расчет себестоимости  включаются общехозяйственные и коммерческие расходы.

Важно отметить, что калькулирование  себестоимости на предприятии может  осуществляться различными методами:

– нормативным;

– позаказным;

– попередельным;

– попроцессным (простой).

Под методом калькуляции  понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы.

Выбор предприятием того или иного калькуляционного метода зависит от различных факторов:

–  типа производства;

–  сложности производственного процесса;

–  длительности производственного цикла;

–  наличия незавершенного производства;

– номенклатуры вырабатываемой продукции (производимых работ, выполняемых услуг).

Таким образом, учет затрат и анализ себестоимости продукции являются основными элементами системы управления предприятия.

Важно отметить, что объектами  анализа себестоимости продукции  являются следующие показатели:

– полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

– затраты на рубль товарной продукции;

– себестоимость отдельных изделий;

– отдельные статьи затрат [23, с. 27].

 

В задачи анализа себестоимости  входят:

    1. оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
    2. установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
    3. определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
    4. анализ себестоимости отдельных видов продукции;
    5. выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости  занимает одно из центральных мест в экономическом анализе хозяйственной  деятельности предприятия.

В целом сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое  обеспечение принимаемых управленческих решений. Его содержание заключается в использовании научных методов для обоснования решений.

Совокупность приемов  и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Рассмотрим основные методы экономического анализа.

  1. Сводка и группировка – важные элементы экономического анализа. Путем сводки можно подвести общий итог действия различных факторов на выпуск продукции, на снижение себестоимости, на повышение рентабельности и т.п. Группировкой называют метод, при котором совокупность изучаемых явлений делится на группы и подгруппы по однородным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц и располагаются так, чтобы из анализа легко было сделать вывод.
  2. Абсолютные величины.  С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость.
  3. Относительные величины - используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства и т.д., то есть показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.
  4. Средние величины используются для обобщения характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений. Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает наиболее типичные черты этой совокупности. Степень колеблемости признака необходимо изучить, чтобы получить более полное представление об изучаемом объекте. Некоторое представление о степени колеблемости дает вариационный ряд, в котором отражаются все уровни с указанием, насколько часто встречается каждый уровень. Простейшей мерой колеблемости является размах вариации – расстояние между наибольшим и наименьшим вариантом. Для более точного отражения степени колеблемости используют также среднее линейное отклонение, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации. Способы расчета средней величины различны.
  5. Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темпы роста и прироста.
  6. Индексы – относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества материальных ресурсов и изменение цен на эти ресурсы.
  7. Детализация – метод анализа, заключающийся в последовательном расчленении изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. Детализация позволяет упорядочить анализ, содействует комплексному рассмотрению всех факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого фактора, является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов. Детализировать можно по различным признакам. Так, себестоимость продукции можно раскрыть по видам продукции и по факторам формирования  затрат.
  8. Балансовый метод - это анализ структуры, пропорций, соотношений.
  9. Сравнение – важнейший метод экономического анализа. Сравнение – это прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. В широком смысле слова сравнение присуще каждому экономическому расчету.

Основные виды сравнения:

 – сравнение отчетных показателей с плановыми;

  – сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих    периодом;

  –  сравнение со среднеотраслевыми данными;

 – сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики.

  1. Графический метод – изображение взаимозависимости показателей при помощи диаграмм и графиков.
  2. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Под экономическим факторным  анализом понимаются постепенный переход  от исходной факторной модели (результативный показатель) к конечной факторной  модели (и наоборот), раскрытие полного набора количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Основные методы факторного анализа:

– метод дифференциального начисления;

– индексный метод;

– метод цепных подстановок;

– интегральный метод.

Наибольшее число задач  экономического анализа решается методами факторного анализа.

При анализе себестоимости  продукции могут использоваться все вышеперечисленные методы.

Однако для наибольшей эффективности анализа они используются в комбинации друг с другом. При этом факторный анализ занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что  экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

При анализе фактической  себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам.

Важно отметить, что для  проведения анализа необходимы определенные источники информации.

Основными данными для  анализа себестоимости будут  являться данные бухгалтерского учета  предприятия, так как именно учет  затрат  на  производство  и   калькулирование себестоимости продукции  являются  центральным  звеном  системы бухгалтерского учета предприятия.  Поэтому важно, чтобы данные бухгалтерского учета были достоверны и сформированы в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Таким образом, анализ себестоимости  продукции, работ и услуг имеет  исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции  изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов   на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

При этом главная задача анализа  себестоимости продукции заключается  в том, чтобы дать объективную  оценку фактического уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявить возможности более рационального использования этих ресурсов и снижение на этой основе себестоимости продукции, повышение прибыли и рентабельности. Снизить затраты на производство продукции за счет внешних факторов в настоящее время представляет особую сложность, поэтому очень многое зависит от внутренних возможностей предприятия.

 

1.2. Нормативная база по учету и анализу себестоимости

Калькулирование  на  любом   предприятии,   независимо   от   его   вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в  соответствии  с определенными принципами, закрепленными действующим законодательством по бухгалтерскому и налоговому учету, которое состоит из документов четырех уровней.

К первой группе документов, регулирующих организацию  учета затрат на производство относятся  Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 (в ред. от 03.11.2006г.) [2] и Налоговый Кодекс РФ, часть 2 от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 198-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ) [1].

Основные принципы ведения  бухгалтерского учета в РФ сформулированы в Федеральном Законе «О бухгалтерском  учете». В данном Законе закреплен  принцип, согласно которого в бухгалтерском  учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно [2].

Следует отметить, что  формирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского и налогового учета не всегда совпадает. Это обусловлено тем, что при организации бухгалтерского учета предприятие обязано руководствоваться принципами и нормами законодательства по бухгалтерскому учету, а для целей исчисления налога на прибыль нормами Налогового кодекса, а именно главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Так, для целей налогового учета, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком [1, ст. 252 НК РФ].

Под обоснованными расходами  понимаются экономически оправданные  затраты, оценка которых выражена в  денежной форме.

Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы: таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 Расходы в зависимости  от их характера, а также   условий осуществления и направлений  деятельности налогоплательщика  подразделяются на:

  1. расходы, связанные с производством и реализацией;
  2. внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством  и реализацией, включают в себя;

  1. расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  2. расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
  3. расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5)

  1. расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные  с производством и (или) реализацией.

 Расходы, связанные  с производством и (или) реализацией,  подразделяются на:

1) материальные расходы  (статья 254 НК РФ);

2) расходы на оплату  труда (статья 255 НК РФ);

3) суммы начисленной  амортизации (статьи 256-259 НК РФ);

  1. прочие расходы (статьи 260-264 НК РФ).

Ко второй группе относятся  нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, это так называемые стандарты бухгалтерского учета. Стандарты регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики.

К данной группе документов, регулирующих организацию учета затрат на производство и калькулирование себестоимости можно отнести:

Информация о работе Кономической категории себестоимости