Роль бухгалтерской отчетности в прогнозировании банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Частное Торговое Унитарное Предприятие «Белстройбит Запад» осуществляет хозяйственную деятельность с марта месяца 2006 года. Образовано предприятие в результате решения учредителя Андрийчук Ирины Евгеньевны в декабре 2005 года. Уставный фонд сформирован согласно законодательству РБ и внесен полностью на расчетный счет предприятия. В настоящее время офис предприятия размещается в арендованном помещении по адресу: г. Гродно, пр-т Космонавтов 2б-9, производство – г. Гродно, пер. Победы, 5.

Содержание

1. Организационно – экономическая характеристика предприятия и зоны его деятельности 4
1.1. История создания предприятия. Форма собственности и организационно-правовая форма 4
1.2. Организационная структура предприятия 5
1.3. Кадровая политика и управление персоналом 8
1.4. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период 9
1.5. Характеристика зоны деятельности субъекта рынка и оценка его конкурентоспособности 9
2. Коммерческая деятельность предприятия 13
2.1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности 13
2.2. Коммерческая деятельность по выбору партнеров и каналов продвижения товаров на рынок 14
2.3. Коммерческая деятельность по изучению и прогнозированию спроса 14
2.4. Коммерческая работа по организации хозяйственных связей с поставщиками в новых условиях хозяйствования 14
2.5. Коммерческая деятельность по формированию оптимального ассортимента 17
2.6. Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов и управлению товарными ресурсами 18
3. Функциональные области логистики на предприятии 20
3.1. Логистическое управление на предприятии 20
3.1.1. Планирование потребности в материалах 20
3.1.2. Контроль выполнения прогнозируемых процессов на предприятии 20
3.1.3. Анализ работы с персоналом (должностные инструкции и обязанности) 20
3.2. Организация снабжения, закупок, производства 23
3.2.1. Оценка результатов работы с поставщиками 23
3.2.2. Подготовка и реализация заказов 23
3.2.3. Организация и выбор системы поставок 24
3.2.4. Планирование производства 26
3.3. Управление запасами, складская логистика 27
3.3.1. Основные показатели эффективности работы складского хозяйства 27
3.3.2. Оптимальный выбор системы складирования 27
3.4. Организация обслуживания потребителя 29
3.4.1. Оценка качества обслуживания 29
3.4.2. Оценка уровня обслуживания 30
3.5. Транспортное и информационное обеспечение на предприятии 31
3.5.1. Анализ транспортной системы распределения товаров 31
3.5.2. Информационная поддержка оптовых логистических процессов 32
3.6. Управление логистическими затратами 32
4. Организация маркетинга предприятия 34
4.1. Характеристика целей, микро- и макросреды маркетинга предприятия 34
4.2. Организация маркетинговых исследований 34
4.2.1. Направления маркетинговых исследований на предприятии 34
4.2.2. Источники информационного обеспечения маркетинговых исследований на предприятии 35
4.2.3. Организация кабинетных и полевых исследований рынка 37
4.3. Товарная политика предприятия 39
4.3.1. Товарная номенклатура и ассортимент товаров 39
4.3.2. Инновационная деятельность в товарной политике предприятия 40
4.3.3. Жизненный цикл товара и особенности маркетинговой деятельности на его отдельных этапах 42
4.3.4. Матрица Бостонской консалтинговой группы 44
4.3.7. Сервисная политика предприятия 47
4.4. Ценовая политика предприятия 47
5. Бухгалтерский учет хозяйственной деятельности 53
5.1. Учет денежных средств и расчетов 53
5.1.1. Порядок открытия предприятием расчетного и других счетов в банке 53
5.1.2. Порядок движения и хранения наличных денег в кассе. Бухгалтерская обработка кассовых операций 54
5.2. Учет основных средств (фондов), материалов, нематериальных активов 58
5.3. Учет труда и заработной платы. Нормативно-правовое регулирование учета труда и заработной платы 59
5.3.1. Документооборот по учету труда и заработной платы 59
5.3.2. Учет труда и заработной платы 64
5.4. Учет затрат на производство 69
5.5. Учет источников формирования средств торгового предприятия 70
5.6. Учет финансовых результатов 71
6. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 74
Список использованных источников 82

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Где Х1 - оборотный капитал/сумма активов;

Х2 - нераспределенная прибыль/сумма активов;

Х3 - операционная прибыль/сумма  активов;

Х4 - рыночная стоимость акций/задолженность;

Х5 - выручка/сумма  активов.

Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может  принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово  устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.

Z-коэффициент имеет  общий серьезный недостаток - по  существу его можно использовать  лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний  можно получить объективную рыночную  оценку собственного капитала.

В 1983 г. Альтман  получил модифицированный вариант  своей формулы для компаний, акции  которых не котировались на бирже:

(здесь Х4 - балансовая, а не рыночная стоимость акций.)

Коэффициент Альтмана относится к числу наиболее распространенных. Однако, при внимательном его изучении видно, что он составлен некорректно: член Х1 связан с кризисом управления, Х4 характеризует наступление финансового кризиса, в то время как остальные - экономического. С точки зрения системного подхода данный показатель не имеет права на существование.

Вообще, согласно этой формуле, предприятия с рентабельностью  выше некоторой границы становятся полностью "непотопляемыми". В  российских условиях рентабельность отдельного предприятия в значительной мере подвергается опасности внешних  колебаний. По-видимому, эта формула  в наших условиях должна иметь  менее высокие параметры при  различных показателях рентабельности.

Известны другие подобные критерии. Так британский ученый Таффлер (Taffler) предложил в 1977 г. четырехфакторную прогнозную модель, при разработке которой использовал  следующий подход:

При использовании  компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить  модель платежеспособности, определяя  частные соотношения, которые наилучшим  образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти  показатели и сводя их соответствующим  образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового  состояния корпорации. Типичная модель для анализа компаний, акции которых  котируются на биржах, принимает форму:

где:

х1=прибыль до уплаты налога/текущие обязательства (53%)

х2=текущие активы/общая сумма обязательств (13%)

х3=текущие обязательства/общая  сумма активов (18%)

х4=отсутствие интервала кредитования (16%)

с0,...с4 - коэффициенты, проценты в скобках указывают на пропорции модели; х1 измеряет прибыльность, х2 - состояние оборотного капитала, х3 - финансовый риск и х4 - ликвидность.

Для усиления прогнозирующей роли моделей можно трансформировать Z-коэффициент в PAS-коэффициент (Perfomans Analysys Score) - коэффициент, позволяющий  отслеживать деятельность компании во времени. Изучая PAS-коэффициент как  выше, так и ниже критического уровня, легко определить моменты упадка и возрождения компании.

PAS-коэффициент  - это просто относительный уровень  деятельности компании, выведенный  на основе ее Z-коэффициента за  определенный год и выраженный  в процентах от 1 до 100. Например, PAS-коэффициент,  равный 50, указывает на то, что  деятельность компании оценивается удовлетворительно, тогда как PAS-коэффициент, равный 10, свидетельствует о том, что лишь 10% компаний находятся в худшем положении (неудовлетворительная ситуация). Итак, подсчитав Z-коэффициент для компании, можно затем трансформировать абсолютную меру финансового положения в относительную меру финансовой деятельности. Другими словами, если Z-коэффициент может свидетельствовать о том, что компания находится в рискованном положении, то PAS-коэффициент отражает историческую тенденцию и текущую деятельность на перспективу.

Сильной стороной такого подхода является его способность  сочетать ключевые характеристики отчета о прибылях и убытках и баланса  в единое представительное соотношение. Так, компания, получающая большие прибыли, но слабая с точки зрения баланса, может быть сопоставлена с менее прибыльной, баланс которой уравновешен. Таким образом, рассчитав PAS-коэффициент, можно быстро оценить финансовый риск, связанный с данной компанией, и соответственно варьировать условия сделки. В сущности, подход основан на принципе, что целое более ценно, чем сумма его составляющих.

Дополнительной  особенностью этого подхода является использование "рейтинга риска" для  дальнейшего выявления скрытого риска. Этот рейтинг статистически  определяется только, если компания имеет  отрицательный Z-коэффициент, и вычисляется  на основе тренда Z-коэффициента, величины отрицательного Z-коэффициента и числа  лет, в продолжение которых компания находилась в рискованном финансовом положении. Используя пятибалльную шкалу, в которой 1 указывает на "риск, но незначительную вероятность немедленного бедствия", а 5 означает "абсолютную невозможность сохранения прежнего состояния", менеджер оперирует готовыми средствами для оценки общего баланса  рисков, связанных с кредитами  клиента.

Учеными Иркутской  государственной экономической  академии предложена своя четырехфакторная модель прогноза риска банкротства (модель R), которая имеет следующий  вид:

где К1 - оборотный капитал/актив;

К2 - чистая прибыль/собственный капитал;

К3 - выручка от реализации/актив;

К4 - чистая прибыль/интегральные затраты.

Вероятность банкротства  предприятия в соответствии со значением  модели R определяется следующим образом:

Значение R

Вероятность банкротства, процентов

Меньше 0

Максимальная (90-100)

0-0,18

Высокая (60-80)

0,18-0,32

Средняя (35-50)

0,32-0,42

Низкая (15-20)

Больше 0,42

Минимальная (до 10)


К очевидным достоинствам данной модели можно отнести то, что механизм ее разработки и все  основные этапы расчетов достаточно подробно описаны в источнике.

Коэффициент прогноза банкротства (Кпб) характеризует удельный вес чистых оборотных средств в сумме актива баланса. Он исчисляется по формуле:

 

Можно также использовать в качестве механизма предсказания банкротства цену предприятия. На скрытой  стадии банкротства начинается незаметное, особенно если не наложен специальный  учет, снижение данного показателя по причине неблагоприятных тенденций  как внутри, так и вне предприятия.

Цена предприятия (V) определяется капитализацией прибыли  по формуле:

где P - ожидаемая  прибыль до выплаты налогов, а  также процентов по займам и дивидендов;

K - средневзвешенная  стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий  проценты и дивиденды, которые  необходимо будет выплачивать  в соответствии со сложившимися  на рынке условиями за заемный  и акционерный капиталы).

Снижение цены предприятия  означает снижение его прибыльности либо увеличение средней стоимости  обязательств (требования банков, акционеров и других вкладчиков средств). Прогноз  ожидаемого снижения требует анализа  перспектив прибыльности и процентных ставок.

Целесообразно рассчитывать цену предприятия на ближайшую и  долгосрочную перспективу. Условия  будущего падения цены предприятия  обычно формируются в текущий  момент и могут быть в определенной степени предугаданы (хотя в экономике  всегда остается место для непрогнозируемых скачков).

Кризис управления характеризует  показатель Аргенти (А-счет).


Согласно данной методике, исследование начинается с  предположений, что (а) идет процесс, ведущий  к банкротству, (б) процесс этот для  своего завершения требует нескольких лет и (в) процесс может быть разделен на три стадии:

Недостатки. Компании, скатывающиеся к банкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго до фактического банкротства.

Ошибки. Вследствие накопления этих недостатков компания может совершить ошибку, ведущую  к банкротству (компании, не имеющие  недостатков, не совершают ошибок, ведущих  к банкротству).

Симптомы. Совершенные  компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности: ухудшение показателей (скрытое при помощи "творческих" расчетов), признаки недостатка денег. Эти симптомы проявляются в последние  два или три года процесса, ведущего к банкротству, который часто  растягивается на срок от пяти до десяти лет.

При расчете А-счета  конкретной компании необходимо ставить  либо количество баллов согласно Аргенти, либо 0 - промежуточные значения не допускаются. Каждому фактору каждой стадии присваивают  определенное количество баллов и рассчитывают агрегированный показатель - А-счет.

Метод А-счета для  предсказания банкротства.

Недостатки

Ваш балл

Балл согласно Аргенти

Директор-автократ

?

8

Председатель совета директоров является также директором

?

4

Пассивность совета директоров

?

2

Внутренние противоречия в совете директоров (из-за различия в знаниях  и 

   

навыках) ? 2 Слабый финансовый директор ? 2 Недостаток профессиональных менеджеров среднего и нижнего звена (вне совета директоров) ? 1 Недостатки системы учета:Отсутствие бюджетного контроля 3 Отсутствие прогноза денежных потоков ? 3 Отсутствие системы управленческого  учета затрат ? 3 Вялая реакция  на изменения (появление новых продуктов, технологий, рынков, методов организации  труда и т.д.) ? 15 Максимально возможная  сумма баллов ? 43 "Проходной балл" 10 Если сумма больше 10, недостатки в управлении могут привести к серьезным ошибкам Ошибки Слишком высокая доля заемного капитала ? 15 Недостаток оборотных средств из-за слишком быстрого роста бизнеса ? 15 Наличие крупного проекта (провал такого проекта подвергает фирму серьезной опасности) ? 15 Максимально возможная сумма баллов 45 "Проходной балл" 15 Если сумма баллов на этой стадии больше или равна 25, компания подвергается определенному риску Симптомы Ухудшение финансовых показателей ? 4 Использование "творческого бухучета" ? 4 Нефинансовые признаки неблагополучия (ухудшение качества, падение "боевого духа" сотрудников, снижение доли рынка) ? 4 Окончательные симптомы кризиса (судебные иски, скандалы, отставки) ? 3 Максимально возможная сумма баллов 12 Максимально возможный А-счет 100 "Проходной балл" 25 Большинство успешных компаний 5-18 Компании, испытывающие серьезные затруднения 35-70 Если сумма баллов более 25, компания может обанкротиться в течение ближайших пяти лет.Чем больше А-счет, тем скорее это может произойти.

"Качественные" кризис-прогнозные методики


Ориентация на какой-то один критерий, даже весьма привлекательный  с позиции теории, на практике не всегда оправдана. Поэтому многие крупные  аудиторские фирмы и другие компании, занимающиеся аналитическими обзорами, прогнозированием и консультированием, используют для аналитических оценок системы критериев. Безусловно, в этом есть и свои минусы: гораздо легче принять решение в условиях однокритериальной, чем многокритериальной задачи. Вместе с тем, любое прогнозное решение подобного рода, независимо от числа критериев, является субъективным, а рассчитанные значения критериев носят скорее характер информации к размышлению, нежели побудительных стимулов для принятия немедленных решений.

В качестве примера  можно привести рекомендации Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания), содержащие перечень критических показателей для  оценки возможного банкротства предприятия. В.В. Ковалев, основываясь на разработках  западных аудиторских фирм и преломляя  эти разработки к отечественной  специфике бизнеса, предложил следующую  двухуровневую систему показателей.

К первой группе относятся  критерии и показатели, неблагоприятные  текущие значения или складывающаяся динамика изменения которых свидетельствуют  о возможных в обозримом будущем  значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве. К ним относятся:

повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;

превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;

чрезмерное использование  краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;

устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;

хроническая нехватка оборотных средств;

устойчиво увеличивающаяся  до опасных пределов доля заемных  средств в общей сумме источников средств;

неправильная реинвестиционная политика;

превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;

хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами  и акционерами (в отношении своевременности  возврата ссуд, выплаты процентов  и дивидендов);

высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности;

наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;

ухудшение отношений  с учреждениями банковской системы;

использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;

применение в  производственном процессе оборудования с истекшими сроками эксплуатации;

Информация о работе Роль бухгалтерской отчетности в прогнозировании банкротства