Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
. Изучена концепция безубыточности в современной экономической теории;
2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету «мертвой точки» (точки безубыточности) с использованием CVP-анализа;
3. Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее анализ и планирование на предприятии
1 Концепция безубыточности в современной экономической теории 5
2 Определение точки безубыточности или «мертвой точки» методом CVP-анализа 11
2.1 Метод уравнения 12
2.2 Маржинальный доход. Маржинальный запас прочности 17
2.3 Графический метод 19
2.4 Производственный леверидж 22
2.5 Допущения в CVP-анализе 28
3 Точка безубыточности или «мертвая точка» как критерий успешной работы компании 34
3.1 Изменение точки безубыточности: определяющие факторы 35
3.2 Планирование безубыточности 38
Заключение 42
Список используемой литературы 44
IV
случай
В этом случае совокупного дохода не хватает даже для компенсации переменных издержек. Поэтому при данной структуре цен и издержек наиболее оптимальным является решение о прекращении производства.
В
следующих параграфах будет рассмотрен
анализ и планирование безубыточности
предприятия, то есть изучать I,
II и частично III случаи,
рассмотренные выше.
Первая проблема, связанная с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность. В данном параграфе рассмотрены три подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и графического изображения, затем анализ метода чувствительности прогнозного расчета критической точки к изменениям принятых допущений (CVP - анализ (Cost – Volume –Profit)).
CVP – анализ- это анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты – объем – прибыль». Он является одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности.
Этот
вид анализа является одним из
наиболее эффективных средств
Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Анализ
соотношения «затраты — объем
– прибыль», как уже отмечалось
выше, на практике иногда называют анализом
точки безубыточности. Эту точку также
называют «критической»
или «мертвой», или точкой «равновесия».
В литературе часто можно встретить обозначение
этой точки как BEP
(аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или
порог рентабельности.
Перейдем к рассмотрению методов расчета «мертвой точки» или точки безубыточности.
Для
определения точки
В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;
или
(Цена
за единицу * Количество единиц) –
(Переменные затраты на единицу *Количество
единиц) – Постоянные затраты = Прибыль
Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим :
через П -прибыль за исследуемый период,
Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции,
х - объем произведенной и проданной продукции за указанный период,
а - уровень фиксированных расходов,
в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию.
В таких
обозначениях уравнение «прибыли-доходов-
или
П = (Р - в)*х - а
Последняя
форма уравнения подчеркивает, что
все факторы делятся на зависящие
от объема реализации и независящие
от него. В частности, как уже говорилось,
все расходы фирмы можно
Заметим, что при определении параметров издержки разделили на производство реализованной и произведенной продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.
Использование уравнения позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.
Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:
П = 0,
и он равен
хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в)
Для
определения точки
Пример 1. Производственное предприятие выпускает безалкогольный напиток «Байкал» и имеет следующие показатели, представленные в табл. 1.
В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при условии равенства выручки и суммы переменных и постоянных затрат:
15х0 = 10х + 15000 + 0; 5х0 = 15000; х0 = 3000,
где х0– точка безубыточности («мертвая точка»);
15 – цена единицы продукции;
10
– переменные затраты на
15000
– общая сумма постоянных
«Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольного напитка «Байкал»»
Таблица 1
Как видно из приведенного примера, безубыточность реализации достигается при объеме 3000 бутылок напитка «Байкал».
Точку
безубыточности можно рассчитать также
в денежных единицах. Для этого
достаточно умножить количество единиц
продукции в точке
15х0
= 15 * 3000 = 45000 руб.
Метод
уравнений, кроме того, можно использовать
при анализе влияния структурных изменений
в ассортименте продукции. В этом случае
реализация рассматривается как набор
относительных долей продукции в общей
сумме выручки от реализации. Если структура
меняется, то объем выручки может достигать
заданной величины, а прибыль может быть
меньше. В этих условиях влияние на прибыль
будет зависеть от того, как произошло
изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной
или высокорентабельной продукции.
Пример
2. Производственное предприятие выпускает
два вида безалкогольных напитков и имеет
следующие показатели:
«Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков»
Таблица 2
На реализацию 1 бутылки напитка «Байкал» приходится 0,8 бутылок напитка «Тархун». Поэтому для определения точки безубыточности (порога рентабельности) мы условно приравниваем «х» бутылок напитка «Байкал» к «0,8х» бутылке напитка «Тархун». Подставляя эти значения в уравнение получим:
(15 * 0,8х) + 12х – (10 * 0,8х) – 8х – 15000 = 0;
12х + 12х – 8х – 8х – 15000 = 0;
8х = 15000 бут.;
х = 15000 : 8 = 1875 бутылок напитка «Байкал»;
1875 х 0,8 = 1500 бутылок напитка «Тархун»;
Всего: 1875 + 1500 = 3375 бутылок.
Как видно из приведенных данных, точка безубыточности (порог рентабельности) объема реализации будет 3375 бутылок, из них напитка «Байкал» — 1875 бут. и напитка «Тархун» — 1500 бут.
А
теперь предположим, что в структуре
реализованной продукции
«Показатели производственного предприятия по выпуску безалкогольных напитков с учетом изменений структуры реализуемой продукции»
Таблица 3
Сопоставляя структуру продукции, становится очевидным, что увеличилась доля продукции с низкой величиной маржинального дохода, в связи с чем у предприятия снизилась прибыль на 2000 руб. (24000 – 26000).
Точка безубыточности после изменений, произошедших в ассортименте, будет следующей:
(15 * 2х) + 12х – (10 * 2х) – 8х – 15000 = 0;
3,0х + 12х – 20х – 8х –15000 = 0;
14х = 15000 бутылок;
х = 15000 : 14 = 1071,4 бутылок напитка «Тархун»;
1071,4 * 2 = 2142,8 бутылок напитка «Байкал»;
Всего: 1071,4 + 2142,8 = 3214,2 бутылок.
Приведенные
данные свидетельствуют, что в целом
по предприятию точка
Метод маржинального дохода есть разновидность метода уравнений. Под маржинальным (предельным) доходом мы будем понимать доход, который получает фирма от производства одного изделия. Маржинальный доход — это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.
Существует два способа определения величины маржинального дохода:
При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат.
При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.
Информация о работе Метод «мертвой точки» и его практическое применение