Повышения финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка направлений повышения финансовой устойчивости предприятия.

Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение целей и задач оценки финансовой устойчивости ОАО «Хлеб»;

Работа состоит из  1 файл

курсовая афхд.doc

— 409.00 Кб (Скачать документ)

Так как прибыль связана с себестоимостью и ценой продукции, то рентабельность продукции часто рассчитывают как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж. Рентабельность продукции, рассчитанную таким образом, также называют рентабельностью продаж (оборота).

На уровень рентабельности продукции, исчисленной как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации влияют изменение цены на продукцию и изменение себестоимости продукции.

Методом факторного анализа определяется влияние этих факторов на изменение рентабельности продукции. Для расчета используют модель:

                                                    Рпр=(ОР-С)/ОР ,              (5)

где ОР – выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

С – себестоимость продукции.

Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. В рынке, где цель предпринимательской деятельности - получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасль дотационная или отдельные изделия дотируются, то следует сделать определенные корректировки.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшить Финансовое, социально-экономическое положение предприятия отрасли.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала.

В мировой практике для характеристики использования финансовых ресурсов используют показатель рентабельности вложений (активов). Рентабельность вложений в предприятие в общем виде определяется по стоимости всех активов, имеющихся у предприятия.

Рентабельность производственных активов (доходов) экономически тесно связана с рентабельностью реализации и ресурсоотдачей, что прямо указывает на пути повышения рентабельности: при низкой прибыли от продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Для факторного анализа рентабельности активов используют формулу:

                                                   Ракт=НП/А ,              (6)

где Ракт – рентабельность активов (вложений);

НП – прибыль до налогообложения:

А – среднегодовая стоимость всех производственных активов (итог баланса).

Аналогично осуществляется анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая прибыль предприятия зависит от объема реализованной продукции, ее структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг.

Анализ рентабельности ОАО «Хлеб» приведен в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ рентабельности ОАО «Хлеб» за 2007-2008 гг.

Показатель

2007 г.

2008 г.

+, -

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

595278

540913

-54365

Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

563930

521317

-42613

Прибыль от продаж, тыс. руб.

31348

19596

-11752

Балансовая прибыль, тыс. руб.

22904

13478

-9426

Среднегодовая стоимость совокупного капитала, тыс. руб.

101951,5

112446,5

+10495

Окупаемость издержек, %

5,56

3,76

-1,8

Рентабельность оборота (продаж), %

5,27

3,62

-1,65

Рентабельность капитала (активов), %

22,47

11,99

-10,48

 

Рентабельность производственной деятельности в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 1,8% за счет снижения балансовой прибыли на 9426 тыс. рублей и за счет снижения затрат по реализованной продукции, что свидетельствует о снижении эффективности производственной деятельности. Рентабельности оборота снизилась на 1,65 % за счет уменьшения прибыли от продаж на 11752 тыс. рублей и снижения выручки от продаж на 54365 тыс. рублей. Это свидетельствует о снижении эффективности предпринимательской деятельности. Снизилась рентабельности капитала на 10,48 % за счет снижения балансовой прибыли на 9426 тыс. рублей и снижения стоимости совокупного капитала на 10495 тыс. рублей. Это свидетельствует о снижении доходности капитала предприятия.

Снижение показателей рентабельности свидетельствует, что снизилась эффективность производственной и предпринимательской деятельности и доходность капитала предприятия.

Увеличению показателей рентабельности способствует увеличение прибыли. Основными источниками резервов являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение цен, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта , реализация в более оптимальные сроки.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции, снижение себестоимости товарной продукции.

Необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

                                                                 Ri=Цi/Сi ,              (7)

где Ri- уровень рентабельности отдельных видов продукции;

Цi- среднереализационная цена единицы продукции;

Сi- себестоимость единицы продукции.

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Затем необходимо установить за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу предприятия и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Так же производится факторный анализ рентабельности продаж. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цен и себестоимости изделия:

                                                             Rрп=(Цi-Сi)/ Цi ,              (8)

где Rрп - уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции;

Цi- среднереализационная цена единицы продукции;

Сi- себестоимость единицы продукции.


3 Анализ финансового состояния и деловой активности ОАО «Хлеб»

3.1 Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса ОАО «Хлеб»

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств и источников их формирования.  Для общей оценки динамики финансового состояния следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности и срочности обязательств.

На основе данной группировки осуществляется анализ структуры имущества предприятия. Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия в значительной мере зависит от целесообразности вложения финансовых ресурсов в активы.

Оптимальный состав и структура активов, а также правильный выбор стратегии и тактики управления ими являются важным фактором финансового состояния предприятия. Уменьшение запасов и ликвидных средств может привести к риску неплатежеспособности и сокращению объема товарооборота.

Поэтому качество управления текущими активами состоит в том, что предприятие имело лишь минимально необходимую сумму денежной наличности, материальных запасов, средств в расчетах.

Актив баланса содержит сведения о размещении имеющихся в распоряжении предприятия капиталов, т. е. об их вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о вложениях капитала, связанных с финансовыми мероприятиями, и об остатках свободной денежной наличности.

Каждому виду помещения капитала соответствует отдельная статья актива баланса.

Для оценки структуры баланса статьи его актива, так же как и статьи пассива, подлежат группировке. Главными признаками группировки статей актива считают степень их ликвидности и направление использования в хозяйстве предприятия. Отсюда – активы предприятия распределяют на две большие группы: оборотные активы (мобильные средства) и внеоборотные активы (иммобилизованные средства).

Оценка структуры источников средств проводится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. С помощью такой оценки можно понять, куда вкладываются ресурсы – в основные средства и иные внеоборотные активы или оборотные средства.

Так же как и по видам активов, необходимо изучить динамику источников формирования имущества.

Особое внимание при анализе пассивов уделяется собственному капиталу.

Как известно, собственный капитал – активы организации, не зависящие от ее обязательств. Размер собственного капитала определяют: специфика и объемы хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности; скорость обращения активов и пассивов; возможности привлечения кредитов банка, кредиторской задолженности и других заемных средств.

При оценке финансового состояния предприятия используются следующие понятия:

              общая стоимость имущества предприятия равна валюте баланса;

              стоимость иммобилизованных активов (т. е. основных и прочих внеоборотных средств) равна сумме итога раздела I актива баланса;

              стоимость оборотных (мобильных) средств равна итогу раздела II актива баланса;

              стоимость материальных оборотных средств составляет общую сумму запасов в составе оборотных активов баланса;

              величина дебиторской задолженности и краткосрочных активных займов (займов, предоставленных организациям на срок менее 12 месяцев) равна строкам 230, 240 баланса;

              сумма свободных денежных средств в широком смысле слова включает сумму денег в кассе и на счетах предприятия, ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения. Она равна сумме строк 250 и 260 по балансу;

              стоимость собственного капитала равна разделу III пассива баланса в сумме с задолженностью участникам (учредителям) по выплате доходов, доходами будущих периодов, резервами предстоящих расходов раздела V пассива;

              величина заемного капитала равна сумме разделов IV и V пассива баланса за минусом задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов, доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов;

              величина долгосрочных кредитов и займов, предназначенных в большей степени, как правило, для формирования основных средств и других внеоборотных активов, равна итогу раздела IV пассива баланса;

              величина краткосрочных кредитов и займов, предназначенных, как правило, для формирования оборотных активов, равна сумме займов и кредитов по стр. 610 раздела V пассива баланса;

              величина кредиторской задолженности (расчеты) и прочие пассивы отражены по строке 620 и 660 в разделе V пассива баланса.

Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса ОАО «Хлеб» приведены в таблице 4.

Информация о работе Повышения финансовой устойчивости предприятия