Описание деятельности предприятия на примере ООО «Первомайский маслосырзавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание

Целями данной курсовой работы является изучение затрат и себестоимости продукции, их сущности, анализа, путей снижения. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг. Издержки производства являются довольно и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Издержки важны еще с той точки зрения, что они являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на предложение продукции на рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...7
1 Теоретические и методические основы анализа объема производства и реализации продукции………………………………………………………….9
1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции..............................................................................…...9
1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции………………………………………………………………………..10
2 Анализ производства и реализации продукции на примере предприятия ООО «Радуга»……………………………………………………………… ...20
2.1 Анализ выполнения плана по объему производства и реализации продукции......................................................................................................20
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции.................................21
2.3 Анализ динамики производства продукции………...………………..24
2.4 Анализ качества произведенной продукции…………………….……27
2.5 Анализ ритмичности работы предприятия........................................28
2.6 Анализ динамики выручки………...…………………………………..30
3 Выводы и предложения по улучшению хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………...……37
3.1 Выводы по анализу………………………………………………………37
3.2 Предложения и рекомендации по улучшению хозяйственной деятельности…………………………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya2 (1).doc

— 620.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...7

1 Теоретические и методические  основы анализа объема производства и реализации продукции………………………………………………………….9

1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации  продукции..............................................................................…...9

1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции………………………………………………………………………..10

2 Анализ производства и реализации продукции на примере предприятия ООО «Радуга»……………………………………………………………… ...20

2.1 Анализ выполнения плана по объему производства и реализации продукции......................................................................................................20

2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции.................................21

2.3 Анализ динамики производства продукции………...………………..24

2.4 Анализ качества произведенной продукции…………………….……27

2.5 Анализ ритмичности работы предприятия........................................28

2.6 Анализ динамики выручки………...…………………………………..30

3 Выводы и предложения  по улучшению хозяйственной деятельности  предприятия………………………………………………………………...……37

3.1 Выводы по анализу………………………………………………………37

3.2 Предложения и рекомендации  по улучшению хозяйственной деятельности…………………………………………………………………….39

Заключение………………………………………………………………………44

Список использованных источников…………………………………………..45

 

 

 

Введение

Целями данной курсовой работы является изучение затрат и  себестоимости продукции, их сущности, анализа, путей снижения. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг. Издержки производства являются довольно и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Издержки важны еще с той точки зрения, что они являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на предложение продукции на рынке.

Себестоимость продукции  является одним из важных обобщающих показателей деятельности предприятия, отражающих эффективность использования  ресурсов.

На основании цели курсовой работы поставлены следующие задачи: - определить экономическую сущность основных категорий: издержки, расходы, затраты, себестоимость;

- раскрыть классификацию затрат на производстве;

- определить значение, задачи, источники информации для анализа себестоимости продукции.

Объектом исследования является предприятие – ООО «Первомайский маслосырзавод».

 

1 Теоретические и методические основы анализа затрат и

себестоимости продукции

1.1 Теоретические основы анализа  затрат и себестоимости продукции

Себестоимость продукции является одним из важных качественных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их структурных подразделений. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) за счёт рационального использования производственных ресурсов – основной путь увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.

Анализ себестоимости  продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установление центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Различают также прямые и косвенные затраты. Прямые  затраты  связаны с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих и пр.), характеризуют тот или иной объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются  по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной заработной плате производственных рабочих, всем прямым расходам, производственной площади и т.д.) Примером косвенных затрат являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

Анализ материальных затрат по сравнению с планом и  с предыдущим отчетным периодом и  установление причин, оказавших влияние  на эти затраты, осуществляется на основании данных годового отчета, плановой калькуляции и первичных расходных документов.

Трудовые затраты. Уровень  трудовых затрат определяется суммой основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих. Кроме того, в эти затраты включаются различные доплаты, вызванные отклонениями от нормальных условий работы и действующих норм, а также выплаты в оплате труда. Изменение фактической величины затрат на зарплату против плана вызывается влиянием нескольких одновременно действующих факторов: изменения объёма и структуры выпуска товарной продукции и производительности труда.

Цель проведения анализа  себестоимости продукции – обеспечить полную информацию для управления издержками производства, создать необходимые условия для усиления режима экономии и последовательного снижения себестоимости на всех участках производства.

Анализ себестоимости  продукции (работ, услуг) проводится по следующим направлениям:

- анализ динамики обобщающих  показателей себестоимости и  факторов её изменения;

- горизонтальный, вертикальный  и трендовый анализ себестоимости  по экономическим элементам и статьям затрат;

- факторный анализ  себестоимости продукции;

- выявления резервов  снижения себестоимости.

Задачами анализа себестоимости  продукции являются:

- охарактеризовать источники  информации, используемые для анализа;

- изучение динамики себестоимости товарной продукции;

- проведение расчета  структуры затрат на производство  по элементам;

- изучение формирования  себестоимости по статьям затрат;

- анализ факторов изменения  себестоимости единицы изделия.

Объекты анализа себестоимости  товарной продукции являются следующие факторы:

- себестоимость продукции  в целом и по элементам затрат;

- себестоимость продаж;

- плановая отчетность  и нормативная калькуляция;

- затраты на рубль  продукции;

- себестоимость отдельных  изделий;

- отдельные статьи  затрат.

Источниками информации являются: финансовая отчетность, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; статистическая отчетность, форма №5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции»  калькуляции единицы продукции, сметы затрат; данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета по счетам 10, 20, 23, 25, 26.

 

1.2 Методические основы анализа затрат и себестоимости продукции

Выделяют следующие этапы анализа затрат и себестоимости продукции:

    • Анализ динамики выручки и себестоимости;
    • Анализ динамики затрат по экономическим элементам
    • Анализ структуры затрат по экономическим элементам;
    • Анализ исполнения сметы по уровню расходов;
    • Анализ динамики частных показателей уровня затрат предприятия;
    • Факторный анализ затрат на 1 рубль товарной продукции;
    • Анализ себестоимости товарной продукции;
    • Анализ динамики и структуры видов расходов и статей по факту относительно плана;
    • Факторный анализ прямых переменных материальных затрат;
    • Факторный анализ прямых переменных трудовых затрат;
    • Определение резервов снижения себестоимости продукции.

Таблица 1 – Система  показателей для анализа затрат и себестоимости                                                   продукции

№ п/п

название

формула

Обозначение

 

A

1

2

1

Абсолютное  отклонение, тыс.р.

абсолютное отклонение;

отч.г. – сумма в отчетном периоде;

пред.г. – сумма за предыдущий год

2

Темп прироста, %

темп прироста


 

Продолжение таблицы 1

3

Удельный вес за предыдущий (отчетный) год, %

удельный вес за предыдущий (отчетный год);

З - итого по затратам за предыдущий (отчетный) год

4

Себестоимость продаж, тыс.р.

+

УПР – условно – постоянные расходы;

5

Изменение удельного веса затрат, %

изменение удельного веса;

удельный вес за отчетный (предыдущий) год

6

Затраты на производство по ЭЭ, тыс.р.

= + + А осн. ср-в+ Прочие затраты

МЗ – материальные затраты;

А осн. ср-в.- амортизация основных средств

8

Изменение объёма товарной продукции, тыс.р.

- фактический объём произведенной  продукции  по плановой себестоимости

9

Полная себестоимость

С полная – полная себестоимость

10

Затраты на 1 рубль товарной продукции

З , тыс.р.=

полная себестоимость товарной продукции;

Объём товарной продукции в действующих  ценах


 

Окончание таблицы 1

11

Экономия  по затратам, тыс.р.

- экономия по затратам;

З рубль ТП – Абсолютное отклонение на 1 рубль затрат товарной продукции;

- объем товарной продукции  за отчетный год


 

В результате анализа  себестоимости выявляются факторы, способствующие как увеличению, так  и снижению себестоимости; определяются пути снижения себестоимости продукции. От того, как предприятие в своей  хозяйственной деятельности решает вопросы снижения себестоимости продукции, зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами. Экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от грамотного и качественного анализа себестоимости.

Характер этих задач  анализа себестоимости, цели анализа свидетельствуют о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

 

2 Анализ затрат и себестоимости  продукции на примере 

2.1 Анализ динамики  выручки и себестоимости 

В таблице 8 по данным приложения 1 проведем анализ динамики выручки и  себестоимости продукции.

Таблица 2 Анализ динамики выручки и себестоимости (тыс.р.)

п/п

Показатели

Пред.г

Отч.г.

Δабс

%прир

 

А

1

2

3=2-1

(3/1)*100%

1

Выручка от продаж, тыс.р.

27015,4

28098,8

1083,4

4

2

Себестоимость продаж, тыс.р.

23876,4

25914,7

2038,3

8,54

3

Себестоимость ТП, тыс. р.

23614,4

26614,8

3000,4

12,7


На основании расчётов представленных в таблице 8 можно  сделать следующие выводы: Выручка  в отчетном году по сравнению с  предыдущим годом выросла на 1083,4 тыс.руб. Себестоимость продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2038,3 тыс.руб. Прирост себестоимости товарной продукции опережает прирост себестоимости продаж на 4,16%, следовательно это говорит о  росте остатков готовой продукции на складе. Прирост выручки по сравнению с  приростом себестоимости продаж сократился на 2,17%, это говорит о невысоком влиянии увеличения цен на выручку от реализации.

2.2 Анализ динамики затрат по  экономическим элементам 

Анализ затрат по экономическим элементам осуществляется с целью изучения динамики и контроля за расходованием средств на хозяйственную деятельность предприятия, выявления резервов их снижения. Все затраты группируются по экономическому содержанию, т.е. по отдельным элементам, независимо от их производственного назначения и места, где они израсходовались.

 

Таблица 3 Анализ динамики затрат по экономическим элементам

п/п

Экономические элементы

Пред.г.

Отч.г.

Δабс

%прир

 

А

1

2

3=2-1

4=(3/1)*100%

1

Материальные затраты, тыс.р.

8673,6

9034,5

360,9

4,2

2

Расходы на оплату труда, тыс.р

8010,4

8164,6

154,2

1,9

3

Отчисления на соц.нужды, тыс.р.

4152,7

3250,1

-902,6

-21,7

4

Амортизация тыс.р.

1099,6

1223

123,4

11,2

5

Прочие затраты, тыс.р.

2010

2570

560

27,8

Итого затрат на производство

24004,3

24222,8

218,4

0,9

Информация о работе Описание деятельности предприятия на примере ООО «Первомайский маслосырзавод»