Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 00:20, курсовая работа
Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей.
Доходы организации от реализованных торговых надбавок и прочих внереализационных доходов составили 19,88% к обороту. При сложившимся уровне издержек обращения (16,75% к обороту) это обеспечило предприятию рентабельность 2,85% к обороту. За 2011г. предприятие получило прибыли 188,5 тыс. руб. На её увеличение оказали влияние рост объёма товарооборота, рост доходности предприятия и снижение уровня издержек обращения по предприятию.
По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2012г. активы организации составили 1 442,9 тыс. руб. За год они возросли на 140,9 тыс. руб.
Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 108,6 тыс. руб. Недвижимое имущество возросло за год на 132,3 тыс. руб.
По состоянию на 1 января 2012г. у предприятия отсутствуют убытки (раздел III актива баланса).
Увеличение
имущества предприятия
На начало года данной организации испытывало недостаток собственных оборотных средств, но в результате предпринятых мер по привлечению средств достигнут излишек средств в обороте и 139,4 тыс. руб. Это создало условия для досрочного погашения банковских кредитов.
Способность предприятия своевременно погашать свои обязательства характеризуется его ликвидностью. По данным предприятия можно сказать, что баланс на конец года является ликвидным, так как каждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательств предприятия. Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.
2.2. Анализ оптового товарооборота предприятия ИП Гришов.
По периодам:
Основным видом деятельности предприятия ИП Гришов является оптовая торговля. Развитие оптовой реализации товаров предприятия за последние три года характеризуется следующими данными:
Динамика оптового товарооборота ИП Гришов за 2009-2011 г.г.
Годы |
Фактический оптовый товарооборот (тыс. руб.) |
Цепные темпы роста товарооборота, % |
Базисные темпы роста товарооборота, % | ||||
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах |
В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
2009 |
12 141,5 |
12 141,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |
2010 |
12 620,7 |
12 176,6 |
122,4 |
101,7 |
122,4 |
101,7 | |
2011 |
13 105,2 |
12 227,5 |
118,5 |
102,3 |
145,0 |
104,0 |
Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста оптового товарооборота снижаются: в 2010 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 2011 году - 118,5%. Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2011 году по сравнению с 2010 годом.
2010 году по сравнению с 2009 годом (средний индекс цен в 2010 году - 1,204 или 120,4%, в 2011 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 2010 году на 1,7%, в 2011 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.
За три года оптовый товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (13 105,2 -12 141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема оптового товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (12 227,5 – 12 141,5), и в связи с увеличением оптовых цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (13 105,2 – 12 227,5).
По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения оптовых цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.
За 2009-2011 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.
По кварталам оптовый товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте.
По кварталам оптовый товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.
Ритмичность развития оптового товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2
Таблица 2.
|
|
|
отклонение |
2011год | ||
|
2010 год |
2011 год |
в сумме |
% к | ||
Кварталы |
сумма, |
удельный |
сумма, |
удельный |
2010 году | |
|
тыс. руб. |
вес, % |
тыс. руб. |
вес, % |
| |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 900,8 |
23,3 |
3 004,0 |
23,0 |
+103,2 |
116,9 |
2 |
3 155,2 |
25,0 |
3 270,5 |
24,8 |
+115,3 |
11 7,6 |
3 |
3 147,3 |
24,7 |
3 270,1 |
24,8 |
+122,8 |
119,0 |
4 |
1 707,4 |
27,0 |
3 560,6 |
27,4 |
+143,2 |
120,2 |
Всего за год |
12 620,7 |
100,0 |
13 105,2 |
100,0 |
+484,5 |
118,5 |
Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие оптового товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 2010 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).
Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2010 году до 24,8% в 2011 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2011 году 27,4% и возросла по сравнению с 2010 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года. (см. Таблицу 3. и Рис.4)
Рис.4 Графическое изображение развития оптового товарооборота предприятия ИП Гришов по кварталам за 2010-2011г.
Таблица 3.
Ритмичность развития оптового товарооборота ИП Гришов по месяцам года
Кварталы |
2010 год |
2011 год |
Отклонение в сумме (+, - ) |
2011 г. в % к 2010 г. | ||
сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % |
сумма, тыс. руб. |
удельный вес, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Январь |
202,1 |
12,5 |
228,2 |
13,3 |
+26,1 |
112,9 |
Февраль |
698,3 |
43,4 |
725,0 |
42,3 |
+26,7 |
113,5 |
Март |
710,4 |
44,1 |
760,8 |
44,4 |
+50,4 |
124,0 |
Итого за 1 кв, |
1 610,8 |
100,0 |
1 714,0 |
100,0 |
+103,2 |
116,9 |
Апрель |
1 220,9 |
33,4 |
1 243,3 |
33,0 |
+22,4 |
110,1 |
Май |
1 215,4 |
33,3 |
1 256,4 |
33,3 |
+41,0 |
119,0 1 |
Июнь |
1 218,9 |
33,3 |
1 270,8 |
33,7 |
+51,9 |
123,7 |
Итого за 2 кв. |
3 655,2 |
100,0 |
3 770,5 |
100,0 |
+115.3 |
117,6 |
Июль |
1 216,0 |
33,4 |
1 256,2 |
33,3 |
+40,2 |
118.6 |
Август |
1 214,8 |
33,2 |
1 255,2 |
33,1 |
+40,4 |
118,8 |
Сентябрь |
1 216,5 |
33,4 |
1 258,7 |
33,6 |
+42,2 |
119.5 |
Итого за 3 кв. |
3 647.3 |
100,0 |
3 770,1 |
100,0 |
+122,8 |
119,0 |
Октябрь |
1 232,5 |
32,9 |
1 279,7 |
32,9 |
+47,2 |
120,3 |
Ноябрь |
1 229,0 |
32,4 |
1 270,8 |
31.8 |
+41,8 |
118,3 |
Декабрь |
1 229,0 |
32,4 |
1 270,8 |
31,8 |
+41,8 |
118,3 |
Итого за 4 кв. |
3 707,4 |
100,0 |
3 850,6 |
100,0 |
+143,2 |
120,2 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего за год |
12 620,7 |
---------------- |
13 105,2 |
----------------- |
+484,5 |
118,5 1 |
|
|
|
|
|
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста оптового товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,6% и 123,7%, за третий квартал - 119,00 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
Таблица 4.
Оптовый товарооборот предприятия ИП Гришов по товарным группам за 2010-2011 г.г.
Товарные группы |
2010 |
2011 |
2011г. в % к
2010г. | ||||||||
сумма тыс. руб. |
удельный вес, % |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
в сопоста-вимых цепях |
в деист- вую-щихх ценах | ||||||
сумма тыс. руб. |
удельный вес ,% |
сумма тыс. руб. |
удельный вес, % |
щих | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
Водка |
1 372,1 |
14,2 |
1 447,0 |
14,4 |
1 376,2 |
14,0 |
120,1 |
101,2 | |||
Коньяк |
1 340,8 |
13,0 |
1 403,4 |
13,0 |
1 342,7 |
12,8 |
118,4 |
100,6 | |||
Бренди |
276,1 |
2,9 |
290,3 |
2,9 |
277,3 |
2,8 |
118,7 |
101,6 | |||
Виски |
397,0 |
3,7 |
414,9 |
3,7 |
398,8 |
3,7 |
118,5 |
101,9 | |||
Ликеры |
414,8 |
8,2 |
448,7 |
8,0 |
412,2 |
7,9 |
115,8 |
98,8 | |||
Коктейли |
468,2 |
2,6 |
480,9 |
2,6
|
469,8 |
2,6
|
118,6 |
102,3 | |||
Портвейн |
1 081,3 |
3,1 |
1 099,3 |
3,2
|
1 084,0 |
3,2
|
122,1 |
103,3 | |||
Джин тоник |
557,3 |
6,0 |
586,8 |
6,0
|
560,5 |
5,9
|
118,8 |
102,0 | |||
Настойки |
1 117,9 |
4,5 |
1 136,6 |
4,4
|
1 117,5 |
4,4
|
115,9 |
99,5 | |||
Мартини |
562,7 |
2,4 |
574,7 |
2,4 |
564,2 |
2,4
|
119,1 |
102,4 | |||
Шампанское |
1 314,4 |
12,0 |
1 375,7 |
12,1
|
1 323,5 |
12,1
|
119,5 |
102,9 | |||
Игристые вина |
1 283,0 |
10,8 |
1 329,3 |
10,4
|
1 281,2 |
10,5
|
116,4 |
99,4 | |||
Пиво |
1 264,7 |
10,1 |
1 321,8 |
10,4 |
1 304,8 |
11,4 |
121,6 |
115,1
| |||
Коньячные напитки |
1 170,4 |
6,5 |
1 195,8 |
6,3 |
1 168,3 |
6,3 |
114,9 |
98,8
— | |||
Всего товаров |
12 620,7 |
100,0 |
13 105,2 |
100,0 |
12 681,5 |
100,0 |
118,5 . „ |
102,3
|
Оптовый товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации водки, коньяка, шампанского, игристых вин, коньячных напитков, настоек, портвейна и других товарных групп.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы оптовая база заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, коньячные напитки - на 0,2%, игристые вина, пиво - на 0,1%, ликеры - на 0,2%.
Неравномерность развития оптового товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2010 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи портвейна, шампанского, пива при: относительном снижении реализации игристых вина, коньячных напитков, водки, коньяка, бренди, джин - тоников, настоек, ликеров. Это говорит об ухудшении структуры оптового товарооборота предприятие.
2.3. Факторный анализ оптового товарооборота.
На развитие оптового товарооборота предприятия оказали следующие факторы:
- обеспеченность
трудовыми ресурсами и
- состояние и эффективность использования материально технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По базе данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:
Таблица 5.
Товарный баланс по ИП Гришов за 2010 -2011 г.г.
|
|
|
Отклонение |
Влияние |
Показатели |
|
|
в сумме |
на изменение |
|
|
|
товарооборота | |
2010 |
2011 |
(+-) |
(+-) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Запасы товаров на начало года |
1 209,2 |
1 243,0 |
+33,8 |
+33,8 |
Поступление товаров |
10 656,3 |
11 169,3 |
+513,0 |
+513,0 |
Прочее выбытие товаров |
1,8 |
1,0 |
-0,8 |
+0,8 |
Запасы товаров на конец года |
1 243,0 |
1 306,1 |
+63,1 |
-63,1 |
Оптовая реализация товаров |
12 620,7 |
13 105,2 |
+484,5 |
+484,5 |