Понятие и виды оптового товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание

Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей.

Работа состоит из  1 файл

Юдина С.Г. 4курс 3гр. Пути увеличения оптового товарооборота.doc

— 410.00 Кб (Скачать документ)

Оптовый товарооборот может быть использован для расчета  трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью  этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие оптового товарооборота должно быть тесно  увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление  товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

Это к чему? Нет связи исследования!

 

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.                                           Для    обеспечения      ритмичной     работы,  широкого выбора товаров и наиболее  полного удовлетворения спроса покупателей в оптовой торговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы. По назначению запасы         товаров      подразделяют      на текущие,     сезонные   и     целевые. Основными    являются     текущие   товарные    запасы,    предназначенные  для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров    текущего хранения      постоянно   и равномерно   пополняются.    Оптовое           торговое предприятие      должно   иметь    их   в    размере    на    установленное по плану количество  дней торговли.  Текущие  товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными  и   незаниженными.   Завышенные  запасы товаров ведут к  замедлению    товарооборачиваемости,        росту     товарных   потерь и других  издержек  обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное  -к ухудшению      качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы  могут       привести    к   перебоям   в    торговле,    снижению   объема оптового товарооборота.                                                                                                             Анализ текущих товарных запасов начинается с сопоставлением фактических их размеров с установленными нормативами:


Тек. тов. зап. =    : Vт/о n.


При расчете  средних товарных запасов необходимо привлекать как можно 

больше число данных, что обеспечит большую точность:

Зср. = З/2 + З2….Зn-1 +Зn/2 : n-1.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование  связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).

Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

В деятельности торговых предприятий текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения  выполнения плана и динамики развития оптового  товарооборота, а с другой - как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по оптовым ценам (в общественном питании - по продажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансового положения предприятия - по себестоимости (по покупной стоимости). Нормативы текущих товарных запасов в оптовых ценах должны планироваться в разрезе товарных групп, товаров и по торговому предприятию в целом, а по себестоимости - только в целом по предприятию. В норматив текущих товарных запасов в оптовой торговле включают товары, находящиеся в розничной торговой сети, на складах, в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк для оплаты в пределах установленных сроков. В процессе анализа устанавливают, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами; изучают причины выявленных отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов. Такими причинами могут быть: невыполнение или перевыполнение плана товарооборота; невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров; завоз товаров, не пользующихся спросом, или в размерах, превышающих спрос; неравномерное поступление товаров; неправильное распределение товарных ресурсов между отдельными торговыми предприятиями и их подразделениями; отсутствие достаточной информации у населения об имеющихся в торговой сети товарах, способах их потребления; недостатки в организации торговли и другой маркетинговой деятельности. Товарные запасы в сумме обычно снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров.                                                                                                                                            Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т.п. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.                                                                 Изменение товарооборачиваемости в днях в целом по торговому предприятию складывается под воздействием двух факторов: 1) изменения структуры розничного товарооборота; 2) изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров.

Товарные запасы анализируют для того, чтобы определить соответствие фактических товарных запасов в целом и по отдельным товарным группам установленным нормативам; выявить изменения в товарных запасах оптового предприятия, а также установить их долю в совокупных товарных запасах оптовой и розничной торговли района деятельности оптового предприятия. Анализ товарных запасов проводят в основном по той же методике, что и в розничных предприятиях, При этом должна учитываться только складская реализация. Если же отдельно изучают запасы товаров в пути и отгруженных покупателям, то их относят не только к складской, но и к транзитной реализации товаров с участием в расчетах оптового торгового предприятия. Анализ начинают со сравнения товарных запасов с установленными нормативами в сумме и в днях оборота. При расчете товарных запасов в днях на оптовом торговом предприятии используют оптово-складской оборот, а при расчете товарных запасов в днях во всей зоне обслуживания оптовым предприятием в расчет берется розничный товарооборот торговой сети. Чтобы определить величину товарных запасов в днях на складе оптового предприятия, делят фактические товарные запасы в сумме на однодневный складской товарооборот, который в свою очередь исчисляется путем деления складского товарооборота на количество дней в периоде. Товарооборачиваемость в оптовой торговле целесообразно изучать в целом по торговле, т.е. принимать во внимание запасы товаров оптового предприятия и в обслуживаемой им розничной сети. Чтобы вычислить этот показатель в днях в целом по торговле, делят средние товарные запасы, находящиеся в оптовой и розничной торговле, на однодневный фактический товарооборот розничной сети, включая мелкооптовый оборот оптового предприятия. Кроме товарных запасов текущего хранения, необходимо анализировать и товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза, при этом изучается ход выполнения заданий по их накоплению в соответствующем объеме и ассортименте, поскольку недостаток запасов этих товаров или их несоответствие по качеству отрицательно сказывается на оптовой реализации при наступлении сезона.

 

1.2.Анализ товарооборота как важная предпосылка разработки плана.

Анализ является первым и необходимым шагом в  планирование товарооборота. Сбор и  анализ данных о товарообороте необходим  предприятию для оценки результатов  его деятельности, а также для разработки и прогнозирования маркетинговых стратегий. Необходимость проведения анализа товарооборота также продиктована тем, что от него напрямую зависит финансовое состояние предприятия, удовлетворение покупательского спроса, а также уровень издержек обращения, валового дохода и полученной прибыли.

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение  факторов, которые позитивно и  негативно влияют на объем товарооборота  предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

            Проведение экономического анализа  позволяет:

• Изучить   состояние   выполнения   планов   товарооборота,   ритмичность   и сезонность       реализации       товаров       в        ретроспективном        периоде;

• Изучить   состав   товарооборота   по   формам,   видам,   методам   продажи, ассортиментной структуре;

• Выявить   основные   тенденции   и   закономерности   в   реализации   товаров;

- Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Проведение   анализа   основывается   на   информационной   базе,   состав которой был рассмотрен выше. [14,с. 25].

Анализ объема и структуры товарооборота предприятия  предусматривает проведение следующей аналитической работы:

       1) Определение общего объема товарооборота  и анализ степени выполнения  плана

       2) Анализ динамики общего объема товарооборота

       3) Анализ товарно-групповой структуры товарооборота

       4) Анализ состава товарооборота по его определенным видам

       5) Анализ ритмичности и сезонности  реализации товара

      6) Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота

      7) Анализ запаса финансовой прочности предприятия

Последовательность  и этапы анализа товарооборота  предприятия.

 Первым этапом  является определение общего  объема товарооборота предприятия  за отчетный период и оценка  степени выполнения плана товарооборота. На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере. [9, с. 36].

 Оценка степени  выполнения плана товарооборота  осуществляется путем оценки  относительного и абсолютного размеров отклонения в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а, прежде всего - с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном предприятии.

Второй этап - анализ динамики общего товарооборота  на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).

 Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота.

• сумма увеличения (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:

                                                ∆Табс.  =Т1 –Т0 ,                               (1.10)                где  Табс.  – абсолютная сумма увеличения товарооборота, руб.;

Т1- объем товарооборота в отчетном году, руб.;

Т0- объем товарооборота  в прошлом году, руб.;

• темп роста объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:

                                              %Р = Т1 /Т0*100,                                           (1.11)          

где  %Р  –  темп роста  объема товарооборота, %; Т1- объем товарооборота в отчетном году, руб.; Т0- объем товарооборота в прошлом году, руб.;

        -    темп прироста объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:

                                   ∆Тотн. %  = Т1 /Т0*100-100,                                   (1.12)         

где   ∆Тотн. %   – темп прироста объема товарооборота,  %;

         При анализе объема товарооборота  в динамике за ряд лет следует рассчитывать цепные ( в % к предыдущему году) и базисные (в % к первому году в ряду динамики) темпы роста или снижения.

          На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.

         Третий этап - анализ товарно-групповой структуры товарооборота предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе  аналитической работы изучаются  темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота  по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется удельный вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в конъюнктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров)  дает возможность определить объективные  (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров. [9, с. 42].

Информация о работе Понятие и виды оптового товарооборота