Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 00:20, курсовая работа
Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей.
1. 1.1 Понятие и виды оптового товарооборота
Глава 1. Роль и значение анализа оптового товарооборота
1.1. Система
показателей, объем, состав, товарная
структура, задачи
Товарооборот - один из важнейших синтетических показателей развития, как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом.
Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей.
Различают розничный и оптовый товарооборот 1.
Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями организациям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления. В зависимости от использования товарных ресурсов различают три вида оптового товарооборота по реализации:
- продажу товаров
розничным и промышленным
- межгосударственный отпуск (продажу товаров за пределы страны другим государствам на основе заключённых межправительственных соглашений);
- внутрисистемный
отпуск (продажу внутри страны
одним оптовым продавцом
Оптовый товарооборот подразделяют также по направлениям реализации товаров:
- поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск организациям розничной торговли и массового питания для продажи населению.
- поставка товаров
к внерыночному фонду
Система показателей товарооборота.
Для характеристики
товарооборота торгового
Объем (размер) товарооборота может быть выражен как в натуральных, так и в стоимостных единицах. Объем товарооборота дает, прежде всего, количественную характеристику той товарной массы товаров, которая переходит из сферы производства в сферу обращения, а из нее - в сферу потребления. Общий объем товарооборота характеризует объем продаж в стоимостном выражении за определенный период времени. Он может быть выражен в текущих ценах данного периода или в сопоставимых ценах прошлого периода, если при проведении анализа мы хотим нивелировать роль цен в изменении товарооборота:
ТО тек.цен. =∑Ц1*Q1 ; ТО соп.цен. =∑ Цо*Q1 (1.1)ссылки
Для перехода от одного показателя товарооборота к другому можно использовать индекс цен:
после чего можно сравнивать между собой товарообороты старый (0) и новый (1) по его физическому объему:
∆ физ.об. ТО = Т0 1соп.ц - Т00
,
при этом соотношение индексов таково:
Состав товарооборота характеризует соотношение отдельных видов и форм товарооборота, в общем, его объеме (например, объем крупнооптовой и мелкооптовой продажи; продажу за наличный и безналичный расчет; продажу по структурным подразделениям – филиалам и другим характерным признакам). Каждый из видов товарооборота по-разному влияет на эффективность деятельности ТП, поэтому, зная состав товарооборота, можно оценивать экономические последствия. Обычно состав товарооборота характеризуется следующими видами продаж:
- продажа товаров за наличный расчет, посредством кредитных карточек, по расчетным чекам сбербанков, через торговую сеть, по безналичному расчету;
- продажа товаров в кредит с рассрочкой платежа;
- продажа товаров
длительного пользования по
- продажа отдельных
товаров (лекарств, топлива и др.)
со скидкой ряду категорий
покупателей (в объем ТО включа
- продажа печатных изданий (книг, газет, журналов и др.) без учета стоимости доставки;
- продажа порожней тары;
Товарная структура товарооборота характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме ТО. Как правило, это соотношение определяется в процентах:
Этот качественный показатель позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отражает распределение расходов покупателей на приобретение товаров.
Структура товарооборота, как правило, характеризуется устоявшимся перечнем товарных групп:
- продовольственные товары;
- непродовольственные товары.
Структуру товарооборота формирует каждое торговое предприятие по своему усмотрению. Она меняется, прежде всего, под влиянием спроса, но может зависеть и от других факторов (например, от предложения, возможности приобретения товара).
Когда проводят анализ структуры товарооборота, то можно вначале посмотреть, как изменился объем продаж в целом, а затем - за счет каких товарных групп это произошло.
Кроме вышеназванных основных показателей товарооборота, используют и другие, позволяющие оценить эффективность работы ТП, провести анализ его деятельности.
К ним относят:
- однодневный объем товарооборота (руб.),
- объем товарооборота в расчете на 1 работника;
- объем товарооборота на 1 кв.м площади (общей и в т.ч. торговой);
- динамика товарооборота (средний темп роста)
где t – рассматриваемый период времени (год, квартал, месяц).
- равномерность товарооборота оценивается по показателям:
1. коэффициент вариации -
отражает неравномерность
отдельным периодам времени (месяцам, кварталам), он показывает, на сколько процентов (долей) отклоняется товарооборот по отдельным периодам от среднего товарооборота за эти периоды (например, V = 0.07 означает среднее отклонение от среднего значения товарооборота на 7%):
V = (СКО / ТО ср.)*100%
где СКО = ∑ТОt - ТО ср)2 ; ТО ср = ∑ ТОt / n (1.8)
коэффициент равномерности - характеризует равномерность ТО по отдельным периодам:
К равн. = 100-V (1.9)
Здесь были рассмотрены только основные показатели, используемые в анализе планировании товарооборота. При необходимости их перечень может быть расширен.
Задачи оптового товарооборота.
К задачам анализа оптового товарооборота относятся:
- контроль над выполнением плана оптового товарооборота по общему объёму и по товарным группам;
- оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;
- изучение ритмичности выполнения плана оптового товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;
- изучение динамики оптового товарооборота за ряд лет;
- выявление изменений, произошедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов, в поступлении и отгрузке товаров;
- определение
степени охвата покупательных
фондов предприятий,
- вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;
- изучение качества обслуживания клиентов;
- выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота.
Для анализа оптового товарооборота используются: данные о социально-экономических показателях района деятельности организаций и предприятий, планы, составляемые самими организациями и предприятиями; данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований и др.
Анализ производится путём расчёта различных показателей, которые можно сгруппировать по следующим признакам: стоимостные и натуральные, количественные и качественные, объёмные и удельные.
Особенно широко при экономическом анализе применяются стоимостные показатели. Важнейшим таким показателем является объём товарооборота предприятий и организаций.
В стоимостном выражении также определена реализация товаров в ассортименте, по формам и методам торговли, по группам клиентов и т.д., стоимостные показатели являются основной оценкой выполнения плана оптового товарооборота (в дальнейшем ОТ).
Для характеристики ОТ отдельных сторон деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются натуральные показатели, в связи с тем, что в последнее время появилось много бухгалтерских программ, которые позволяют вести учёт, как в суммовых, так и в натуральных показателях стало легко применять эти показатели в анализе.
Количественные показатели используются при характеристике отдельных сторон деятельности торгового предприятия и организации. К ним относятся: объём ОТ отдельных магазинов, торговых предприятий и организаций; остатки товаров на начало и конец периода; поступление товаров и т.п.
Большое значение в анализе имеют показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения плана ОТ; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания клиентов; охват денежных доходов и покупательных фондов розничных предприятий товарооборотом и т.д.
Нет логики исследования! Все отрывками !
Объёмные и удельные показатели широко применяются при анализе ОТ. К объёмным показателям относится ОТ в целом по системе, а к удельным – уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объёме товарооборота, товарооборот на одного менеджера, на один кв. м. и т.д.
В процессе анализа ОТ применяют систему показателей, на основе которых даётся характеристика выполнения плана ОТ, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания.
Главной целью
торговых предприятий является получение
максимальной прибыли и товарооборот
выступает как важнейшее и необ
Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления эко-номикой предприятия.
С другой стороны, оптовый товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.
Продажа может быть произведена:
- юридическим лицам, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);
- юридическим
лицам, осуществляющими
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Таким образом, сущность оптового товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных и безналичных денежных средств предприятий на приобретенные товары.
Оптовый товарооборот
учитывается в ценах
Оптовый товарооборот
может быть использован для характеристики
эффективности использования