Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа
. Изучена концепция безубыточности в современной экономической теории;
2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету «мертвой точки» (точки безубыточности) с использованием CVP-анализа;
3. Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее анализ и планирование на предприятии
1 Концепция безубыточности в современной экономической теории 5
2 Определение точки безубыточности или «мертвой точки» методом CVP-анализа 11
2.1 Метод уравнения 12
2.2 Маржинальный доход. Маржинальный запас прочности 17
2.3 Графический метод 19
2.4 Производственный леверидж 22
2.5 Допущения в CVP-анализе 28
3 Точка безубыточности или «мертвая точка» как критерий успешной работы компании 34
3.1 Изменение точки безубыточности: определяющие факторы 35
3.2 Планирование безубыточности 38
Заключение 42
Список используемой литературы 44
После
того как сделаны основные предположения
по изменениям в исходных допущениях,
необходимо рассчитать вызванные этими
предположениями изменения
Остается
единственный невыясненный вопрос: откуда
брать оценки цен и затрат на будущие
периоды. Уже функционирующая компания
берет эти значения из собственной
статистики затрат и поведения цен
с учетом будущих изменений в
экономике. Необходимо в частности
учитывать сезонные колебания цен,
действия конкурентов, появление товаров-субститутов
(особенно на высокотехнологичных рынках).
Вновь создаваемые фирмы не могут
опираться на собственный опыт в
силу отсутствия такового, следовательно,
для них возможен лишь расчет по
аналогии с фирмами уже действующими
в этой отрасли. При этом возможно
опираться на всевозможную справочную
информацию, в том числе получаемую
от специализированных консалтинговых
фирм. Наиболее сложным является создание
фирмы, которая будет действовать
на еще не существующем секторе рынка.
В таком случае следует ориентироваться
на тщательную калькуляцию затрат и
маркетинговые исследования рынка.
Целесообразно применять в этом
случае ценообразование по методу «издержки
плюс», то есть цена получается добавлением
к величине издержек фиксированной
маржи. При таком ценообразовании
сразу же известна величина маржинального
дохода и, следовательно, легко определяется
«мертвая точка» (точка безубыточности).
Немецкий
специалист по контроллингу Альбрехт
Дайле приводит схему формирования
целей по прибыли, основой которой
выступают три точки
Соответственно
появляется возможность осуществить
поэтапный переход к ориентации
управленческой деятельности на экономическую
прибыль. На первом этапе финансовой
целью выступает получение
Второй этап обусловливает переключение внимания на постоянные затраты, поскольку вторая точка безубыточности проходится при покрытии как переменных, так и постоянных затрат. В рознице наиболее существенную роль играют ставки арендной платы за торговые помещения, проценты по кредиту и другие. Инструментом учета и контроля здесь может выступить известная система "директ-кост".
Наконец, третий этап выражает главную цель - покрытие явных и неявных (альтернативных) затрат и извлечение экономической прибыли за счет полного и системного включения инструментов и ресурсов управления. При этом оптимизируется весь спектр управленческих технологий: мерчендайзинг, категорийный менеджмент, финансовое планирование и т.д.
Поэтапный подход более актуален для российского ритейла, так как не все торговые предприятия имеют возможность зарабатывать экономическую прибыль, хотя она и является их оптимальной финансовой целью.
Достаточно часто встречается утверждение: снижение точки безубыточности - критерий успешной работы предприятия; рост точки безубыточности - свидетельство ухудшения его финансового состояния. Необходимо помнить, что данные выражения справедливы только при условии, что масштабы компании не меняются, иными словами, не изменяются объемы продаж.
Рост объемов продаж (расширение, рост компании) неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Так, с увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Расширение производственных мощностей, выпуск нового продукта - это арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала и, следовательно, дополнительные затраты на оплату труда, рост затрат на рекламу и продвижение товаров. Как только размер компании увеличился - размер, измеряющийся объемами продаж - компания выходит на новую, более высокую, точку безубыточности.
Получаем следующую закономерность: точка безубыточности изменяется пропорционально оборотам компании. Поэтому BEP мастерской по ремонту автомобилей будет всегда ниже, чем у предприятия-производителя автомобилей. Предприятие-производитель автомобилей будет иметь BEP заведомо ниже, чем автомобильный консорциум с сетью предприятий и сбытовых центров по всему миру. Очевидно, что сравнивать эти компании по точке безубыточности не объективно. Если ориентироваться на минимум точки безубыточности, то предприятия никогда не должны становиться больше маленькой ремонтной мастерской.
Выясняется, что точка безубыточности может дать объективный ответ не на все вопросы. BEP всегда покажет, какой минимум продаж необходим, чтобы компания работала без убытков. Но сказать, упрочилось или ослабло финансовое положение компании, BEP может не всегда. Для ответа на последний вопрос определяется рассмотренный далее "запас прочности".
Необходимо
помнить, что превышение безубыточного
объема реализации еще не гарантирует
получение денег. Полученная прибыль
"будет потрачена" на уплату налогов,
на приобретение оборудования, зданий,
земли (то есть на осуществление капитальных
вложений), на финансирование прироста
потребности в оборотном
Определение
"запаса прочности" организации
с точки зрения прибыльности - степени
удаленности реального
Чтобы определить, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности.
где ВР (факт) - фактическая выручка от реализации за период , ден. ед.
Наиболее наглядным показателем, характеризующим степень удаленности предприятия от точки безубыточности является "Запас прочности". Его расчет показан в п. 2.2. данной работы. Как уже говорилось, он показывает, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы). "Запас прочности" определяется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации.
где ВР (факт) - фактическая выручка от реализации за период , ден. ед.
Наиболее наглядным
показателем, характеризующим степень
удаленности предприятия от точки
безубыточности является "Запас
прочности". Его расчет показан в п.
2.2. данной работы. Как уже говорилось,
он показывает, на сколько процентов может
быть снижен объем реализации для сохранения
безубыточного уровня работы (либо на
сколько процентов необходимо увеличить
объем реализации для достижения безубыточного
уровня работы). "Запас прочности"
определяется как отношение абсолютного
отклонения от точки безубыточности к
фактической величине выручки от реализации.
где ВР - фактическая величина выручки от реализации анализируемого периода, ден. ед.;
Пост.Затр - величина постоянных затрат в анализируемом периоде, ден. ед.;
(Марж.Прибыль/ВР)
- ценовой коэффициент.
Факторы, определяющие величину "Запаса прочности", являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения "запаса прочности" организации:
-увеличение объема реализации продукции (только в том случае, если величина маржинальной прибыли положительна!),
-снижение постоянных затрат,
-увеличение доли более прибыльной продукции - продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами
Вопросы анализа точки безубыточности или «мертвой точки» наиболее интересны в двух аспектах: анализ нынешнего состояния дел на предприятии и прогноз будущего состояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.
Процесс
составления плана
Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности
I.
Анализ состояния дел в фирме
и ситуации на рынках сбыта.
Подразумевается анализ
II.
Прогноз будущих цен на
III.
Расчет переменных и
Необходимо
рассчитать себестоимость производимой
продукции. При этом необходимо спланировать
применение объема незавершенного производства
и степень выполнения отдельных этапов
работ. Здесь же определяется потребность
в основных и оборотных средствах, определяются
предположительные источники их формирования.
Если потребность в финансовых ресурсах
удовлетворяется путем внешних займов,
то в сумму непроизводственных расходов
необходимо включить расходы по полученным
кредитам.
Информация о работе Метод «мертвой точки» и его практическое применение