Метод «мертвой точки» и его практическое применение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

. Изучена концепция безубыточности в современной экономической теории;
2. Рассмотрены различные подходы к определению и расчету «мертвой точки» (точки безубыточности) с использованием CVP-анализа;
3. Рассмотрены определяющие факторы изменения точки безубыточности, ее анализ и планирование на предприятии

Содержание

1 Концепция безубыточности в современной экономической теории 5
2 Определение точки безубыточности или «мертвой точки» методом CVP-анализа 11
2.1 Метод уравнения 12
2.2 Маржинальный доход. Маржинальный запас прочности 17
2.3 Графический метод 19
2.4 Производственный леверидж 22
2.5 Допущения в CVP-анализе 28
3 Точка безубыточности или «мертвая точка» как критерий успешной работы компании 34
3.1 Изменение точки безубыточности: определяющие факторы 35
3.2 Планирование безубыточности 38
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по фин. менеджменту.docx

— 179.95 Кб (Скачать документ)

    2. По мере дальнейшего увеличения  объема продаж и удаления от  точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

    3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

    4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

    5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

    Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

    При неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка  безубыточности, необходимо принимать  меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной  конъюнктуре товарного рынка  и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению  режима экономии постоянных затрат могут  быть существенно ослаблены. В такие  периоды предприятие может значительно  расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

    При управлении постоянными затратами  следует иметь в виду, что высокий  их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

    Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости  суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре  товарного рынка; продажу части  неиспользуемого оборудования и  нематериальных активов с целью  снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных  форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

    При управлении переменными затратами  основным ориентиром должно быть обеспечение  постоянной их экономии, так как  между суммой этих затрат и объемом  производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки  безубыточности ведет к росту  маржинального дохода, что позволяет  быстрее преодолеть эту точку. После  преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет  обеспечивать прямой прирост прибыли  предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного  и вспомогательных производств  за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов  сырья, материалов и готовой продукции  в периоды неблагоприятной конъюнктуры  товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

    Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

2.5 Допущения в CVP-анализе

 

    Перейдем  теперь к обсуждению тех допущений, которые лежат в основе применения вышеописанных методов к реальным экономическим данным. Все три  первые метода относятся к так называемому CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж.

    Прежде  всего необходимо отметить, что на самом деле картина, представленная нами при описании методов CVP-анализа, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает прежде всего из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов, и т.д.

    Для того, чтобы можно было возможно точнее представлять область релевантности  для CVP-анализа, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:

    1. Поведение общих затрат и выручки  жестко определено и линейно  в пределах области релевантности.  Это предположение верно лишь  для тех случаев, когда изменение  выпуска продукции фирмы невелико  по сравнению с емкостью рынка  данной продукции. Иначе нарушается  линейность зависимости между  объемом выпуска и выручкой.

    2. Все затраты можно разделить  на переменные и постоянные.

    3. Постоянные расходы остаются  независимыми от объема в пределах  области релевантности. Очень  важное предположение, существенно  облегчающее анализ, но и сильно  ограничивающее область релевантности.  В самом деле, при таком предположении  объем выпуска продукции ограничен  имеющимися основными средствами. Ни увеличивать их объем, ни  получать основные средства в  аренду мы не можем.

    Более реалистично предположение о  том, что постоянные расходы изменяются ступенчато:

    Однако, такое предположение сильно осложняет CVP-анализ, так как график общих расходов становится разрывной функцией.

    4. Переменные расходы остаются  независимыми от объема выпуска  в пределах области релевантности.  На самом деле величина переменных  расходов есть некоторая функция  от объема производства, так как  существует эффект падения предельной  производительности факторов производства. Поэтому в условиях предположения  3 (независимость постоянных расходов  от объема производства) переменные  расходы увеличиваются с ростом  объема производства. В качестве  более точного приближения можно  предложить аналогичный ступенчатый  график (см. пред. 3):

   5. Цена реализации выпуска не  меняется. Наиболее уязвимое предположение,  так как цена реализации продукции  зависит не только от действий  самого предприятия, но и от  структуры спроса на рынке,  действий конкурентов, ситуации  на рынке товаров-субститутов  и т.д. Затраты фирмы на продвижение  товара на рынок, организацию  собственной торговой сети и  т.п. могут оказать существенное  влияние на изменение цены  реализации. Здесь мы вступаем  в область анализа результатов  изменения двух или более факторов, влияющих на CVP-анализ. Однако, такой анализ весьма сложен, и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.

   6. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не  меняются. Ситуация аналогичная  с п. 5. Весьма спорное предположение,  однако это сильно облегчает  анализ.

   7. Производительность не меняется.

   8. Отсутствуют структурные сдвиги. Остановимся на данном предположении. До сих пор мы рассматривали производство одного изделия. Соответственно, не возникали проблемы распределения издержек на различные изделия, определения их цен, определения эффективности производства каждого из изделий.

   Пример 5. Влияние структуры производства на прибыль компании.

   Пусть компания Sword производит два вида изделий А и В, затраты на производство которых, цены и маржинальный доход сведены в нижеприведенную таблицу:

        А В
      Переменные  расходы на единицу, $ 8    10
      Цена, $ 11    14    
      Маржинальный  доход на единицу, $ 3    4    
      Постоянные  расходы 30000$.     
 

   Определим точки безубыточности («мертвые точки») фирмы Sword для следующих двух структур выпуска:

   I структура: 2 изделия А и 1 изделие В.

   II структура: 3 изделия А и 4 изделия В.

   Для каждой выбранной структуры мы рассматриваем  структурный набор как одно изделие, следовательно, для структуры I:

Переменные  расходы на 2 изделия А и 1 изделие  В, $ 2*8 + 1*10 = 26$ 

Цена 2 изделий А и 1 изделия В,$ 2*11 + 1*14 = 36$ 

Маржинальный  доход на 2 изделия А и 1 изделие  В, $ 36 - 26 = 10$ 

Тогда критический объем производства по формуле равен:

   хо = 30000$ / 10$ = 3000 штук структурных наборов,

   или 3000*2 = 6000 изделий А

   и  3000*1 = 3000 изделий В.

   Для структуры II:

Переменные  расходы на 3 изделия А и 4 изделия  В, $ 3*8 + 4*10 = 64$ 

Цена 3 изделий А и 4 изделий В,$ 3*11 + 4*14 = 89$ 

Маржинальный  доход на 3 изделия А и 4 изделия  В, $ 89 - 64 = 25$ 

Критический объем производства:

   хо = 30000$ / 25$ = 1200 штук структурных наборов,

   или 1200*3 = 3600 изделий А

   и  1200*4 = 4800 изделий В.

   Ясно, что CVP-анализ при условии изменчивой структуры выпуска требует привлечения дополнительных критериев для оценки эффективности той или иной структуры выпуска. Точный анализ точки безубыточности возможен лишь при определенной структуре производства.

   9. На затраты релевантно влияет  только объем производства. Очень  важное для CVP-анализа предположение. Мы абстрагируемся от влияния внешней среды и причисляем к постоянным затратам все не зависящие от объема выпуска издержки производства.

   10. Объем производства равен объему  продаж, или изменения начальных  и конечных запасов в итоге  незначительны.

   Реальный  мир не удовлетворяет всем перечисленным  выше допущениям. Однако, мы можем аппроксимировать методы CVP-анализа к реальному миру с помощью приема, известного как чувствительный анализ. Чувствительный анализ использует прием «что будет, если», который предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или ситуация с допусками изменится. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.

Информация о работе Метод «мертвой точки» и его практическое применение