Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 00:20, курсовая работа
Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. В современных условиях торговые организации, как правило, занимаются и оптовой, и розничной торговлей.
Оптовый товарооборот может быть использован для расчета трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
Развитие оптового товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
Это к чему? Нет связи исследования!
Анализ товарных
запасов и товарооборачиваемости.
Тек. тов. зап. = : Vт/о n.
При расчете средних товарных запасов необходимо привлекать как можно
больше число данных, что обеспечит большую точность:
Зср. = З/2 + З2….Зn-1 +Зn/2 : n-1.
Сезонные запасы
товаров создаются в
Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
В деятельности
торговых предприятий текущие товарные
запасы рассматривают, с одной стороны,
как источник товарного обеспечения
выполнения плана и динамики развития
оптового товарооборота, а с другой
- как составную часть финансового плана
и основу расчета потребности в источниках
собственных и заемных средств. В этой
связи нормативы текущих товарных запасов,
а равно и фактическое их наличие должны
оцениваться при анализе товарного покрытия
товарооборота по оптовым ценам (в общественном
питании - по продажной стоимости), а при
планировании финансов и изучении финансового
положения предприятия - по себестоимости
(по покупной стоимости). Нормативы текущих
товарных запасов в оптовых ценах должны
планироваться в разрезе товарных групп,
товаров и по торговому предприятию в
целом, а по себестоимости - только в целом
по предприятию. В норматив текущих товарных
запасов в оптовой торговле включают товары,
находящиеся в розничной торговой сети,
на складах, в пути, а также товары отгруженные,
расчетные документы на которые не сданы
в банк для оплаты в пределах установленных
сроков. В процессе анализа устанавливают,
как товарные запасы обеспечивают развитие
товарооборота и бесперебойное снабжение
населения необходимыми товарами; изучают
причины выявленных отклонений фактических
запасов товаров от установленных нормативов.
Такими причинами могут быть: невыполнение
или перевыполнение плана товарооборота;
невыполнение или перевыполнение плана
поступления товаров; завоз товаров, не
пользующихся спросом, или в размерах,
превышающих спрос; неравномерное поступление
товаров; неправильное распределение
товарных ресурсов между отдельными торговыми
предприятиями и их подразделениями; отсутствие
достаточной информации у населения об
имеющихся в торговой сети товарах, способах
их потребления; недостатки в организации
торговли и другой маркетинговой деятельности.
Товарные запасы в сумме обычно снижаются,
если поступление товаров отстает от темпов
увеличения товарооборота, и повышаются
при опережающих темпах роста поступления
товаров.
Товарные запасы анализируют для того, чтобы определить соответствие фактических товарных запасов в целом и по отдельным товарным группам установленным нормативам; выявить изменения в товарных запасах оптового предприятия, а также установить их долю в совокупных товарных запасах оптовой и розничной торговли района деятельности оптового предприятия. Анализ товарных запасов проводят в основном по той же методике, что и в розничных предприятиях, При этом должна учитываться только складская реализация. Если же отдельно изучают запасы товаров в пути и отгруженных покупателям, то их относят не только к складской, но и к транзитной реализации товаров с участием в расчетах оптового торгового предприятия. Анализ начинают со сравнения товарных запасов с установленными нормативами в сумме и в днях оборота. При расчете товарных запасов в днях на оптовом торговом предприятии используют оптово-складской оборот, а при расчете товарных запасов в днях во всей зоне обслуживания оптовым предприятием в расчет берется розничный товарооборот торговой сети. Чтобы определить величину товарных запасов в днях на складе оптового предприятия, делят фактические товарные запасы в сумме на однодневный складской товарооборот, который в свою очередь исчисляется путем деления складского товарооборота на количество дней в периоде. Товарооборачиваемость в оптовой торговле целесообразно изучать в целом по торговле, т.е. принимать во внимание запасы товаров оптового предприятия и в обслуживаемой им розничной сети. Чтобы вычислить этот показатель в днях в целом по торговле, делят средние товарные запасы, находящиеся в оптовой и розничной торговле, на однодневный фактический товарооборот розничной сети, включая мелкооптовый оборот оптового предприятия. Кроме товарных запасов текущего хранения, необходимо анализировать и товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза, при этом изучается ход выполнения заданий по их накоплению в соответствующем объеме и ассортименте, поскольку недостаток запасов этих товаров или их несоответствие по качеству отрицательно сказывается на оптовой реализации при наступлении сезона.
1.2.Анализ товарооборота как важная предпосылка разработки плана.
Анализ является первым и необходимым шагом в планирование товарооборота. Сбор и анализ данных о товарообороте необходим предприятию для оценки результатов его деятельности, а также для разработки и прогнозирования маркетинговых стратегий. Необходимость проведения анализа товарооборота также продиктована тем, что от него напрямую зависит финансовое состояние предприятия, удовлетворение покупательского спроса, а также уровень издержек обращения, валового дохода и полученной прибыли.
Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.
Проведение экономического
• Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
• Изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
• Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
- Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой был рассмотрен выше. [14,с. 25].
Анализ объема
и структуры товарооборота
1) Определение общего объема
2) Анализ динамики общего объема товарооборота
3) Анализ товарно-групповой структуры товарооборота
4) Анализ состава товарооборота по его определенным видам
5) Анализ ритмичности и
6) Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота
7) Анализ запаса финансовой прочности предприятия
Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия.
Первым этапом
является определение общего
объема товарооборота
Оценка степени
выполнения плана
Второй этап - анализ динамики общего товарооборота на протяжении определенного аналитического периода (поквартально, на протяжении года или за 2-3 года).
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота.
• сумма увеличения (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:
Т1- объем товарооборота в отчетном году, руб.;
Т0- объем товарооборота в прошлом году, руб.;
• темп роста объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:
где %Р – темп роста объема товарооборота, %; Т1- объем товарооборота в отчетном году, руб.; Т0- объем товарооборота в прошлом году, руб.;
- темп прироста объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:
где ∆Тотн. % – темп прироста объема товарооборота, %;
При анализе объема товарооборота в динамике за ряд лет следует рассчитывать цепные ( в % к предыдущему году) и базисные (в % к первому году в ряду динамики) темпы роста или снижения.
На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода.
Третий этап - анализ товарно-групповой структуры товарооборота предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).
На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется удельный вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в конъюнктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров) дает возможность определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров. [9, с. 42].