Финансовая устойчивость организации: анализ и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание

Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения.

Содержание

Введение ...................................................................................3

1.Методологические аспекты анализа и управления финансовой устойчивостью предприятия …………………..................................................................5
2.Экономическая и финансовая оценка предприятия ..……….............................8
2.1. Место расположения и юридический статус ……...................................9
2.2. Размеры производства и специализация ………..............................10
2.3. Финансовые результаты от продаж продукции ...............................12
3.Анализ финансовой устойчивости предприятия ................................13
3.1. Горизонтальный и вертикальный баланс предприятия ............14
3.2. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия …........18
3.3. Показатели структуры баланса ....................................................23
3.4. Анализ наличного и безналичного денежного потока ......................24
3.5. Анализ продолжительности финансового цикла ................................26
3.6. Анализ текущих финансовых потребностей ................................27
3.7. Анализ деловой активности и доходов ..........................................29
3.8. Определение запаса финансовой устойчивости ................................31
3.9. Отечественный опыт прогнозирования банкротства ................................33
4.Управление финансовой устойчивостью ..........................................39
4.1. Дилемма управления финансами ....................................................39
4.2. Стратегическое управление финансовой устойчивостью .....................41
4.3. Текущее управление финансовой устойчивостью ................................43

Заключение ........................................................................47

Работа состоит из  1 файл

курсовая Финансы пред-тия.doc

— 560.50 Кб (Скачать документ)

     Продукция  завода реализуется на территории  Красноярского края, республик Хакасия  и Тува.

 

 

 

 

2.2. Размеры предприятия  и его специализация

 

Под специализацией предприятия  понимается сосредоточение его деятельности на производстве определенного вида или видов продукции. Цель специализации сельскохозяйственных предприятий – создание условий для увеличения прибыли, объема производства продукции, снижения издержек, повышение производительности труда, улучшения качества продукции.

Специализацию изучаемого хозяйства рассмотрим по структуре  товарной продукции.

Таблица 1- Структура товарной продукции

Выручка от продаж по видам продукции

Годы

2008 г. в % к

 

2006

2007

2008

2006

2007

Зерновые и зернобобовые, тыс.руб.

19435

34571

53474

275,1

154,7

Удельный вес в общей  выручке, %

19,6

24,8

31,9

162,8

128,6

Подсолнечник, тыс.руб.

4098

5635

19053

464,9

338,1

Удельный вес в общей  выручке, %

4,1

4,0

11,4

278,0

285,0

Сахарная свекла, тыс.руб.

11944

28391

19120

160,1

67,3

Удельный вес в выручке, %

12,0

20,4

11,4

95,0

55,9

Продукция растениеводства  после переработки, тыс.руб.

21957

12238

7717

35,1

63,1

Удельный вес в общей выручке, %

22,1

8,8

4,6

20,8

52,3

Итого продукции растениеводства, тыс.руб.

57525

80918

99403

172,8

122,8

Удельный вес в общей  выручке, %

58,0

58,2

59,2

102,1

101,7

КРС, тыс.руб.

2423

6930

9873

407,5

142,5

Удельный вес в общей  выручке, %

2,4

5,0

5,9

425,8

118,0

Свиньи, тыс.руб.

9276

13606

19363

208,7

142,3

Удельный вес в общей  выручке, %

9,4

9,8

11,5

122,3

117,3

Молоко, тыс.руб.

25762

23002

24161

93,8

105,0

Удельный вес в общей  выручке, %

26,0

16,5

14,4

55,4

87,3

Итого продукции животноводства, тыс.руб.

40408

55637

66862

165,5

120,2

Удельный вес в общей  выручке, %

40,8

41,8

39,8

97,5

95,2

Прочая продукция, работы, услуги, товары

1227

-

1550

126,3

-

Удельный вес в общей  выручке, %

1,2

-

1,0

33,3

-

Всего выручки

99160

139143

167815

169,2

120,6

Темп роста, %

100

140,3

120,6

-

-


 

На основании исходных данных, представленных в таблице 1, определяется производственное направление предприятия, даётся оценка произошедшим изменениям. Также показатели необходимо сравнить со средними данными по району.      

Для оценки уровня (глубины) специализации производства рассчитывается коэффициент специализации (Ксп) по формуле:

 

                                        Ксп = 100/ ∑[Уді * (2п – 1)],

 

где  Уді – удельный вес і - го товарной продукции в общем её объёме

        п -  порядковый номер отдельных видов продукции по их   удельному весу в ранжированном ряду.                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Финансовые результаты от продаж

 

Финансовый  результат важнейший  показатель деятельности предприятия. Он показывает, как организована работа в хозяйстве, характеризует хозяйственно-финансовую деятельность предприятия.

Для оценки финансового  результата  рассмотрим среднюю  цену реализации по основным видам продукции и выявим прибыль (убыток) по каждому виду продукции.

.Таблица   2   -   Результаты   продажи   основных   видов   сельскохозяйственной продукции в ОАО "Спартак" в 2005-2007 гг., тыс.руб.

Виды продукции

Годы

2008 г. в %

к 2006 г.

 

2006

2007

2008

 

Выручено  от продажи зерна

19435

34571

93474

275,1

Себестоимость проданного зерна

18531

24326

25474

137,5

Прибыль от продажи  зерна

904

10245

28000

3097,3

Рентабельность  продажи зерна, %

4,7

29,6

52,4

1114,9

Выручено  от продажи маслосемян

4098

5635

19053

464,9

Себестоимость проданных маслосемян

2760

1769

6363

230,5

Прибыль от продажи  маслосемян

1338

3866

12690

948,4

Рентабельность  продажи маслосемян

32,7

38,6

66,6

203,7

Выручено  от продажи сахарной свеклы

11944

28391

19120

160,1

Себестоимость проданной сахарной свеклы

9396

16324

10281

109,4

Прибыль от продажи  сахарной свеклы

2548

12067

8839

346,9

Рентабельность  сахарной свеклы, %

21,3

42,5

46,2

216,9

Выручено  от продажи переработанной продукции растениеводства

21957

12238

7717

35,1

Себестоимость проданной переработанной продукции растениеводства

15383

7704

4115

26,8

Прибыль от продажи  переработанной продукции растениеводства

6574

4534

3602

54,8

Рентабельность  продажи переработанной продукции растениеводства, %

29,9

37,0

46,7

156,2

Выручено  от продажи КРС

2423

6930

9873

407,5

Себестоимость проданного КРС

1911

7221

12309

644,1

Прибыль от продажи  КРС

512

-291

-2436

-

Рентабельность  продажи КРС, %

21,1

-4,2

-24,7

-

Выручено  от продажи свиней

9276

13606

19363

208,7

Себестоимость проданных свиней

5226

10457

17178

328,7

Прибыль от продажи  свиней

4050

3149

2185

54,0

Рентабельность  продажи свиней, %

43,7

23,1

11,3

25,9

Выручено  от продажи молока

25763

23002

24161

93,4

Себестоимость проданного молока

18481

18790

18491

100,1

Прибыль от продажи  молока

7281

4212

5670

77,9

Рентабельность  продажи молока, %

28,3

18,3

23,5

83,0

Рентабельность  продаж в целом по предприятию, %

25,0

11,0

16,5

66,0


 

Из таблицы 2 видно как меняются финансовые результаты на протяжении периода анализа. Средняя цена реализации под действием инфляции естественно росла на протяжении трех лет почти по всем видам продукции, следовательно, довольно трудно судить о чем-либо по этому показателю. А вот прибыль, убыток прямо показывает,  на сколько предприятие справляется со своей главной задачей – получение прибыли. В целом прибыльным ОАО «Спартак» нельзя назвать, на протяжении последних двух лет предприятие несло убытки при реализации основной продукции, хотя величина убытков небольшая. Тем более, что убытки по основному производству могут покрываться операционными доходами.

 

Таблица 3- Средняя цена реализации основных видов продукции.

 

Вид  

 продукции

Выручка от

реализации,

 тыс.р.

Кол-во

реализованной

 продукции, ц

Средняя цена

реализации, р.

Полная

 себестоимость

 тыс. р.

Прибыль

(убыток),

 тыс. р.

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Зерно

61

89

9

467

465

39

130,6

191,4

230,8

49

53

14

12

36

-5

Картофель

72

9

-

224

51

-

321,4

176,5

-

52

12

0

20

-3

0

Овощи

2050

1551

1120

7959

5542

2558

257,6

279,9

437,8

2026

1689

1415

24

-138

-295

Молоко

798

879

690

2024

2252

1321

394,3

390,3

522,3

1474

1356

796

-676

-477

-106

Прирост

жив массы

КРС

138

29

136

166

30

77

831,3

966,7

1766,2

1084

195

211

-946

-166

-75

Прочая 

продукция

8

8

-

2

1

-

4000,0

8000,0

-

17

18

0

-9

-10

0


 

 

3. Анализ финансовой  устойчивости

   3.1.Горизонтальный и вертикальный анализ баланса.

Приступая к анализу  бухгалтерских балансов хозяйства, прежде всего, нужно выяснить, какие изменения за изученные три года происходили в данном предприятии в структуре его активов (т.е. его ресурсного потенциала) и источниках их формирования (пассивов баланса). Для этого выполним вертикальный анализ балансов на начало и конец изученного 3-летнего периода, т.е. на 1 января 2005 г. и на 31 декабря 2007 г.

Вертикальный анализ - это и есть структурный анализ. Он заключается в представлении бухгалтерской финансовой отчетности в виде относительных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей. При этом для более наглядного представления анализируемых показателей бухгалтерского баланса (формы № 1) предварительно провели их агрегирование в соответствии с рекомендациями работ.

Агрегирование - это укрупнение, объединение отдельных частных  показателей в более крупные, обобщенные показатели. Например, все виды краткосрочной задолженности предприятия представили в виде одного сводного показателя, так как в данном случае большей детализации не

требовалось. Так же поступили со строками третьего раздела баланса, объединив их в единой строке - "Капитал и резервы" (т.е. собственный капитал предприятия, обобщаемый в строке 490 формы № 1). Преимущества такого представления исходной информации, отобранной для анализа, состоят в ее большей простоте и наглядности.

При вертикальном анализе все отобранные статьи анализируемых балансов приводятся в процентах к итогу баланса (т.е. к его валюте). В результате появляется возможность для рассмотрения и изучения соотношений оборотных и внеоборотных активов предприятия, для выявления структуры (удельного веса) собственного и заемного капитала. Если данные приводятся за ряд лет, то одновременно проводится и горизонтальный анализ, т.е. изучение показателей во времени путем их сравнения в базовом и последующих годах.

Таким образом, вертикальный (структурный) анализ, дополненный горизонтальным анализом, позволяет наглядно определить значимость активов и пассивов, отраженных в первой и других формах бухгалтерской отчетности.

Результаты  вертикального анализа формы  № 1 бухгалтерского баланса ОАО "Спартак" Ермаковскогорайона по состоянию на начало и конец указанных выше периодов представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерских балансов

Показатели

Начало 2005 г., тыс.руб.

Конец 2007 г., тыс.руб.

В % к итогу баланса

 

 

 

 

2005 г.

2007 г.

2007 г. в% к 2005 г.

Актив баланса

/. Внеоборотные активы Основные средства Незавершенное строительство Долгосрочные финансовые вложения Итого

146038

1

60

146099

234254 29706

263960

66,1

0,03 66,1

44,5 5,6

50,1

67,3 75,8

//. Оборотные активы Запасы - всего Материалы Животные на выращивании и откорме Готовая продукция и товары для перепродажи Дебиторская задолженность Денежные средства

69723 10401

24870

12678

3026 628

113205

28237

37503

18130

117480 6283

31,5 4,7

11,3

5,7

1,4 0,3

21,5 5,4

7,1

3,5

22,3 1,2

68,2 114,0

63,0

60,7

1592,5

397,5

Итого

74964

262968

33,9

49,9

147,2

Баланс

221063

526928

100

100

100

Пассив  баланса

///. Капитал и резервы

192096

220042

86,9

41,8

48,1

IV. Долгосрочные пассивы

10000

299431

4,5

56,8

1262,8

V. Краткосрочные пассивы

18967

7455

8,6

1,4

16,5

Баланс

221063

526928

100

100

100


Из таблицы 4 вытекают следующие основные выводы и заключения.

Первое. Удельный вес  стоимости основных средств и  внеоборотных активов хозяйства за три изученных года существенно уменьшился. На 1-е января 2005 г. удельный вес основных средств составлял 66,1 % от итога (валюты) баланса. На 31 декабря 2007 г. данный показатель составлял 44,5 %, т.е., , сократился на 32,75 %. Правда, при этом в абсолютных размерах стоимость основных средств возросла со 146,0 млн.руб. до 234,3 млн.руб. Сократился до нуля удельный вес долгосрочных финансовых вложений (покупка облигаций и акций других предприятий). Их доля в валюте баланса в 2005 г. составляла 0,03 %, а в 2007 г. - 0 %. Незавершенное строительство увеличилось не только по абсолютной величине (с 1,0 тыс.руб. на начало 2005 г. до 29706 тыс. руб. на конец 2007 г.), но и относительно. Изменение удельного веса этого показателя составило 4,6 %,. В целом же доля внеоборотных активов в общей величине валюты баланса уменьшилась с 66,1 до 50,7 %, что составило 24,2 % .

За указанными изменениями, как представляется, скрываются следующие обстоятельства: предприятие освободилось от излишних основных средств, заменив их меньшим количеством новой техники; благодаря практическому уменьшению доли внеоборотных активов и увеличению их стоимости в абсолютном исчислении имущество предприятия более ликвидным не стало. В то же время увеличение незавершенного строительства как по абсолютным размерам, так и по удельному весу свидетельствует о том, что предприятие ведет крупное по масштабам строительство новых объектов. Так оно и есть: в хозяйстве ведется реконструкция и новое строительство крупных объектов в животноводстве.

Второе. При  уменьшении удельного веса труднореализуемых внеоборотных активов (основных средств) удельный вес среднереализуемых оборотных активов (материалов) также уменьшился почти на 32 % - с 31,5 до 21,5 % валюты баланса. При этом уменьшилась доля готовой продукции и товаров для предпродажи: с 5,7 до 3,5 % валюты баланса (в абсолютных размерах - с 12,7 до 18,1 млн.руб.) За этим фактом скрывается менее рациональная сбытовая (маркетинговая) политика предприятия: произведя готовую продукцию - предприятие реализует ее в наиболее подходящие моменты, когда реализационные цены оказываются наиболее приемлемыми для продавца, а в том же году. Цены продаж, как правило, выше в первой половине следующего года, т.е. зимой. Между тем объемы готовой продукции, накопленной на складах хозяйства, стали сокращаться. В то же время резко увеличилась дебиторская задолженность. В абсолютном измерении это выразилось в ее роста с 3,0 млн.руб. до 117,5 млн. руб., а в относительном (по удельному весы в валюте баланса) - с 1,4 до 22,3 %.

Третье. Существенно изменились источники формирования (т.е. финансирования) имущества предприятия. В начале изученного трехлетнего периода за счет капитала и резервов (т.е. за счет собственных средств предприятия) было сформировано 86,9% всех активов. К концу 2007 г. удельный вес собственных источников уменьшился до 41,8 % всех пассивов, т.е. более чем вдвое. При этом доля долгосрочных и краткосрочных заемных средств весьма существенно возросла, особенно долгосрочных. Сумма долгосрочных кредитов и займов в формировании активов предприятия в начале 2005 г. была равна всего 10000 тыс.руб., а в конце 2007 г. - 229,4 млн.руб. Сумма краткосрочных кредитов (т.е. со сроком возврата до одного года) уменьшилась с 18967 тыс. до 7455 тыс.руб., а их удельный вес в общей сумме пассивов (источников формирования активов) сократился с 8,6 до 1,4 %. В целом же увеличение привлеченных источников (долгосрочных пассивов) было весьма значительным: более чем в 12,6 раза. При этом важно отметить, что подобное увеличение доли привлеченных долгосрочных средств в формировании активов предприятия в финансовом менеджменте считается выгодным для хозяйствующего субъекта. Долгосрочные кредиты и займы представляют собой дополнительный финансовый рычаг для более успешного развития предприятия-заемщика. По международной терминологии этот инструмент называют финансовым левериджем , что и переводится на русский язык словом "рычаг". Считается, что без угрозы для своей финансовой независимости предприятие может привлекать заемные средства до 30 % общей суммы пассивов. Между тем предприятие эту долю довело до 55 %. Поэтому оно не может дальше наращивать   формирование   (финансирование)   своих   активов,   привлекая заемные средства, без большой угрозы для своей финансовой устойчивости.

Информация о работе Финансовая устойчивость организации: анализ и управление