Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
. Изучена концепция безубыточности в современной экономической теории;
2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету «мертвой точки» (точки безубыточности) с использованием CVP-анализа;
3. Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее анализ и планирование на предприятии
1 Концепция безубыточности в современной экономической теории 5
2 Определение точки безубыточности или «мертвой точки» методом CVP-анализа 11
2.1 Метод уравнения 12
2.2 Маржинальный доход. Маржинальный запас прочности 17
2.3 Графический метод 19
2.4 Производственный леверидж 22
2.5 Допущения в CVP-анализе 28
3 Точка безубыточности или «мертвая точка» как критерий успешной работы компании 34
3.1 Изменение точки безубыточности: определяющие факторы 35
3.2 Планирование безубыточности 38
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Точка безубыточности («мертвая
точка») = Постоянные затраты
/ Норма маржинального дохода.
Рассмотрим этот вопрос на примере.
Пример 3. Производственное предприятие производит и реализует безалкогольный напиток «Байкал». Ниже приведены данные, характеризующие его деятельность:
Выручка от реализации 75 000
Переменные
затраты
Постоянные
затраты
Прибыль 10 000
Объем произведенной продукции, бут. 5000
Цена
единицы напитка
Чтобы найти точку безубыточности («мертвую точку»), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.
В этом случае последовательность расчетов для нахождения точки безубыточности (пороговой выручки) будет следующей:
Находим величину маржинального дохода:
75000 руб. – 50000 руб. = 25000 руб.
Вычисляем норму маржинального дохода:
25000 руб. : 75000 руб. = 0,33
Определяем точку безубыточности (пороговую выручку) в стоимостном выражении:
15000 руб. : 0,33 = 45455 руб.
Определяем точку безубыточности (порог рентабельности) в натуральном выражении:
45445 руб : 15 руб. = 3030 бутылок.
Маржинальный запас
прочности — это величина, показывающая
превышение фактической выручки от реализации
продукции (работ, услуг) над пороговой,
обеспечивающей безубыточность реализации.
(подробнее о «запасе прочности» см. п.3.1)
Этот показатель определяется следующей
формулой:
Маржинальный
запас прочности =(Фактическая выручка
– Пороговая выручка) / Фактическая выручка
* 100 %
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Для предыдущего примера маржинальный запас прочности составляет 39,4% [(75000 – 45455) : 75000 * 100%]. Значение маржинального запаса прочности, равное 39,4%, показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 39,4%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 39,4% — окажется в убытке.
Для определения цены продукции при безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:
Цена
безубыточности =Пороговая выручка/
Объем произведенной продукции в натуральном
выражении
Для расчета воспользуемся данными предыдущего примера. В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 9 руб.09 коп. (45445 : 5000 бут.). Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.
Два рассмотренных ранее метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике следующие три линии:
Таким
образом мы получаем следующий график
анализа поведения затрат, прибыли
и объема продаж:
Заметим, что на этом графике линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.
Иногда бывает достаточно удобно рассматривать не два графика выручки и общих затрат, а один график чистой прибыли фирмы, получаемый как разница между графиками выручки и общих затрат:
Заметим, что при нулевом выпуске убыток в точности равен постоянным затратам.
Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.
Производственный леверидж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить «мертвую точку» или точку безубыточной деятельности.
Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы:
либо =
где ЭПЛ — эффект производственного левериджа;
МД — маржинальный доход;
Зпост — постоянные затраты;
П — прибыль.
Найденное с помощью первой формулы значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:
где êП – изменение прибыли, в %;
ê В – изменение выручки, в %.
Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на следующем примере:
Пример 4.
1.
Сумма продаж (выручка)
2.
Переменные затраты
3. Маржинальный доход (п. 1 — п. 2) 25000
4.
Постоянные затраты
5. Прибыль (п. 3 — п. 4) 10000
6.
Объем реализованной продукции,
7.
Цена за единицу напитка, руб.
8. Эффект производственного левериджа (п. 3 : п. 5) 2,5
Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим «мертвую точку» или точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,5 единиц (25000 : 10000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократится на 2,5%, а при снижении выручки на 40% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 67500 руб. (75000 – 75000 * 10 : 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 25% и составит 7500 руб. (10000 – 10000 * 25 : 100).
Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:
– цены и объема продаж;
– переменных и постоянных затрат;
– комбинации любых перечисленных факторов.
Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.
Увеличение
цены реализации на 10% (до 16 руб. 50 коп. за
единицу) приведет к увеличению объема
продаж до 82500 руб., маржинального дохода
– до 32500 руб. (82500 – 50000) и прибыли до
17500 руб. (32500 – 15000). При этом также увеличится
маржинальный доход в расчете на единицу
напитка с 5 руб. (25000 руб. : 5000 бут.) до 6 руб.
50 коп. (32500 руб. : 5000 бут.). В этих условиях
для покрытия постоянных затрат потребуется
меньший объем продаж: точка
безубыточности («мертвая
точка») составит 2308 бут. (15000 руб. : 6 руб.
50 коп.), а маржинальный запас прочности
предприятия увеличится до 2692 бут. (5000
– 2308) или на 53,8%. Как следствие, предприятие
может получить дополнительную прибыль
в сумме 7500 руб. (17500 – 10000). При этом, эффект
производственного левериджа снизится
с 2,5 до 1,86 единиц (32500 : 17500).
Снижение
переменных затрат на 10% (с 50000 руб. до 45000
руб.) приведет к увеличению маржинального
дохода до 30000 руб. (75000 – 45000) и прибыли
до 15000 руб. (30000 – 15000). В результате этого
точка безубыточности (порог рентабельности)
увеличится до 37500 руб. [15000 : (30000 : 75000)], что
в натуральном выражении составит 2500 бут.
(37500 : 15). Как следствие, маржинальный запас
прочности предприятия составит 37500 руб.
(75000 – 37500) или 2500 бут. (37500 руб. : 15 руб.).
В этих условиях эффект производственного
левериджа на предприятии снизится до
2 единиц (30000 : 15000). При снижении постоянных
затрат на 10% (с 15000 руб. до 13500 руб.) прибыль
предприятия увеличится до 11500 руб. (75000
– 50000 – 13500) или на 15%. В этих условиях
точка безубыточности в денежном выражении
составит 34848 руб. [13500 : (25000 : 75000)], а в натуральном
выражении – 2323 бут. (34848 : 15). При этом маржинальный
запас прочности предприятия будет соответствовать
40152 руб. (75000 – 34848) или 2677 бут. (40152 : 15). Как
следствие, в результате снижения постоянных
затрат на 10% эффект производственного
левериджа составит 2,17 единиц (25000 : 11500)
и по сравнению с первоначальным уровнем
снизится на 0,33 единиц (2,5 – 2,17).
Анализ
приведенных расчетов позволяет
сделать вывод о том, что в
основе изменения эффекта производственного
левериджа лежит изменение удельного
веса постоянных затрат в общей сумме
затрат предприятия. При этом необходимо
иметь в виду, что чувствительность прибыли
к изменению объема продаж может быть
неоднозначной на предприятиях, имеющих
различное соотношение постоянных и переменных
затрат. Чем ниже удельный вес постоянных
затрат в общей сумме затрат предприятия,
тем в большей степени изменяется величина
прибыли по отношению к темпам изменения
выручки предприятия.
Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:
1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.
Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.
Информация о работе Метод «мертвой точки» и его практическое применение